Oct 22, 2009 09:20
Ще не вмерла Україна,
Але може вмерти.
Приближающиеся выборы опять активизировали деятельность украинской властной "элиты". Опять зашевелилась измусоленная колода отечественных полит-"діячів", которые опять начали показывать, какие они хорошие, населению, становящемуся "электоратом". И опять начнутся "пророчества", оправдывающиеся задним числом и доказательства своего "украинского патриотизма" с пеленок. И кем? Современной "элитой", которая (это аксиома) на 99% состоит из вчерашних компартийцев-перевертышей с незначительной примесью "діяспори" типа Р.Зварыча (сын бандеровского убийцы-эмигранта, недавний гражданин США, ныне нардепук) или бывших диссидентов типа Л.Лукьяненка (многолетний лагерный сиделец в 1992 году, управляя авто в нетрезвом состоянии, задавил насмерть женщину. Но, поскольку он был "неприкасаемый" депутат, его не посадили, а сослали... послом в Канаду. Не имея никакого опыта руководства, кроме опыта лагерного пахана, он успешно развалил работу посольства, разогнал работников, добился того, что несколько сотрудников, спасаясь, попросили политического убежища в Канаде, в 1993 г. был отозван и ныне снова нами руководит в чине "головы УРП" и сопредседателя блока Ю.Тимошенко).
Но не о том хотелось поговорить. А о том, как много умных и разных мыслей было высказано в разное время разными укр. деятелями. И как интересно и поучительно было бы их вспомнить. Например, слова из эпиграфа: написаны признанным украинским классиком Б.Гринченко (1863-1910), кстати нашим земляком (много лет учительствовал в школе Х.Алчевской), еще бог знает когда. А звучат как сегодняшние. Или вот Леся Украинка в 1894 г.: "У нас большая беда, что много людей думают, что достаточно говорить по-украински (а тем более писать немного), чтоб иметь право на звание патриота, работника на родной ниве, человека с определенными убеждениями и т.п... Что теперь можно у нас услышать такую фразу: "Як се? От ви казали, що Н.Н. дурень і тупиця, а він же так чудово говорить по-нашому"... А послушать иногда ЧТО только он говорит по-нашему". Чем не комментарий к нашему времени, когда "национально-озабоченные" тупо твердят 10 лет уже, что достаточно заставить весь народ "балакать" по-украински - и на нашу землю снизойдет райское счастье? Или такое четверостишие известного украинского поэта М.Вороного (1871-1942):
Серце хай йому пусте,
Хай він буде ідіотом.
Він уславився, проте
Українським патріотом!
То, что вдалбливается современными учебниками в головы школьников и студентов об украинском движении начала ХХ в. весьма далеко от действительности. Например, мало где можно узнать, что из всех национальных партий и деятелей до 1918 г. за "незалежность" не выступал никто, кроме мелкой группы Н.Михновского, того самого автора программы "Самостийна Украина", где требовалась "Украина для украинцев... от гор Карпатских аж до Кавказких". Подавляющее большинство: от Винниченко до Чикаленко - требовали самое большее автономии Украины в составе России. "Народна партия" Михновского, известная главным образом попыткой взорвать в 1904 памятник Пушкину в Харькове, как "москальского имперского поэта" (вот он - пролог нынешней "войны с памятниками"), к 1909 г. полностью распалась. Самой же многочисленной украинской партией того времени (6000 членов) была "Социал-демократична спилка", тянувшая к союзу с российскими эсдеками и позже полностью влившаяся в РСДРП.
Да и в первых трех Универсалах Центральной Рады в 1917 г. постоянно подчеркивалось: "Не отделяясь от всей России, не разрывая с российской державой..." (№1), "Стоим, как все, за то, чтоб не отрывать Украину от России" (№2), "Не отделяясь от Российской Республики и сохраняя её единство..." (№3). Михновский пытался еще в июле 1917 г. совершить "самостийницкий" военный переворот, подавленный Ц.Радой. Может, потому в неопубликованных воспоминаниях Грушевский определенно характеризует его как фашиста. Почитаем Грушевского: "В то время (1917 г.) загостил ко мне и Шептицкий... Очевидно, ему хотелось громких оваций также и в столице новой Украины. Но я, зная Шептицкого, как клерикала, для которого все национальные жесты были только способами "для большей славы Рима", не имел никакой охоты помогать в организации манифестации в пользу ультрамонтанства... Левое крыло Ц.Рады беспокоила довольно подвижная, а главное крикливая работа, говоря современно, фашистского направления, которая пыталась базироваться на военных, собственно на офицерстве. Лидером, а собственно инициатором и единственной пока пружиной этого движения был Н.И. Михновский... Приехав в Киев, я застал его во главе небольшого кружка молодых офицеров. Михновский разагитировал их в национал-фашистском духе и вместе с ними пытался вести пропаганду. Хотя в уставе (кружка) значилось, что его членом может быть любой военный украинской народности, он остался тесной ячейкой украинских фашистов и наверно сыграл некоторую роль в позднейших попытках фашистских выступлений... Настал военный съезд, что должен был решить дальнейшее движение военного дела: поведет его Ц.Рада или наши фашисты - Михновский и Ко. Со стороны Ц.Рады хотели свести баталию с ними особенно руки Винниченко. Она выдвинула как руководителя съезда и военного дела С.В. Петлюру... Со временем выяснилось, что Петлюра является переизданием Михновского, может быть, более тактичным и исправленным".
