В минувшем июне совпало сразу несколько юбилеев. Желающие могли отметить 155 годовщину Первого Международного Славянского Съезда, 95 годовщину 4 (Пражского) съезда и пятилетие Седьмого Славянского съезда. История этих форумов - вещь малоизученная. Только в Чехословакии в 1950-е годы вышло несколько книг-сборников материалов Первого съезда. Актуализация национального вопроса в настоящее время привела к оживлению международного Славянского движения, выражением чего стало проведение 3-6 июня 1998 в Праге Седьмого Славянского съезда, приуроченного к 150-летию Первого. Обратимся к его истории.
Европейские революции 1848-49 годов ("весна народов") привели к активизации процессов национального возрождения славян. В первую очередь это коснулось западных (чешских и югославянских) земель, входивших в состав Австрийской империи. Идея созыва Всеславянского конгресса была впервые выдвинута хорватским историком-"иллиристом" Иваном Кукулевичем 20 апреля 1848 в газете "Национальные известия" (3агреб). Ссылаясь на национально-объединительные движения в Германии, Италии, он призывал к созданию также славянского союза для отстаивания своих национальных интересов. Наиболее активными организаторами съезда выступили чешские культурные и политические деятели, опасавшиеся включения своих земель в состав объединяющейся Германии (подобные заявления звучали с трибуны проходившего тогда Франкфуртского национального собрания).Чтобы противостоять пангерманским устремлениям, чехи создали 30 апреля 1848 национальное общество "Славянская липа", председателем которого стал известный ученый-славист П.Шафарик, а секретарем В.Гауч.
Своим путем шли к съезду словаки, чьи земли находились под властью Венгрии. Лидеры национального движения Л.Штур, М.Ходжа, Й.Хурбан пытались договориться с новым революционным правительством Венгрии об удовлетворении их национальных нужд: разрешении словацкого языка в местных органах суда и власти, создании словацких народных школ, свободе печати. Но кабинет Л.Баттяни, несмотря на свою "революционность", отказался их признать и попытался арестовать словацких лидеров. Они эмигрировали в Чехию, где стали активными участниками Славянского съезда. На организационном собрании 30 апреля в Праге было одобрено написанное Л.Штуром Обращение ко всем славянским народам Австрийской империи и создан Подготовительный комитет, в который вошли Ф.Палацкий, Ф.Ригер,Д.Виллани, В.Гжибовский (всего 12 ч.). Председателем ПК был избран земский президент Чехии граф И.Тун.
Поскольку основной целью съезда было отстаивание национальных прав южных и западных славян перед властями Австрийской империи, на обсуждение выносились такие вопросы: создание в рамках государства союза славянских народов, отношение к другим, славянским и неславянским народам империи и Европы, возможность преобразования Австрии в федеративную монархию. "Устроители съезда в общей форме высказывались за урегулирование польско-русского вопроса, за освобождение славян из-под турецкого ига и выражали надежду, что "и русский народ скоро увидит свет свободы в своей отчизне"... решительно высказывались против попыток включения австрийских и чешских земель в состав Германии и предлагали съезду протестовать против претензий Франкфуртского парламента".
Торжественное открытие съезда состоялось 2 июня 1848 на Софийском острове в Праге. Всего прибыло 340 делегатов, преимущественно из национальной буржуазной интеллигенции (из аристократов - 35 человек, 16 священников). Работа съезда шла по 3 секциям. Крупнейшую, чехословацкую (237 чел.), возглавил П.Шафарик, югославянскую (42 члена) - священник П.Стаматович, польско-русинскую (сейчас пишут "украинскую") из 61 члена - философ и революционер К.Либельт. Кстати, в этой секции зарегистрировался и единственный на Съезде русский: революционер-эмигрант М.А.Бакунин. В своих выступлениях он яро отстаивал польские интересы: "Россия должна вернуться в славянское единство через освобождение Польши... Все славяне одинаково свободны, одинаково братья". Он даже выдвинул прожект создания великой демократической славянской федерации, включающей греков и турок, со столицей в Константинополе. Познакомившись с одним из галицких делегатов И.Борисикевичем, Бакунин вручил ему свой проект "Основы новой славянской политики" на французском языке. Старостой, то есть председателем Съезда был избран видный деятель партии "старочехов", историк Ф.Палацкий.
