Призрак бродит по России, призрак дебилизма...

Nov 09, 2011 00:50

С Кургиняном у меня вышла та же история, что и с сериалом Lost. Сперва все вокруг обсуждали, а я не понимал, о чем вообще речь идет. Наконец, приобщился - ну что за фигня...

Я решил не смотреть 100500 видеозаписей, а сразу ознакомиться с программным документом, поскольку жизнь коротка, да и печатный текст воспринимается легче, чем телешоу. Называется документ ПОСЛЕ КАПИТАЛИЗМА Манифест движения «Суть времени» и занимает 43 страницы.

Сразу обозначу единственное, что мне понравилось: Сталин практически не упоминается. И это правильно: пока мы тут разбираемся, были ли покойный нравственным человеком, в мире всякая фигня творится. О деле надо думать, о современности. Увы, тут Кургиняна никак нельзя назвать хорошим советчиком.

Документ начинается словами "Введение. Концептуальная и экзистенциальная рамка". Уже здорово. Манифест Коммунистической партии, как мы помним, начинался попроще: "Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма". А тут экзистенциальная рамка. То есть, документ явно не рассчитан на широкие слои рабочих, крестьян и прогрессивных оленеводов. Экзистенциальная рамка их отпугнет. С другой стороны, высоколобому небыдлу вряд ли понравятся пассажи вроде "Как говорил великий фламандец Тиль Уленшпигель...". А ведь ещё дедушка Ленин сурово отчитывал тогдашних агитаторов за непонимание, как говорят маркетологи, целевой аудитории. Но вернемся к рамке. Она "очерчивает общую для всех участников политическую, нравственную и экзистенциальную территорию" и стоит на четырех китах:

Принцип №1. Все мы относимся к краху СССР как к личной трагедии.

Раскрывая этот принцип, Кургинян пишет о некоторых загадочных "силах", разваливших СССР и пытающихся теперь развалить Россию, о боли утраты, о том, что "СССР живет в наших сердцах" и о будущем реванше. Вообще, давно вывел для себя правило: если автор пишет о неких "силах", избегая их конкретизировать, на этого автора лучше не тратить времени. Что, блин, за "силы"?! Буржуи, вашингтонский обком, жиды и скубенты, английская королева? Весь дальнейший текст особой ясности не добавляет, хотя в нем постоянно упоминаются "Силы", "Враг" и прочий возвышенный толкинизм. Почему я должен гадать? Это манифест или Жапризо? Представьте, что Маркс писал бы не о буржуазии, а о "силах"...

Принцип №2. Мы хотим знать, почему распался Советский Союз и кто виновен в этой трагедии... Не готовые дать окончательный ответ сегодня, мы дадим его завтра. В русских сказках говорится о семи парах стоптанных железных сапог. Если будет надо, мы стопчем семьдесят семь пар таких железных сапог.

Само по себе желание найти виноватых понятно, но если оперировать мистическими "силами", то ждать придется действительно до стоптания железных сапог, а ответ в итоге будет каким-нибудь вроде "ситхи".

Принцип №3.  Мы хотим понять еще и то, как можно вернуть утраченное.

Принцип №4. Без любви разум бессилен. Без разума любовь слепа. 
Но и разума, и любви недостаточно. Мы хотим понимания природы своего 
поражения, понимания путей к победе - не просто для того, чтобы потешить свой 
ум и успокоить сердечную боль. Мы хотим не только понять, как вернуть 
утраченное. Мы хотим это утраченное вернуть. 
Сердце и разум, даже объединившись, бессильны, если нет воли. У нас эта 
воля есть. Мы хотим бороться за то, чтобы вернуть утраченное. Мы не хотим 
экстаза, мы не будем биться в конвульсиях. Мы сможем остудить чувство, не 
потеряв при этом его. Наш разум может и будет брать один барьер сложности за 
другим. 
Но все это для нас - не упражнения души и разума. Нам нужно любить и 
знать для того, чтобы действовать.
Ясно, к Гудвину ребята уже сходили. На этом "экзистенциальная рамка" заканчивается, и начинается рассказ об устройстве "жизни, вселенной и всего остального".

Надо сказать, что главная особенность кургинянского манифеста - его вненаучность. Не антинаучность, а именно вненаучность. Нельзя же называть антинаучными "Властелина колец" или "Звездные войны". На просто рассказывают захватывающую сказку. В сказке ничто не вытекает логическим образом из каких-то там материальных причин или даже из предыдущих частей сказки. Просто автор так сказал. Есть великая Сила, есть добрые джедаи, есть злые ситхи. Единственное обоснование - Лукас так сказал. Лукас является единственным источником знаний о выдуманной вселенной "Звездных войн", а не нравится - иди смотри другой фильм. У Кургиняна ход истории избавлен от оков причинно-следственной связи, зато подчинен какому-то необъяснимому року: "заканчивается эпоха эльфов, начинается эпоха хоббитов. Я чувствую колебания в Силе..." Иногда становится завидно: наверное, выходя на балкон, Кургинян видит не обычный городской пейзаж, а черные тучи на Мордором и пылающую гору Ородруин. Разумеется, такой подход идет несколько вразрез с марксизмом, но люд вкушает.

