18 января 1994 года исполнилось ровно 340 лет с момента исторического решения Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией. В наше неспокойное время всеобщего развала и распада, разрыва связей с Россией, полезно будет вспомнить о том, как все начиналось.
Общепризнано, что три восточнославянских народа произошли от единого корня - древнерусской народности, сформировавшейся в составе раннефеодального государства, условно именуемого «Древней» или «Киевской» Русью. Ее начало традиционно относят к 882 г., когда новгородский князь Олег захватил Киев и, таким образом, соединил два крупнейших восточнославянских государственных образования. Отсюда и примерно до 1132 существовала единая Русь.
После монгольского нашествия Поднепровье запустело и центры цивилизации передвинулись на северо-восток. А юго-западные «украины» (окраины) вскоре подпали под власть Литвы. После Кревской унии 1385 г. здесь усилился процесс полонизации, католизации, ликвидации украинских удельных княжеств. Например, в 1393 Витовт совершил поход на Киевщину, взял Овруч и Житомир, выгнал из Киева князя Владимира, посаженного Ольгердом, назначил вместо него своего наместника. В 1397 Витовт поддержал Тахтамыша, рассчитывая с его помощью захватить московские земли, дошел до низовьев Днепра, но в 1399 в битве на Ворскле потерпел поражение от золотоордынского хана Тимур-Кутлука. В составе его войск сражались тогда полоцкие, брянские, киевские, смоленские, рыльские дружины. 15 июля 1410 в знаменитой битве при Грюнвальде рядом с поляками бились и смоляне, и полочане, дружины из Брянска, Киева, Владимира, Витебска. Есть версия, что в 1380 году союзник Мамая Ягайло «не успел» на Куликово поле потому, что большую часть его войска составляли малороссы и белорусы, сочувствовавшие борьбе Москвы с Ордой. Таким образом, мы видим, что в многолетней борьбе славян со Степью три братских народности всегда выступали вместе. Заметим, что наряду с новыми этническими (русские, украинцы, белорусы) и областными (москвичи, кияне, полещуки, галичане) названими, все они также назывались по-прежнему русами.
В 1485 после присоединения Новгорода и Твери московський князь стал именоваться «государем все Руссии». В начале XVI века под его власть стали переходить земли, пограничные с Литвой: Стародуб, Бельск, Чернигов, Новгород-Северский, Смоленск, Рязань. Налаживались контакты и с формировавшимся тогда казачеством, которое сейчас упорно называют «украинским». Подчеркнем: казачество - не народность и не нация, это военно-служилое сословие, абсолютно интернациональное по составу и давать ему этническое название неверно, разве что географическое: были, например, рязанские казаки.
В 1540 году днепровские и каневские казаки ходили в Россию, в 1546 они несли «службу в поле» у путивльского воеводы М.Проскурова. В 1556 в крымском походе участвовали и 300 каневских казаков во главе с атаманом Млинским. В 1557 на русскую службу поступил известный Вишневецкий.
В 1554 на переговорах с Литвой царь Иван IV требовал возвращения «украинных земель», но, когда перед Россией встала дилемма: Черное море или Балтика, обстоятельства сложились так, что был выбран северный путь. В 1558 началась Ливонская война, но контакты с Украиной не прерывались. В 1576 Иван Грозный присылал жалованье днепровским казакам, затем то же делали Федор Иванович и Борис Годунов. Никогда не прерывались связи запорожцев и донцов, постоянно шло переселение с Украины в Россию. Например, в 1580 «купа» казаков атамана Матвея Федорова осела на Северском Донце, в 1589 запорожцы атамана Федора Горохова «вышли» в Путивль. В 1620 году, 26 февраля, приходили в Москву «запорожские черкасы Петр Одинец с товарыщи», которые били челом царю Михаилу Федоровичу Романову от имени «всего Запорожского войска, гетмана Саадачного с товарыщи… что они хотят все ему, великому государю, служить головами попрежнему». Они были приняты в Посольском приказе и царской грамотой от 21 апреля дано им «лехкое жалованье 300 рублев денег».
После этого было еще много других посольств и посланий. И православный киевский митрополит Исайя Копинский, который в 1622 одним из первых выступил за воссоединение, и другой киевский митрополит - Иов Борецкий, писавший в 1624 в Москву, что среди населения «та мысль крепка, что они все под государскою рукою быть хотят». И епископ Львовский и Галицкий Иеремия Тисаровский, который в 1626 переписывался с царем Михаилом Федоровичем. И гетьман нереестровых казаков Яцко Острянин, который после разгрома восстания 1638 г. переселился в Россию с 3000 казаков и осел в районе Чугуева. И сам Богдан Хмельницкий, наконец, после первых побед писал в Москву 8 июня 1648: «Зичимо бихмо собi самодержца господаря такого в своей земле, как ваша царская велможност, православный християнский цар».
Россия всегда приязненно относилась к этим просьбам, но тогда, ослабленная Великой смутой, связанная Поляновским миром, не могла сразу решиться на принятие Украины. Связи налаживались, так сказать, на неофициальном уровне. Но время шло, настал 1653 год. 23 марта Хмельницкий направил в Москву очередное посольство во главе с К.Бурляем и С.Мужиловским. 22 июня царь Алексей Михайлович отправил с ответом на Украину специального гонца Ф.Ладыженского. В письме излагалось согласие на принятие Украины в Российское подданство. 9 августа Богдан шлет в Москву посла Г.Яцкевича с благодарностью за полученное известие. В сентябре в Москве открывается Земский Собор, который 1 октября решает «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку». 9 октября на Украину отправляется большое посольство во главе с В.Бутурлиным. 23 октября в столичном Успенском соборе царь Алексей объявил о вступлении России в войну с Польшей за освобождение Украины.
Посольство Бутурлина продвигалось небыстро: в каждом населенном пункте российских послов встречали с большой честью. 31 декабря посольство прибыло к Переяславлю. Встречал их лично переяславский полковник П.Тетеря. 6 января прибыл Хмельницкий. И вот настал исторический день 8 (по новому стилю - 18) января 1654 года. С утра барабанный бой созывал народ на площадь. А во втором часу дня в круг вышел гетман и сказал о том, что уже 6 лет живем без государя в нашей земле, в беспрестанных бранях и кровопролитиях, и что пришла пора выбрать себе государя и для того созвана эта рада «явная всему народу».
«К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… и рекли весь народ: вси единодушно. Потом гетман молвил: буди тако. И народ по нем единогласно возопил: боже утверди, чтоб есми вовеки вси едино были». Так совершился этот исторический акт.
В последнее время появились толки о том, якобы гетман-воссоединитель намеревался вскоре разорвать союз и передаться Швеции. Но документы Хмельницкого свидетельствуют об ином. Во-первых, все переговоры со шведскими послами шли, согласно Мартовским Статьям, с ведома Москвы. Во-вторых, никакого тайного союза не было, была лишь договоренность шведского короля Карла Х, семиградского князя Ракоци и Хмельницкого о совместной войне и разделе Польши, причем Богдан везде оговаривался, чтобы ничто не шло во вред России. Еще 13 марта 1657 г. в письме Лопухину он заверял: «повiк прямими слугами его царской величности зостаем».
// 340 лет Переяславской Рады. Международная научная конференция. Тезисы докладов конференции. Выпуск 1.-Донецк, 1994.-С.61-63.