Все секции высказали согласие с проектом создания союза славянских народов для взаимопомощи и поддержки, но по вопросу о его форме возникли разногласия. Чехословацкая секция (И.Фрич, К.Сабина) выступила с австрославистской программой: полное равноправие всех народов империи на основе конституции и сохранения целостности государства. К ним примкнула и югославянская секция. В польско-русинской секции развитие событий пошло несколько по другому. Представлять Галицию сюда явились члены сразу трех национальных организаций из Львова: польской “Центральной Рады Народовой” (П.Стельмах, А.Котуля), русофильского "Руського собора" (И.Bагилевич, Дзедушицкий, Сапега), и украинской "Головной Руськой Рады" (главным образом униатское духовенство во главе с епископами Г.Яхимовичем и М.Куземским). Тут активно дебатировался вопрос о разделе Галиции, следствием чего стало подписание 7 июня согласительного документа “Требования украинцев в Галиции” о полном польско-украинском равенстве национальных прав в крае. Правда, примирить представителей ЦРН, РС и ГРР так и не удалось (отметим, что после Львовского восстания 1848 польская ЦРН была распущена австрийскими властями, а "украинская" ГРР продолжала существовать до 1851). Председатель секции К.Либельт выступил против австро-славистской программы, выдвинув проект широких социальных преобразований на основе буржуазно-демократических реформ (изменение избирательной системы, улучшение положения рабочих), однако большинством голосов его проект был отвергнут.
Словацкие делегаты Съезда, несмотря на преследования, высказывались против отделения от Венгрии. "У нас есть национально настроенные люди, но если мы обнаружим антимадьярские мысли, они тысячами выступят против нас", - говорил Л.Штур. "Если мадьяры дадут нам то, что нам следует, тогда мы не сможем поднять на них меч. Если сербам дадут то, что они требуют, то и они не обнажат меч", - примирительно подчеркивал Й.Хурбан.
12 июня на общем заседании Съезд принял текст Манифеста к европейским народам, в котором провозглашался “принцип равноправия национальностей в рамках федеративной Австрии, осуждалась политика разделения Польши и угнетения славян в Венгрии, содержался призыв к прусскому и саксонскому правительствам отказаться от политики денационализации славян в Лужицах, Познани, Восточной и Западной Пруссии, выражалась надежда на освобождение турецких славян и выдвигался проект созыва всеобщего европейского конгресса”. Дальнейшая работа съезда была сорвана провокационным выстрелом в княгиню Виндишгрец и начавшимся Пражским восстанием. Некоторые радикальные делегаты съезда (Бакунин, Фрич, Штур, Ф.Зах) приняли участие в баррикадных боях, вследствие чего начальник Нацгвардии князь И.Лобковиц приказал депортировать из Праги всех, не имеющих местной прописки. Оставшиеся делегаты-чехи объявили Съезд отложенным на неопределенное время.
Заданный Первым Славянским Съездом импульс в дальнейшем получил свое развитие. Кстати, молодые и прогрессивные немецкие журналисты К.Маркс и Ф.Энгельс сочувственно отнеслись к национальным стремлениям чехов (Собрание сочинений, т.5, с.83-85 и др.).
В июле 1848 идеолог словенского национального возрождения Матия Маяр опубликовал план создания чисто славянской державы, в которую бы входили Словения, Хорватия, Славония, Далмация, Воеводина, Чехия, Галиция, Моравия, Словакия. Эта идея получила широкое распространение.
