Как стало известно из некоторых источников, в ближайшее время в Луганске в районе бывшего ДК железнодорожников и Парка 1 Мая планируется установка памятника в честь императрикс Екатерины II как основательницы нашего города. Помнится мне, что это уже третья попытка и по всем законам жанра она должна стать успешной. А пока местные газеты стали готовить общественность, печатая соответствующие статьи. И вот одна из них.
Про Екатерину Великую
(мозаика исторических фактов)
Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, в крещении Екатерина Алексе́евна, родилась 2 мая 1729 года в Штеттине (Пруссия) в семье мелкопоместного захудалого князька Христиана Августа, служившего здесь комендантом.
При царствовании Екатерины Великой с 1762 по 1796 год Российская империя прибавила к своим владениям еще 11 губерний. Было построено 144 новых города. Почти вдвое увеличилась армия и более чем в три раза флот (с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов).
Императрица была заядлой курильщицей, однако, не желая, чтобы ее белоснежные перчатки пропитались желтым никотиновым налетом, приказывала обворачивать кончик каждой сигары лентой дорогого шелка. Когда же графиня Браницкая поинтересовалась, почему Екатерина берет нюхательный табак левой рукой, императрица ей ответила: "Как царь-баба, часто даю целовать правую руку и нахожу непристойным всех душить табаком".
Несмотря на то, что она почти всю жизнь провела в России, до самой смерти писала с большим количеством ошибок. В легенду вошло ее умение сделать в слове из 3 букв («еще») 4 ошибки («исчо»). Великий французский философ Вольтер, получая от нее письма с грамматическими ошибками, не стеснялся править их и отсылать обратно для переписывания.
Когда в январе 1744 года пятнадцатилетняя принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербст-Эверская прибыла в Россию, эскортом, сопровождавшим ее из Риги в Петербург, командовали отнюдь не персонажи фильма «Гардемарины, виват!», а вполне реальный поручик Брауншвейгского кирасирского полка русской службы Карл Фридрих Иеронимус фон Мюнхгаузен. Тот самый.
Баронесса Элизабет Димсдейл, представленная императрице в Царском Селе в августе 1781, в своих мемуарах подчитала, что Екатерина ежедневно питалась на 90 рублей (для сравнения: жалованье солдата в ту эпоху составляло всего 7 рублей в год). Любимым блюдом была вареная говядина с солеными огурцами, а в качестве напитка смородиновый морс.
Вопреки распространенному мифу, что-де «За время ее царствования была совершена только одна казнь - предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева», количество казненных гораздо больше. Вместе с Емельяном был обезглавлен его товарищ Афанасий Перфильев. В тот же день 21 января 1775 года повесили Максима Шигаева, Тимофея Подурова и Василия Торнова. А Иван Зарубин-Чика был отправлен для казни в Уфу, где и четвертован в феврале 1775 года. А еще в 1764 году был обезглавлен поручик Смоленского пехотного полка Василий Мирович, организатор неудачной попытки освобождения бывшего императора и реального конкурента Екатерины Иоанна VI Антоновича.
Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви, однако в духе времени (век Просвещения) проповедовала веротерпимость. При ней в России было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестантские церкви, мечети. За содействие распространению буддизма Екатерина даже была причислена ламами Бурятии к одному из проявлений Белой Тары. Однако переход из православия в иную веру по прежнему жестоко наказывался.
Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако ничего конкретного в этой области она так и не сделала, убоявшись дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.
В 1768 году для введения прививок от натуральной оспы из Лондона в Россию был вызван известный медик Томас Димсдейл. Императрица, зная о сопротивлении общества нововведению, решила подать личный пример и 26 октября стала первой пациенткой английского врача. Однако, первым привитым в России оказался таки другой - ее тогдашний фаворит Григорий Орлов, который так торопился на охоту, что уговорил заморского лекаря проделать процедуру побыстрее и пораньше.
В 1787 году во время большого путешествия Екатерины II в новоосвоенную Тавриду князь Потемкин ради интереса сформировал в Крыму к ее встрече Амазонскую роту, состоявшую из ста благородных жен и дочерей балаклавских греков. Командовала ими 19-летняя Елена Сарандова. Девушки были одеты в бархатные малиновые юбки с бахромой и зеленые курточки, отороченные золотым галуном. На головах были белые тюрбаны с позолоченными блестками и страусиным пером. К ружью каждой «амазонки» было выдано по три патрона. После отъезда Екатерины из Крыма, Амазонская рота была расформирована.
Однажды Екатерине II подано было прошение одного флотского капитана разрешить ему брак с негритянкой. Екатерина разрешила, но это позволение вызвало осуждение среди многих православных иерархов, считавших такое бракосочетание греховным. Екатерина ответила так: «Сие есть не более чем честолюбивый политический замысел против Турции: я хотела этим торжественно ознаменовать бракосочетание русского флота с Черным морем».
Зафиксированный в Книге рекордов Гиннеса исторический факт о русской женщине, родившей 69 детей, основан на сообщении игумена Никольского монастыря Владимирского наместничестве в окрестностях города Шуя. 27 февраля 1782 года он сообщил Екатерине, что у жены местного крестьянина Федора Васильева за 40 лет их брака (1725-1765) родилось 69 детей: 16 двойняшек, 7 троен и 4 четверни. Причем только двое из них умерли в детстве, остальные были крепкими и здоровыми. По просьбе Екатерины крестьяне Васильевы были ей представлены и щедро одарены. И впоследствии императрица время от времени вспоминала о них и принимала в них участие.
