После получения в декабре 2015 С.Алексиевич Нобелевской премии ее земляки из издания «Литературная Беларусь» углубились в архив «Союза белорусских писателей», чтобы узнать о начале творческой дороги будущей лауреатки. На сайте СБП Тихон Чернякевич рассказал:
Личное дело члена Союза писателей БССР и СССР Алексиевич Светланы Александровны насчитывает несколько десятков документов…
Документы в деле сгруппированы немного непоследовательно. Наибольший интерес для исследователей биографии Алексиевич составят, пожалуй, немногие (и написанные под копирку) характеристики для зарубежных поездок 1980-х лет и не анкетные данные из них, а наиболее ранние тексты, связанные с вступлением Светланы Александровны в писательскую организацию в 1983 году.
Первым местом работы Светланы Алексиевич была средняя школа-интернат и семилетняя школа в Балажевичах Мозырского района, где будущая писательница начала работать соответственно воспитательницей и учительницей истории и немецкого языка сразу после получения среднего образования в 1965 году. Через год 18-летнюю Алексиевич берут литработником в Наровлянскую районку «Припятская правда»: на журфак БГУ она поступала, имея уже, хоть небольшой, но стаж работы корреспондентом. После окончания журфака в 1972 году Алексиевич направляется в районную газету «Маяк коммунизма», уже на другую сторону Полесья - в город Берёза. А через год работы заведующим отделом писем ее приглашают в республиканскую «Сельскую газету», где она четыре года работает в том же, традиционным для советской редакционной системы и непривычным для нынешней белорусском, отделе писем - правда, не заведующим, а литработником. Журналистская карьера Алексиевич в официальных изданиях вышла на новый уровень в 1976 году, когда ее пригласили в толстый литературный журнал «Неман» в отдел очерка и публицистики. С должности заведующего этого отдела она и перешла на творческую работу в 1984 и более к редакционной текучке не возвращалась.
Первой публикацией в биобиблиографическом словаре «Белорусские писатели» указана статья в «Сельской газете» от 25 ноября 1970. Однако личное дело из архива ОО «Союз белорусских писателей» сохраняет библиографическую справку Национальной библиотеки Беларуси, что дебютом Светланы Алексиевич был стих в Петриковской районной газете «За новые рубежи», напечатанный 5 декабря 1966 года, когда писательнице было 18 лет…
С 1970 года, т.е. за два года до окончания университета, Светлана Алексиевич начинает публиковать свои очерки, которые станут ее основным жанром на ближайшие 10 лет.
Вместе с тем, она немало времени отдает литературной критике: в 1971-1976 гг. на страницах «Сельской газеты» и «Знамени юности» Светлана Алексиевич анализирует новые книги и произведения Юрия Голуба, Ольга Ипатова, Валентины Ковтун, Петруся Макаля, Нины Матяш, Алеся Рязанова, Нины Шклярова (всего за эти годы опубликовано 12 рецензий), замечая и поддерживая модернистские поиски в поэзии ровесников, а также отслеживает женскую тему в поэзии и прозе (в этом смысле очень показателен ее анализ повести Ольги Ипатовой «Прадислава» (1972)).
К вступлению в Союз писателей Алексиевич подходит с целым рядом опубликованных очерков в центральных белорусских изданиях. Кроме того, в объединении «Летопись» на «Беларусьфильме» поставлен двухчасовой цикл документальных фильмов «У войны не женское лицо». Фрагмент будущей книги в марте 1983 напечатан в журнале «Юность» под названием «Когда женщины воевали…».