В 1858 возник первый в России Славянский комитет (Московский), проводивший активную благотворительную деятельность по изданию и рассылке книг на славянских языках, поддерживавший национальные устремления болгар и сербов, находящихся под иноземным господством. Первым председателем его стал попечитель учебного округа А.Н.Бахметьев, а после его смерти в 1861 - известный историк М.П.Погодин, позже писатель И.С.Аксаков. Славянские комитеты возникли также в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, многих других городах. В их деятельности активно участвовали известные писатели В.И.Даль, С.Т., Н.Т. и К.С.Аксаковы, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, историки С.М.Соловьев, Д.И.Иловай-ский, М.А.Максимович (первый ректор Киевского университе-та), М.В.Юзефович (руководитель Киевской комиссии для разбора древних актов) и многие другие.
В мае-июне 1867 во случаю Русской этнографической выставки в Москве прошел новый Славянский Съезд, на который съехались 81 представитель от зарубежных славянских организаций: 28 сербов (И.Суботич, М.Полит), 27 чехов (Палацкий, Ригер, Вавра), 10 хорватов (Данило Иван, основоположник "иллиризма" Л.Гай), 4 русинов-галичан (Ф.Головацкий, И.Ливчак), также словаки, кашубы, болгары и др. (большинство - 78 % - из Австро-венгерских земель). Их принимали на официальном уровне, 14 мая делегаты съезда удостоились аудиенции у российского императора Александра II. Идея славянского единства звучала во многих выступлениях на Съезде: "Взошло солнце взаимности славянской и мы убедились, что мы все - единый народ" (Ригер), "В настоящем обществе не видим ли мы уже осуществление славянского братства, тут присутствует самый могущественный брат наш русс, здесь храбрый чех, молодецкий серб, терпеливый словенец, всегда бодрый словак из-под Карпат" (Мудронь), "Славянский язык и славянский народ в самом деле един" (Шафарик).
Своеобразным продолжением (иногда его называют вторым этапом Московского) стал Съезд-совещание под председательством К.Сладковского в Праге в мае 1868, где делегация Московского Славянского комитета (В.Губин и др.) встретилась с чешскими (Грегр, Кучера) и сербскими (Костич, Суботич) представителями. Здесь было принято решение о регулярном проведении Славянских Съездов. Очередной был назначен в Белграде, но начавшиеся на Балканах бурные события (Герцеговинское восстание 1875, затем русско-турецкая война 1877-1879) не дали ему состояться.
В 1898 началось регулярное проведение съездов славян-ских журналистов (до Первой мировой войны их прошло 12).
В июне 1908 прошел новый Славянский Съезд в Праге. На этот раз его инициаторами стали "младочехи". Их лидер К.Крамарж накануне съезда побывал в Петербурге. Во главе представительной делегации он принял участие в "славянской неделе" и установил тесные связи с русскими общественными деятелями. Другой "младочех" Я.Прейс выдвинул идею создания единого славянского банка, охватывающего все славянские страны, с центральной конторой в Москве. А.Рашин обрисовал все выгоды, которые получат чехи при государственно-таможенном объединении с Россией. В Съезде приняла участие русская делегация во главе с депутатом Госдумы В.А.Бобринским (в ней были и представители Галиции). В 1910 очередной Славянский Съезд состоялся в Софии.
С 1929 регулярно раз в 5 лет стали проходить международные съезды славистов (1 в Праге, 2 - в Кракове-Варшаве).
Новая волна международного Славянского движения была рождена патриотическим подъемом периода Великой Отечественной войны. 8-11 декабря 1946 прошел Белградский Славянский Конгресс с участием делегаций всех славянских стран, а также США, Канады, Новой Зеландии и др. Избранный им Общеславянский комитет возглавил Б.Масларич, но в связи с советско-югославским конфликтом в июне 1948 комитет был распущен.
Его преемником стал созданный в 1996 Международный союз “Всеславянский собор”, инициировавший проведение в июне 1998 Седьмого Международного Славянского Съезда в Праге (500 делегатов из 12 стран).
(2003)