Возможна ли политика

Jul 20, 2013 10:44


Заметили мне, что “мои” - христианские - критерии в принципе слишком высоки, им никто заведомо удовлетворить не может. Но разве требование не врать - специфически христианское? Чем было вызвано всеобщее возмущение американцев Клинтоном? Не то, что он использовал Овальный кабинет в неовальных целях, а то, что он лгал про это использование. Требование правдивости, прозрачности, диалогичности, демократичности, - не что-то сверхъественное и невозможное. В России всячески навязывают идею, что правду господа придумали, чтобы задурить головы, как и Бога выдумали, чтобы крепостными владеть, а жить возможно только по лжи. Но это просто неверно. Есть Бог или нет, особый вопрос, а быть порядочным - не вопрос. Можно быть порядочным, можно построить правовое государство, можно добиться подотчётности властей и политиков. Можно и нужно. Не бином Ньютона.

Российские причитания про невозможность честности в политике - как нытьё ребёнка, которому не нравится чистить зубы: да зачем это нужно… всё равно в старости выпадут… только время тратить… Подлянка в том, что в отношениях между собой пропагандисты лжи всё-таки придерживаются нормальных принципов. Диктатор вице-диктатору доверяет, рассчитывает, что тот не врёт и не подсиживает его, - и тот, кажется, не врёт и не подсиживает. Потому что всякая жизнь стоит на правде, даже жизнь бандитов и деспотов. Только бандит хочет лимитировать правду пределами банды, а нормальный человек хочет, чтобы правда была нормой для всех.

Беда не в том, что цинизм и занижение этической нормы в политике плохо. Беда в том, что цинизм или, мягче скажем, моральное отчаяние начинается в “низу”, в повседневной жизни человека, растлевает его отношения не с каким-то сопредельными государствами, а с женой, мужем, детьми и самим собой.

Что до христианства, то все известные примеры христианских политиков показывают, что ничего невозможного нет. В ненормальных условиях гибнут не только святые, но и просто порядочные люди, и честь им и хвала, что погибли, а не скурвились. В нормальных условиях святой неотличим от несвятого, верующий от неверующего - правила одни для всех, а всякие приятные бонусы в виде нетривиальных этических решений - они есть приятные бонусы, которым порадовался - и вперёд.

Данное сообщение изначально опубликовано в блоге Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном блоге.

Без рубрики

Previous post Next post
Up