Впрочем, кроме явных достижений и достаточно удачной для журналистки «с глубины Полесья» карьеры, до 1983 Светлана Алексиевич зарабатывает себе статус «неблагонадежной». Первая ее книга «Я уехал из деревни», заявленная для публикации в журналах «Неман» и «Новый мир», попадает в центр партийного скандала. Текст так и не появляется в печати «благодаря» Савелию Павлову, тогдашнему заведующему отделом пропаганды ЦК КПБ и Владимиру Севруку из ЦК КПСС. Севрук давно ведет войну против Алеся Адамовича и Василя Быкова, а Светлана Алексиевич является по сути последовательницей Адамовича. Даже название книги «Я уехал из деревни» явно перекликается с репортажем и в то же время фотоальбомом Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника (последний раз и выступает здесь в роли фотографа) «Я из огненной деревни …», созданной в начале 1970-х. Недаром и первый по времени появления в личном деле документ - рекомендация А.Адамовича, данная Светлане Алексиевич:
«Рекомендация
Я уже писал и говорил, выступая, и не один раз - о том, какой оценки, высокой и благодарной, заслуживает все, что уже сделано Светланой Алексиевич как литератором, так писателем. Ее книга воспоминаний « Когда женщины воевали» (разделы печатались уже, но я знакомился с полным текстом) ставит Светлану Алексиевич (а завтра это станет очевидно) в ряд наиболее серьезных «военных» авторов. И это несмотря на то, что автор принадлежит к молодому, послевоенному поколению.
Ее вторая работа в том же жанре «магнитофонной документалистики» - о проблемах миграции деревенской молодежи - засвидетельствовала гражданское мужество, постоянство, принципиальность автора. Также как и ее очерки, которые печатались в газетах и журналах.
А ее проза (печаталась в «Пламени») засвидетельствовала, что автор хороший, яркий стилист.
Одним словом, все «слагаемые» художника, гражданина, писателя надежно заявлен, проявились, а потому я с полной ответственностью и уверенностью, что не ошибаюсь, рекомендую Светлану Алексиевич в наш Союз писателей.
12.9.1982. Алесь Адамович».
До следующей рекомендации дело дойдет только через полгода. Адамович своим благословением как бы начинает кампанию за принятие Алексиевич в Союз писателей. Второй по хронологии в личном деле идет «Выписка из протокола заседания комиссии по очерку и публицистике СП БССР от 28 февраля 1983»:
Постановили: Единогласно рекомендовать Алексиевич Светлану Александровну комиссии к приему в члены Союза писателей СССР.
«Присутствовало 15 членов Союза писателей БССР, среди них 10 членов комиссии.
Слушали: Обсуждение творчества Светланы Алексиевич. Перед обсуждением были просмотрены три кинофильмы цикла «У войны не женское лицо», созданные по сценариям С. Алексиевич и В. Дашука на киностудии «Беларусьфильм», и телефильм «Родительский дом», созданного по сценарию С. Алексиевич на Белорусском студии телевидения.
А. Адамович сказал, что все, что мы читали, написанное ей в периодической печати, как и просмотреные нами фильмы, обнаруживают в С.Алексиевич очень завидную для публициста черту - одержимость современностью.
Брыль вспоминает очерк про тетку Стефу, написанный с отличительной психологической глубиной. Ее записи участниц войны свидетельствуют о настоящем служении делу литературы. Этим одним можно оправдать рекомендацию ее в Союз.
А. Капустин, Э. Ялугин отмечали чрезвычайную требовательность С. Алексиевич к себе уже на первой стадии, при сборе материалов об объекте исследования. Стремится открывать новое в характерах современников. В альманахе «Современник-80» вышел целый ряд портретов-миниатюр под названием «Бабы», сделанных по всем правилам искусства слова.
А. Лысенко и В. Полторан отметили ее смелые выходы на жизнь, сильный морально-этический стержень, который собирает отдельные факты в самобытный публицистический образ. Творчество С. Алексиевич такой новой поворот публицистики, а новый взгляд вперед в ее развитии, основываясь на пробуждение человеческой совести.
В. Юревич предостерегает С. Алексиевич, чтобы в киношном и телевизионном омуте не разрушилось ее писательское «я», сформированное довольно четко в публикациях циклов «Бабы» и «У войны не женское лицо».
