Краткий курс истории ПСЕ

Mar 10, 2010 08:21


(ХХ век)

Партия славянского единства возникла 18 апреля 1992 года, когда в Киеве прошел учредительный съезд, собравший представителей русских патриотических сил Украины. Более радикальный, по сравнению с Гражданским Конгрессом (ныне Славянская партия), ее состав обусловил более национал-патриотический и православный уклон ПСЕ: на съезде звучали предложения поместить на партийное знамя крест и принимать исключительно православных. Было избрано, по тогдашней моде, пятеро сопредседателей. Из-за организационных неурядиц сроки регистрации были упущены и пришлось 29-30 июля 1993 проводить еще один съезд - в Харькове, названный Первым (регистрация в Минюсте прошла 21 октября 1993, № 510).

Развитие в незалежной Украине националистической идеологии как официально-государственной вызывало радикализацию и оппозиционных сил. Внутри ПСЕ возникла ультранационалистическая русская группа Олега Бахтиярова (киевский психолог из института Минобороны), пытавшаяся 24-25 декабря 1994 на совместном заседании Координационного Совета и Политсовета (состав, избранный 1 съездом: Игорь Карпенко, Александр Миротворский, Владимир Петренко, Александр Стремоухов, В.Глушков, А.Васецкий, О.Бахтияров) в Харькове, провозглашенного ими «2 съездом», сместить руководство, выступающее против разжигания межнациональной розни, избрав председателем партии В.Глушкова (Киев). Однако председатель ПСЕ с 1 съезда И.Карпенко (преподаватель Донецкого госуниверситета), желая сгладить радикализм некоторых членов, при поддержке Миротворского (крымчанин, офицер-подводник) и председателя Донецкой организации Петренко добился признания нелегитимности «съезда» и исключил из партии эту группу (Бахтияров, Глушков, Стремоухов, Г.Сахаров, А.Семин, С.Чумаков, О.Ястремский).

Бахтияров объявил, что уходит сам - по заявлению, Васецкий выбыл как российский гражданин, Политсовет ополовинился.

Исключенные не успокоились, им удалось присвоить (попросту украсть) партийную печать и была провозглашена параллельная структура - ПСЕ «Русский полюс» во главе с и.о. председателя Бахтияровым. На ультранационалистической основе она навела контакты с УНСО и рядом аналогичных российских партий - Национал-большевистской (Э.Лимонов), Народно-национальной (А.Иванов-Сухаревский), Национально-республиканской (А.Андреев). 20 февраля 1996 в Киеве они создали Объединенный Совет националистических партий России, Украины и Беларуси и подписали Декларацию о «боевом союзе славянских радикальных националистов» (также В.Заяц - глава Подкарпатской республиканской партии; В.Зуев от «Славянского собора-Белая Русь», Г.Шепелев - лидер НОРД; Д.Корчинский - зампред УНА-УНСО) (текст см. «Независимость» 19.3.1996).

ПСЕ Карпенко наладила контакты с Партией консолидации Российской Федерации и Славянским Собором «Белая Русь» Н.Сергеева. 16 июня 1994 они выпустили совместное «Обращение к главам государств», призывая объединиться в конфедерацию через проведение референдума. 21 июня в Москве на встрече лидеров ПСЕУ, ПКРФ и ССБР был создан Комитет единения славянских государств. И.Карпенко был принят председателем Российской Госдумы И.Рыбкиным и выступил в Думе 5 июля 1994 года. В феврале 1995 он присутствовал на 2 Съезде русского народа (организованном РНС А.Стерлигова) и даже был избран в Совет воссоединения России.

Харьковская организация ПСЕ во главе с Сергеем Крамаренко связалась с ЛДПРовцами и в ноябре 1994 начала издавать газету «Славянское единство». 11-12 марта 1995 в Донецке прошел 2 съезд ПСЕ, зафиксировавший слабый рост партийных рядов (только 8 зарегистрированных облорганизаций) и избравший новый Политсовет: Карпенко, Петренко, Миротворский, Н.Романенко (Харьков), А.Диберг. Тогда же харьковчане инициировали создание межпартийного комитета ГКУ, ПСЕ, КПУ, СПУ «За Союз» - Харьковская Рада. 1 июня 1995 Киевские активисты ПСЕ пикетировали посольство США, протестуя против НАТОвских бомбардировок Сербии.

Но вскоре в ПСЕ завелась новая оппозиция во главе с Петренко. Он вошел в контры с Карпенко и развил бурную деятельность по созданию новых прорусских партий: «Единая Русь» Рыжкова, «Русская партия» С.Шувайникова. Петренко и председатель Донецкой городской организации А.Козлитин были исключены 28 января 1996 на Харьковском заседании КС и ПС. А 17-18 февраля объединенная оппозиция (подпитанная финансами харьковского писателя-бизнесмена В.Иоффе-Безымянного), провела здесь свой КС, пытаясь сместить Карпенко.