Не будем идеализировать и Грушевского: на подписание им позорного Брестского мира известный поэт А.Олесь (настоящая фамилия Кандыба) отозвался ядовитым четверостишием по адресу главы Центральной Рады:
Лукавий, хитрий був дідок,
Любив неправду й зраду,
Закликав німців в наш куток,
Звалив Центральну Раду.
А.Олесь - образцовый украинский поэт: не признал советскую власть, эмигрировал, умер в 1944 г. в Праге, его сын О.Ольжич - известный активист ОУН.
Итак, Петлюра - "исправленное издание фашиста Михновского". Любопытно почитать, что думал о нем другой лидер Ц.Рады - В.К. Винниченко: "Имя Петлюры петлюровцы стараются сделать национальной святыней, иконой, символом всей Украины... Я знаю: церковно-религиозные люди относятся с ненавистью к людям, сомневающимся в святости их икон. Но именно в интересах нашего дела я должен это сказать... До революции 1917 г. С.Петлюра никакими своими качествами ни в политике, ни в культурной или общественной жизни не был заметен. В подпольной революционной работе он не принимал почти никакого участия. Какое-то короткое время после революции 1905 г. он принадлежал к УСДРП и публиковал в её органах малозаметные статьи на текущие темы... Но как же и почему Петлюра стал Генсекретарем военных дел?.. Петлюра получил этот пост из-за нашей тогдашней бедности. В первое время Ц.Рада не могла сформировать правительство просто из-за недостатка соответствующих людей... Развитие событий оставило Петлюру на этой должности. Он, разумеется, ни знания, ни умения, ни талантов в военных делах не проявил, но проникся большим честолюбием. Присвоив себе титул "Главного атамана", он заботился только о верховенстве своей функции, все время употреблял на парады да "приказы по армии", которой не существовало, и в конце концов так запустил дело реального формирования украинского войска, что Ц.Рада вынуждена была вынести ему выговор и лишить его по причине неспособности и халатности поста Генсекретаря военных дел... Ко всему прибавилась еще одна черта этого человека: его органическая беспринципность. У С.Петлюры не было никаких ярко выраженных твердых социальных, политических, моральных и даже национальных принципов... И если в эмиграции даже теперь, когда Петлюру выдают за икону, слышатся голоса новых эмигрантов о его фашизме, то для таких голосов есть немало оснований. И кто знаком со "скрижалями" украинской революции, тот не может одновременно поклоняться им и молиться на фашистскую икону". Данные строки взяты из "Завещания" Винниченко. Человек перед лицом смерти не лжет.
Следующие слова принадлежат М.Хвылевому (1893-1933 гг.), ныне известному и рекламируемому писателю "розстріляного відродження", автору печально известного лозунга "Геть от Москвы" и глашатаю "украинской культурной незалежности и самостийности". В статье с характерным названием "Украина или Малороссия" он писал: "Фашистская мужественная цельность должна быть нам ближе, чем родная разляпаная психика... Сегодня фашизм пришел навести порядок и хотя этот приход запоздал, но это достаточно удачная и своевременная вылазка: темперамент фашизма не может не вызвать симпатии". Однако какая интересная вырисовывается тенденция: как самостийник, так фашист. И на необъективность свидетеля не спишешь: слова собственные.