Все выступающие рекомендовали С. Алексиевич для приема в Союз писателей.
Постановили: Единогласно рекомендовать Алексиевич Светлану Александровну комиссии к приему в члены Союза писателей СССР.
Выписка верна. Секретарь комиссии по очерку и публицистике В. Яковенко».
После рекомендации комиссии по очерку и публицистике дело приобретает закономерный ход: собираются рекомендации, их для подачи документов должно быть три. Членами Союза писателей, которые поддержат будущего лауреата Нобелевской премии, будут Янка Брыль и Игнат Дубровский:
Рекомендация
«Светлану Алексиевич , как литератора, я знаю по очерках из цикла «Бабы», «Как Екатерина в город ездила», по работе, опубликованной в «Юности» под названием «Когда и женщины воевали», по сценариям документальных кинофильмов «У войны не женское лицо»и телефильма «Родительский дом».
Она умеет видеть в жизни главное, умеет рассказать об этом нужным словом; она умеет слушать народ и должным образом передавать то, что он рассказывает о пережитом.
Литератор С. Алексиевич талантливый, вдумчивый, искренне преданный делу. Она умеет видеть в жизни главное, умеет рассказать об этом нужным словом; она умеет слушать народ и должным образом передавать то, что он рассказывает о пережитом. Очерки ее, которые с полным правом могут считаться рассказами, читаются интересно, у них поднимаются жизненно важные вопросы, язык прозы ее сочная, многоцветному, люди не придуманные, - она их хорошо знает и искренне любит, и теплом этой любви, светом этой простоте насыщенно все, с чем автор идет к своему читателю. То же самое можно сказать об отличной работе С. Алексиевич « Когда женщины воевали». Эту книгу - рассказы многих женщин, участниц войны, найденных в разных уголках нашей Советской страны, - можно без преувеличения назвать своеобразным подвигом молодой писательницы, которая одна сделала то, чего хватило бы целому творческому коллективу.
Доброго слова заслуживает работа Алексиевич в кино и теледраматургии.
Я охотно рекомендую Светлану Александровну в члены Союза писателей СССР.
6.III.1983 г. Янка Брыль, членский билет № 12024»
Рекомендация
Уже несколько лет Светлана Алексиевич выступает в печати с рассказами и очерками. В литературу она пришла со своей темой. О женщинах участницах Великой Отечественной войны в художественной литературе сказано немало. Светлана Алексиевич в очерках «Если и женщины воевали» нашла еще один, новый аспект этой темы, показала еще одну грань минувшей войны. Она познакомила читателя с женщинами-солдатами, которые непосредственно участвовали в сражениях, с оружием в руках защищали Родину, выполняли и другие нелегкие работы на поле боя. Она встречалась и беседовала более 500 женщинами-фронтовиками и мастерски передала их рассказы о трудностях, ужасах и страданиях, которые переживали в окопах женщины наравне с мужчинами и вместе с тем проявляли не меньший стойкость, храбрость, отвагу и героизм, чем мужчины.
Светлана Алексиевич выступает также с рассказами и очерками на темы из жизни сельских женщин. В рассказах «Бабы», «Как Екатерина в город ездила», «Ваш старый товарищ» и других она показала высокое мастерство создания художественных образов рядовых працавичак деревни, женщин-коммунистов.
Успешно выступила Алексиевич и в кинодраматургии. По ее сценарию создан многосерийной телевизионный фильм «У войны не женское лицо». Фильм одобрительно встретили зрители, а сценарий получил высокую оценку в печати.
О творчестве Светланы Алексиевич можно сказать многое, но достаточно отметить, что критика в оценке произведений молодых писателей редко кому уделяла столько внимания, сколько творчества Алексиевич. Каждая ее публикация отмечалось в печати и всегда с высокой оценкой.