18-19 мая 1996 Петренко, Крамаренко, Бахтияров, Козлитин, Стремоухов и др. провели в Харькове свой «3 съезд ПСЕ», на котором Карпенко был низложен и исключен. Новым председателем стал лидер Запорожской «Руси» (и региональной организации ПСЕ) писатель Павел Баулин. На съезд пригласили также «жириновцев» (П.Шперов) и УНСО-вцев (А.Лупинос, Ю.Тыма, О.Витович), чем были спровоцированы столкновения с участием ОМОНа («Донецкий кряж» 7.6.1996). Съезд приобрел скандальную известность и имел продолжением ряд взаимных обвинений на тему: «Кто пригласил УНСО ?» Фракционная ругня выплеснулась на страницы сочувствующей газеты «Донецкий кряж», где 12.07 и 27.09 стороны обменялись разоблачающе-обвиняющими «открытыми письмами». А радикальные элементы (Игорь Гарковенко, Роман Кислов), потренировавшись на «съезде», затем ушли в «самостоятельное плавание», создав т.н. «УНРА», и устроили в Харькове несколько поджогов в конце 1996 года (штаб УНСО, "Просвита", Израильский культурный центр) (см. «Лимонка» №160).

ПСЕ Карпенко (Владимир Кузовков, Александр Дмитриевский, Юрий Жук, А.Павлов (Донецк), Алексей Рутковский (Крым) и др.) провела свой 3 съезд 9-12 мая 1997 в Евпатории. Был переизбран Политсовет: Карпенко, Миротворский, Диберт, Юрий Троцевский, К.Ищук. Оппозиция же провела 12 июля 1997 в Киеве свой «4 съезд», на котором председателем стал нардеп-коммунист из Мариуполя Виктор Шестаков, зампред Союза советских офицеров Украины, а его заместителем - Сергей Шувайников, лидер «Русской партии Крыма», член ПСЕ с 1995 и, естественно, руководитель Крымской региональной организации ПСЕ. В Политсовет вошли также Баулин, Бахтияров, Крамаренко, Петренко, Стремоухов, Виктор Скляров, Вадим Канищев (Днепропетровск). Поскольку печать и свидетельство о регистрации партии по прежнему находились у Карпенко, который вцепился в них мертвой хваткой, оппозиция козыряла старой (украденной киевлянами) печатью и справкой с идентификационным кодом ПСЕУ. Раскол сопровождался ожесточенными взаимонападками: харьковчане поднатужились и в августе 1997 выпустили еще один (последний ЕМНИП) нумер «Славянского единства» с ругней (после полуторагодичного перерыва).

Карпенко сразу объявил «4 съезд» недействительным («Теленеделя» №31, 31.07.1997; «Салон Дона и Баса» №32, 17.08.1997), проведя одновременно с ним пресс-конференцию в Харькове вместе с Троцевским и харьковчанином Вадимом Медведевым (позже возглавлял Народно-патриотическую лигу). Надвигающиеся парламентские выборы форсировали события: 22 ноября Шестаков в Киеве, а Карпенко в другом месте провели свои отдельные съезды и выставили каждый по своему предвыборному партсписку. Минюст решил не влезать в дрязги и, не разбираясь, отклонил оба списка. Таким образом, ПСЕ была устранена от участия в выборах-1998.

Шестакова же за авантюру исключили из КПУ (правда, сначала он успел объявить о «приостановке членства»: «День» 18.07.1997; «Приазовский рабочий» 22.07.1997). Поэтому он вылетел и из депутатов Верховной Рады. А накануне выборов из ПСЕ-2 ушел и один из «столпов» - Петренко. Шувайников пытался какое-то время примирить стороны (ему очень был нужен «плацдарм» на материке, т.е. во всеукраинской партии, так как его собственная «Русская партия Крыма» к тому времени испустила дух), но в конце концов плюнул и в январе 2000 года тоже ушел - в СП Александра Базилюка, получив здесь чин руководителя «Русской фракции Славянской партии».

По хроникам Затулинского «Института стран СНГ» на конец 2000 года Шестаков еще числился председателем ПСЕ в Киеве. Также здесь зафиксирован еще один председатель - Карпенко в Донецке и Днепропетровский облруководитель Канищев. Итого трое. Но с наступлением нового века вся эта история покрывается туманом и что было потом решительно неизвестно.
(из неопубликованного)

исследования, история Украины

Previous post Next post
Up