В "обязательной обойме" имён современных украинских учебников - поэтесса О.Телига. Её очень любят упоминать как жертву, ибо, будучи активисткой ОУН, она в конце 1941 г. была арестована немцами и погибла в концлагере. Но умереть от рук фашистов - не значит, не быть фашистом самому. Посмотрим, что писала О.Телига накануне войны: "Заданием современной нашей интелигенции молодежи должно быть стремление стать во главе рядов этаких юных убийц "с блеском хищного зверя" (Літературно-науковий вісник", 1937 г., №9.) Редактор сего издания г-н Донцов тоже яркий пример мостика: "самостийничество=фашизм". Будучи основоположником теории "интегрального национализма" (украинский фашизм), он в 1940-е годы активно сотрудничал с гитлеровцами.
Чтобы закончить с эмигрантщиной, обратимся снова к "Завещанию" Винниченко. Пост "президента в экзиле" после смерти Петлюры занял А.Ливицкий. Винниченко твердо заявляет, что все дореволюционные "заслуги" Ливицкого на ниве подпольной работы - фальшивка. Выплыл он на правительственный уровень лишь в 1919 г., став ближайшим помощником и впоследствии - преемником Петлюры. Во время гитлеровской оккупации "Ливицкий и его сотрудники организовали в Германии специальный украинский батальон, который должен был быть при гитлеровской армии. Сын Андрея Ливицкого был агентом, служащим в гестапо и получал за это большую регулярную плату". Дополним Винниченко: дочь Ливицкого вышла замуж за другого гестаповского агента - петлюровского племянника С.Скрыпника (он же "автокефальный епископ Мстислав").
Скажут: бог с ним, с далеким прошлым. Но ведь есть цитаты и посвежее. Вот жил-был такой совписатель Дмытро Павлычко. Стучал иногда на коллег, например, в 1955 посадил на 8 лет писателя В.Кривца, доложив: «Кривец продемонстрировал себя с отрицательной стороны как человек, имеющий враждебные нашей деятельности буржуазно-националистические идеи... Считаю необходимым указать на то, что Кривец расхваливал поэзию украинских националистов". Состоял в КПСС 36 лет, получал Госпремии (две украинских и одну болгарскую) и ордена, служил секретарем Союзов Писателей УССР и СССР (1986-1988 гг.), сочинял стихи с аллилуйей КПСС и анафемой украинским националистам, которые печатались, в частности, по протекции Л.Берии. Еще в октябре 1989 г. на сессии Верховного Совета УССР Павлычко выступал как убежденный коммунист: "Мы должны спасать украинский язык, а вместе с ним - идею социализма. Поскольку там, где гибнет нация, там гибнет и социализм... Пусть прозвучит в этом зале слово В.И. Ленина... Это и есть наша главная платформа". Но прошло немного времени и в марте 1990 г. он вместе с Драчом выходит из компартии, заявляя: "Не знал ни про голод 1932-33 гг., ни про масштабы ГУЛАГа, ...не знал про несчетное число преступлений совершенных по отношению к украинскому народу под руководством партии". Правда, еще через год, видно забыв о заявлении, Павлычко продолжит стихотворствовать:
Ми знали, був голодомор
І розстріли в подвалах...
Вообще любопытно сопоставить встык его творения "до" и "после". Например, о Москве:
І на Схід дивились галичани.
На Москву дивись в надії, Львів...
Як добре, що на світі є Москва,
Моя земля, столиця і надія!
Ми триста років Москві служили,
Пора настала - вставай з колін!
До краю свого перепечену кров'ю
Ми чуємо в серці московську стрілу.
О "державном прапоре": Тож не вдалось огидливим ізгоям
Вас отруїти жовто-синім гноєм
У холодно-вітряній чужині.
Прапор вносять до залу
Синьо-жовтий! Імперія - в шок!
І сходить із п'єдесталу
Ненависті й зла божок.
О партии: До комунізму стрімки плаї -
Це Україна - зоря моя.
Партія - серце її
Ум її - партія!
Ми відали - КПРС -
Нагайка твердотіла.
Але ж лизали, наче пес,
Кров, що на ній горіла.
И, наконец, о Кремле: Я син простого лісоруба,
Гуцула із Карпатских гір.
Мені всміхнулась доля люба
У сяєві Кремлівських зір.
Хай бачить він, лакей з природи,
Як виправляються хребти,
Як валяться кремлівські сходи,
Що він по них навчивсь повзти.