Светлана Алексиевич довольно четко определилась как писатель, обнаружила замечательные способности в создании художественных образов, особенно хорошо владеет диалогом и монологом, умело использует художественную деталь.
То, что успела создать Светлана Алексиевич, является достаточной основой для принятия ее в члены Союза писателей СССР.
То, что успела создать Светлана Алексиевич, является достаточной основой для принятия ее в члены Союза писателей СССР с полной уверенностью, что она принесет в нашу литературу много нового и значительного.
28.III.1983 г.
Игнат Дубровский (Игнат Тимофеевич Чернявский),
член Союза писателей СССР с 1951 г., билет № 12279.
Есть в деле и автобиография писательницы. Она будет явно интересна исследователям биографии Алексиевич, ведь проливает свет на ранние годы жизни на Гомельщине, рассказывает о семье. Документ написан на русском языке, однако в анкетных данных автор далее будет последовательно заполнять графу национальность как «белоруска», а языками, на которых пишет, обозначать «белорусский и русский».
Несмотря на единогласную одобрение комиссии СП БССР по очерку и публицистике, а также на положительные рекомендации известных белорусских литераторов, Алексиевич подчеркивает неприятие приемной комиссии Союза писателей БССР. «Выписка из протокола заседания приемной комиссии от 24 ноября 1983», правда, имеет совершенно мирный характер и содержит только положительные оценки творчества будущей лауреатки:
«Слушали: Заявление Светланы Алексиевич о приеме ее в члены СП СССР.
Выступили: В. Полторан., В. Казько, В. Витка.
О Светлане Алексиевич многое говорилось, многое хочется повторить. Она живо чувствует слово. Очерки ее весят больше, чем некоторые романы.
В ее очерках чувствуется дыхание романтики радиостанции «Юность». А записи Алексиевич дают о войне больше, чем некоторые трехтомный эпопеи.
«Женщина на войне» - уникальная книга. Это подвиг во имя истории и литературы.
У Алексиевич отличная публицистика и художественная проза.
Постановили (14 - за, 6 - против): Согласно результатам голосования отказать Светлане Алексиевич в приеме ее в члены СП СССР.
Секретарь приемной комиссии Е. Миклашевский»
После отказа приемной комиссии, хотя причины и конкретные претензии к Алексиевич в документах, к сожалению, не отразились, Адамович, Брыль и теперь уже Быков выносят кандидатуру на голосование в президиум Союза писателей БССР. Тот имел права принимать друзей без учета мнения приемной комиссии, но делал это только в исключительных случаях. Очевидно, это был как раз такой случай, да еще и рискованный, что понимали некоторые члены президиума и старались, как, например, Геннадий Буравкин, выставить Светлану Алексиевич в более «правоверном» свете, чем она, видимо, сама бы хотела. Нельзя не удивиться, насколько прозорливо выступают писатели при обсуждении кандидатуры Алексиевич, отмечая безусловную новизну ее письма и предрекают ей славную будущность.
Об этом свидетельствует «Выписка из протокола № 6 заседания президиума Союза писателей БССР от 20 декабря 1983»:
«Всего членов президиума - 27 чел. Присутствовало - 22 чел.
Слушали: В. Быков. Почему сегодня не рассматривается дело о приеме в члены Союза писателей БССР Светланы Алексиевич, которая своими творческими достижениями стоит быть принятой в нашу писательскую организацию.
Гилевич Н.С. На приемной комиссии Светлана Алексиевич НЕ добрала два голоса и комиссия советовала рассмотреть ее заявление на президиуме.
А. Адамович. На комиссии, знаю, все хорошо выступали, давали высокую оценку творчества Светланы Алексиевич. Светлана Алексиевич - литератор самого высокого класса.
Рекомендую рассмотреть ее заявление на своем заседании.