Екатерина первой из монарших особ России активно занялась литературной деятельностью, оставив после себя большое собрание сочинений - записки, переводы, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка», эссе, либретто к пяти операм («Февей», «Новгородской богатырь Боеславичь», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми»). Многие опусы печатались в издаваемом ею же еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», который издавался с 1769 года.
Однако некоторые историки полагают, что ряд её сочинений был написан не ею самой, а некими анонимными авторами, указывая на слишком резкие различия в стиле, правописании и т. д. между разными её сочинениями. Среди гипотетических «литературных негров» царицы называют Андрея Шувалова и Николая Новикова (впоследствии репрессированного).
За употребление колких насмешек и иностранных слов в разговорах подле себя, Екатерина выдумывала для придворных штрафы, самым страшным из которых было выучить несколько стихов из поэмы В.Тредиаковского «Телемахида» и ответить лично императрице. Мало кто мог хорошо ответить этот урок.
В отличие от времен Елизаветы Петровны, Екатерина не заводила при своем дворе шутов и дураков, пояснив сие такими словами: «Я ненавижу их, потому что шуты бесчестят все человечество, а дураки унижают его. Шуты для меня кажутся презрительны, а дураки - жалки».
В 1778, задолго до кончины, Екатерина составила эпитафию для своего будущего надгробия, изрядно себе польстив: «Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В 14 лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. 18 лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».
Екатерина, как признанный великий руководитель России, является популярным образом современной культуры. На киноэкране ее воплощали такие звезды мирового как Пола Негри (1924), Марлен Дитрих (1934),Таллула Бэнкхэд (1945), Бетт Дэвис (1959), Жанна Моро (1968), Сандра Нова (1983), Джулия Ормонд (1991), Марина Влади (1992). Кэтрин Зета-Джонс (1995). Неоднократно к этому персонажу обращались и отечественные киномастера, например в экранизациях классических произведений Н.Гоголя (Зоя Василькова, Лидия Федосеева-Шукшина) и А.Пушкина (Ольга Антонова, Наталья Гундарева), либо в костюмно-биографических постановках (Ольга Жизнева, Вия Артмане, Светлана Крючкова, Кристина Орбакайте, Наталья Суркова, Марина Александрова).
Поскольку бурное освоение земель Причерноморья шло именно в годы правления Екатерины, многие крупные современные города Новороссии считают ее своей основательницей и регулярно поднимают вопрос об установлении памятников. Однако в рамках так называемой «Украины» это всегда вызывало сопротивление националистических властей. Например, памятник Екатерине в Одессе был возведен в 1900 году, а демонтирован в 1920 г. В 2007 г. по решению городского совета произошло восстановление памятника основательнице города, что вызвало серьезный политический резонанс. В октябре во время представления памятника горожанам, съехавшиеся со всей Украины националисты и «украинские козаки» устроили ряд беспорядков и акций протеста. Националисты пытались сорвать возведение монумента посредством поджога чучела императрицы и драки с представителями правоохранительных органов.
Памятник императрице Екатерине II был открыт также в Севастополе 15 июня 2008 года во время празднования 225-летию со дня основания города-героя. Памятник установлен в сквере на ул. Ленина, бывшей Екатерининской, в центре круглой площадки.
Общеизвестно, что город Луганск обязан своим возникновением Литейному заводу. И история наша начинается с указа императрицы Екатерины ІІ от 14 ноября 1795 года «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля», разработанного по инициативе командира Черноморского адмиралтейства Н.Мордвинова. Во время торжеств по поводу 200-летия города в 1995 году костюмированная Екатерина шествовала во главе праздничной процессии.
Около 5 лет тому назад инициатива о возведении памятника Екатерине, как основательнице города, начала муссироваться в Луганске. В 2009 году ее озвучил заместитель мэра Заза Зухбая. По его словам, монумент должен был быть установлен в сквере Дружбы народов в рамках программы по его благоустройству. Однако строительство было приостановлено распоряжением главы облгосадминистрации А.Антипова ввиду протестов украинских националистов из тягныбоковского ВО «Свобода». В 2011 инициативу подхватили представители общественных организаций, в частности «Молодой гвардии» Арсена Клинчаева. Выдвигалось предложение поставить памятник Екатерине на входе в Сквер Памяти. Однако из-за сопротивления националистов (местная ячейка партии «Свобода» и так называемый «Народный фронт Луганщины») и некоторых представителей местных властей (новый глава ЛОГА В.Пристюк) идея так и не была реализована.
Традиционные упреки национально-ангажированных украинских историков о «злодейском уничтожении» Запорожской Сечи не вполне объективны. Если внимательно перечитать Указ Екатерины от 20 августа 1775, то можно заметить, что основные претензии правительства носили не военно-политический, а экономический характер. В 1, 2, 4 артикулах Манифеста идет речь о самовольных захватах запорожцами земель, о приеме беглых крестьян «чтоб себе подчинить и завести у себя собственное хлебопашество» и, наконец, главное в 6 артикуле: «Заводя собственное хлебопашество, расторгали они тем самое основание зависимости их от престола нашего и помышляли, конечно, составить из себя посреди отечества область совершенно независимую». То есть упраздняя Сечь, Екатерина боролась против казацкого сепаратизма, за централизацию Российской державы.
Русский историк ХІХ века Пётр Иванович Бартенев составил список любовников Екатерины (дополненный Яковом Барсковым, в 1904-1907 редактором 12-томного академического издания сочинений Екатерины II), в который включено 23 человека. Однако только 10 из них официально занимали пост фаворита со всеми его привилегиями и обязанностями. Наиболее известны Григорий Орлов, Григорий Потемкин и Платон Зубов.
«ХХI век», №27 от 8 февраля 2016.