Последние строки - явно автобиографические. Нынешний режим тоже достойно оценил заслуги Павлычко: он был Чрезвычайным и полномочным послом Украины в Словакии и Польше, в перерывах между посольствами - нардепук. И ведь этот тип не одинок. Рассмотрим, например, "крыжопольского соловья" В.Яворивского. Уроженец Винничины, выпускник Одесского университета, работал журналистом в Запорожье, член КПСС и СП СССР с 1971 г., замред журнала "Вітчизна", Госпремия УССР, в общем, увенчанный парень. Ах, как он разоблачал бандеровских недобитков в 1986 г. в статье с красноречивым названием "Янычары" (тогда этим словом обозначались другие люди, нежели сейчас): "Рентген "идей" и "души" Ярослава Стецька мог бы вызвать омерзение, как аморальное зрелище, демонстрация полного озверения бывшего человека. Лишь обычное омерзение, если бы мы не знали, что за словами, за "идеями" Стецька, Богданивського и других, не стоящих нашего внимания, стоит уже готовый к действию фашизм образца восьмидесятых годов... Вот он, весь в этих стецьковых наставлениях, наставлениях "вождя" без народа, без государства, без территории, без исторического прошлого, ибо оно у него началось с кровавой страницы предательства в годы величайшего горя, когда Гитлер хотел превратить несколько миллионов украинцев в немых гречкосеев в его империи. "Дати до диспозиції ОУН та іншим учасникам АБН модерні засоби масової комунікацїї... Робити серйозні заходи перед урядом ЗСА (так Стецько "украинизирует" даже аббревиатуру названия страны, которая финансирует его ''вождизм", старается, как видите) стосовно зміни політики детанту и практичних заходів допомоги нашій дії, наприклад, вможливення ОУН-АБН створення центру чи скріплення політично-психологічної війни за технічною допомогою компетентних для цього чинників... Добиватися власної радіовисильні, щоб политично й технічно було можливим створити центр психологічної війни ОУН". Жалею тебя, читатель, ибо знаю, что эти несколько фраз (их стилистику мог бы исправить на нормальный украинский язык наш мальчик из подготовительной группы детсада) навеяли на тебя ощущение того, что общаешься с агрессивным сумасшедшим из больницы, находящейся на необитаемом острове".
Вот так писал В.Яворивский о Я.Стецьке не так давно. Прошло несколько лет, в декабре 1990 г. Яворивский выскочил из КПСС, спешно сколотив собственную "Демократичну партию" (почему "Демократическую"? Неужели потому, что символ их американских тезок - осёл?). Ныне же и Яворивский и Слава Стецько (вдова и наследница Я.Стецька) выступают в единых рядах "украинских национал-демократов". Он - елейными 20-минутками разливается на Украинском радио о "бедной неньке". Она - гремит речами в защиту бандеровщины с трибуны Верховной Рады. Кстати, это великая "тайна киевского двора" - каким образом западногерманская фрау, мюнхенская пенсионерка Слава-Анна Стецько, она же Ярослава Музыка, имеющая паспорт ФРГ на имя Ганны-Евгении Данкив, получила еще и украинское гражданство (хотя наши законы двойное гражданство запрещают), после чего срочно стала "неприкасаемым" депутатом Верхрады. Интересно, а почему "крыжопольский соловей" не сидит в соседнем с ней кресле? Ах, вот незадача какая: в 1994 г. разгорелся большой скандал, связанный с разворовыванием гуманитарной помощи, которая шла из Германии нашим "чернобыльцам". Некоторые нардепуки, оказывается, вместо того, чтобы распределять, прикарманивали её и потом на выборах покупали "гуманитаркой" голоса избирателей. И главным средь них оказался пан Яворивский, председатель комиссии Верхрады по чернобыльским делам. За это и за невыполнение предвыборных обещаний земляки-крыжопольцы в 1998 г. с треском провалили его. Он пытался еще два раза в других округах, надеясь, что там его не знают, и испытал еще два облома. Провалилась и его"Демпартия", а в 1999 г. его оттуда исключили. Вот и осталась одна дорога - на радиосеансы душеспасительной болтовни. И... получилось! В прошлом октябре Яворивский добрался-таки до заветного кресла главы Союза писателей Украины. Однако привычка к политиканству и тут не оставила его: первая же бумага, которую он подписал "на посту" оказалась обращением с аллилуйей Ющенко и заявой, что вся НСПУ (не бойтесь, это не национал-социалистская партия, а "Національна Спілка Письменників України"- у нас же всё сейчас "национальное") поддержит блок "Наша Украина". Заметим, что это было более чем за два месяца до начала официальной избирательной кампании. А как не вспомнить "упадания" Яворивского перед импортным "патриархом Мстиславом" с мольбой" пошлюбити з жінкою істиним шлюбом"!
(окончание следует)
контрпропаганда,
из архива,
история Украины