А. Василевич. Светлане Алексиевич я не давала рекомендации для поступления в члены Союза писателей, она у меня ее и не просила. Но то, что сделала С. Алексиевич в такое напряженный время, безусловно, - ее произведения заслуживают внимания. В Лейпциге открылся фестиваль антивоенных фильмов и ее фильм «У войны не женское лицо» получил серебряного голубя. Светлану Алексиевич нужно сегодня принимать Союз писателей.
Брыль. Я давал рекомендацию Светлане Алексиевич и горячо ее поддерживаю. Знаю ее, как литератора по очеркам из цикла «Бабы», «Как Екатерина в город ездила», по сценариям документальных фильмов «У войны не женское лицо» и телефильма «Родительский дом». Во втором номере журнала «Октябрь» дана высокая оценка ее творчества. Фильм получил серебряного голубя, и режиссер этого фильма выдвинут на получение Государственной премии БССР. Я считаю, что С. Алексиевич следует быть принятой в члены СП.
Н. Пашкевич.Придет время, когда Светлану Алексиевич назовут публицистом-подвижником и справедливо возникнет вопрос - почему не приняли ее в Союз писателей. Фильм «У войны не женское лицо» получил серебряного голубя на международном фестивале, режиссер которого выдвинут на получение Государственной премии БССР. Мы не ошибемся, если сегодня примем С. Алексиевич в члены нашей писательской организации.
П. Панченко. Я также рекомендую принять Светлану Алексиевич в члены Союза писателей.
В. Витка. Я основательно выступал о творческих достижения Светланы Алексиевич на заседании приемной комиссии. Главное это то, что С. Алексиевич сделала гражданский подвиг, она внесла новое освещение женщин на войне, которые прошли через огненное пекло. Это прозвучало не только у нас, в Беларуси, но и на весь мир. Это настоящая публицистика. Это талант! А ее цикл рассказов «Бабы», простые женщины, на долю которых выпали страшные страдания во время войны. Сейчас она собирает материалы о тяжелой судьбе детей - детская память о войне, а как известно, память цепко. Эту книгу, я верю, она поднимет тоже. Книга такая очень нужна.
Как человек, Светлана Алексиевич очень скромная, доброжелательная, как писательница - талантливая.
Брыль. Делая большое дело, Светлана Алексиевич часто тратит собственные деньги. Неплохо было бы ей финансово помочь.
Г. Буравкин. Я хорошо знаком с творчеством Светланы Алексиевич. Ее работы на высоком писательским уровне. С. Алексиевич подняла также интересную проблему о миграции сельской молодежи. Она глубоко изучила этот материал. Сейчас она работает над новым циклом: про деда Талаша, Константина Заслонова. Первую передачу мы уже сделали.
Рекомендую принять С. Алексиевич в члены Союза писателей БССР.
В. Колесник. Знаю, что приемная комиссия вынесла решение рассмотреть вопрос о приеме С. Алексиевич в члены Союза писателей БССР на президиуме. Поэтому это надо сделать сегодня. Она очень талантливый автор, истинный, с гуманистической чуткость.
Н. Гилевич. Бесспорно, Светлана Алексиевич имеет все основания быть принятой в члены Союза писателей.
Постановили: Включить кандидатуру Светланы Алексиевич в список для тайного голосования.
Слушали: Результаты тайного голосования.
Постановили: Согласно результатам тайного голосования считать принятым в члены Союза писателей БССР Алексиевич Светлану Александровну
(за - 20, против - 2).
Секретарь Правления СП БССР Е. Гаврылкин».
Таким образом, как свидетельствуют документы из архива СБП, перед выходом на самостоятельную творческую дорогу будущая лауреат Нобеля получила поддержку выдающихся белорусских литераторов: Алеся Адамовича, Янки Брыля, Василя Быкова, Василя Витки. Они преодолели сопротивление бюрократической машины. Статус члена Союза писателей и его приобретение в то время являлся определенной «охранной грамотой»: можно было заниматься творческой работой.
Оригинал на белорусском языке