"Ведь проект под названием «капитализм» оказался, мягко говоря, очень трудно совместим с Россией как историко-культурной личностью" - смело пишет наш толкиенист. Это, кстати, базовый элемент его эпоса: для разных культур действуют разные законы развития. Европа породила "проект" капитализма и реализовала его на практике, Азия ничего своего породить не может, но смогла заимствовать капитализм от Европы, а у России вообще на капитализм жесточайшая врожденная аллергия, зато есть природный дар коммунизма. Изначальная и абсолютная несовместимость России с буржуазностью, с капитализмом подчеркивается многократно. Кургинян не пытается скрыть махровое мессианство: только Россия (если, конечно, она вернется на свой исконный "исторический путь") может спасти человечество от победы темных сил и окончательной гибели. Иначе наступит конец истории, Адъ, Израиль, трэш, угар и содомия. Поскольку у Маркса ничего такого не упоминается, Кургинян раздвигает тесные ему рамки марксизма, говоря о необходимости соединения Маркса и Вебера. Впрочем, и вместе с Вебером Маркс для Кургиняна узок, так что дальше содомия становится групповой.

Обозначив великое предназначение России, Кургинян раскрывает причины её нынешнего убогого состояния. В этом месте автор вдруг опускается с высот толкиеновского стиля до низкой арифметики, доказывая, что законным способом (на зарплату) накопить первоначальный капитал в СССР было невозможно, поэтому "все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем"...  Трудно поспорить, хотя Кургинян стыдливо выводит капиталы "спецслужбистского происхождения" из преступно нажитых в отдельную категорию, куда-то "за скобки". Дальше идет подробно описываются отличия "правильной" европейской буржуазии и "неправильной" российской. Это, мягко говоря, не ново, и даже высказанную Кургиняном идею о злонамеренном выращивании именно "плохой" буржуазии темными силами я уже слышал.

Взявшись за буржуазию, Кургинян начинает смещаться из описательной области в предсказательную. Итак, буржуазия получила легитимность, предложив обществу проект "модерн" (Кургинян сам признает, что с точки зрения марксизма это полная бессмыслица, но тем хуже для марксизма). Проект был, в общем, неплохой, но для России недостаточно хорош - Россия ему сопротивлялась как могла и развивалась по-своему, уникальным способом (даже при царях). И это было правильно, потому что модерну скоро конец. Во-первых, слишком много народу решило модернизироваться, миллиард индустриальных китайцев Земля не потянет, а запад не потерпит. Во-вторых, техника стала слишком развитой и оторвалась от человеков, которые совсем не развивались. В-третьих, модерн не выдумал людишкам какого-нибудь утешения относительно неизбежной смерти, а старые религии больше не работают. Так что эпоха эльфов близится к концу, модерн себя исчерпал. Чтобы ликвидировать его на большей части планеты, ЗОГ придумал и активно внедряет контрмодерн и постмодерн. Скоро будут атомные мировые войны и конец истории, а в России останется сорок миллионов человек, интересующихся только колбасой. Здесь кургиняновский стиль начинает мигрировать от Толкиена в сторону Лавкрафта - появляются бездны, ужасы, мерзости и прочая потусторонняя тьма.

Только Россия может всех спасти. Кстати, Кургинян относит Россию к Западу (что весьма разумно), но к Западу иного рода, "второму Западу". Остальная Европа произошла от Рима, а Россия - от Греции (через Византию). Поэтому Европа нас ненавидит сильнее, чем Азию - родственники, фигле. Как пример и доказательство нашей "особости" Кургинян перечисляет отсутствие уважения к праву, коллективизм, восприятие писателей как пророков и "волю к нахождению светской безутешительности" - на этом список  заканчивается, и автор лукаво сетует, что формат документа мешает перечислить многое другое (хотя до этого вопрос экономии бумаги не возникал ни разу).

Напоследок Кургинян обещает: "Исторический коммунизм отбросил метафизику, высший принцип светского
утешения. Мы восстановим этот принцип в своих правах". И далее: "Мы признаем, что место интеллигенции как прослойки занимает когнитариат как класс, обладающий в XXI веке всеми правами, вытекающими из того, что наука стала полноценной производительной силой... Модерн легитимировал власть капитала. Четвертый проект легитимирует
власть российского когнитариата".  
Когнитариат, хули. Легитимирует. Экзистенциальная рамка. И этот позор нам пытаются подать как откровение.

Совершенно жалкий, беспомощный и бессмысленный текст. У автора было 43 страницы, чтобы донести до нас свои мысли. Маркс уложился в меньший объем. Кургинян же на 43 страницах умудрился не сказать ничего. Обсуждать этот документ с точки зрения марксизма глупо - Кургинян и сам не претендует - но манифест никуда не годится вообще с любой точки зрения. Он не отвечает ни на один вопрос. Кто противники? Кто союзники? На кого можно опереться? Каковы цели? Каковы методы? Вместо конкретики - слезливые клятвы с разодранием тельняшки на груди и космический эпос про борьбу русского бобра с нерусским ослом. Разннобразный укуренный мистицизм в виде "духовных матриц" и "историософической конкуренции" всяко важнее, чем пошлые вопросы власти и собственности. Нет никакой логики, никакой последовательности. После сорока двух страниц разговоров обо всем на свете ВНЕЗАПНО появляется некий "когнитариат", который до этого нигде ни разу не упоминался, но который будет править Россией. Сюжетный ход в латиноамериканском стиле, но он вполне вытекает из всего остального манифеста - вытекает, конечно, не логически, а стилистически. Кто ещё в сказке может сразить темные силы, как не внезапный принц на белом коне?

Резюмирую: Кургинян - это Мулдашев псевдокоммунизма. Отношение к нему - лакмусовая бумажка для выявления адекватных и неадекватных левых. Экзистенциальная рамка, если хотите.

Кургинян, мистический ужас лавкрафтовской бездны, коммунизм

Previous post Next post
Up