он же Кирн, он же Патан... Среди тех, кто стоял у истоков окончательного официального превращения УПА в участника нацистской коалиции историки обычно упоминают переговорщиков и идеологов с одной стороны - со стороны ОУН. Это естественно, поскольку идеологи с германской стороны куда как известны! Гитлер - «капут», Гиммлер - «палач», Розенберг - «план Ост», Мюллер - «гестапо» и т.д. Все они давно в аду - где им и место. Однако, мне было удивительно узнать, что один из активнейших «низовых» немецких переговорщиков, который в условиях военных действий непосредственно обеспечивал согласование позиций и разрабатывал для соглашений УПА-Германия конкретные механизмы реализации «по месту» - до сих пор жив. Более того, он печатается в журналах и активно дает интервью, упоминая в том числе и свою «работу» с УПА. Люди, которые знакомы с проблематикой украинского коллаборационизма, наверное, встречали его фамилию или псевдоним. Не зря же его вскользь упоминают почти все серьезные исследователи, имеющие на УПА любые, даже противоположные точки зрения.
Итак, кто вы пан Кирн? Он же мистер Патан, он же герр Витцель, он же...
Профессиональный разведчик, диверсант, но, самое главное - кудесник военно-политической подрывной деятельности. По анкетным данным Дитрих Фердинанд Витцель, 1917 года рождения, кавалер Железного креста, человек в высшей мере образованный. В различных исследованиях и мемуарах упоминаются языки, которые он знал: родной немецкий, английский, русский, польский, фарси - языки из разных и очень далеких языковых групп, совместить знание которых может только человек с незаурядными лингвистическими способностями (причем неясно весь ли это список!). Начало Второй Мировой Витцель встретил будучи младшим офицером Абвера ака военной разведки Германии. Проходил курс молодого бойца и боевое крещение в одном из наиболее «ориентированных на практику» единиц Абвера - в полку особого назначения «Бранденбург-800», подразделении, готовившем диверсантов и спецназовцев. В состав именно этой части перед вторжением в СССР были введены батальоны «Роланд» и «Нахтигаль-Соловей», сформированные из украинских националистов. Был ли Витцель уже тогда знаком с руководством ОУН из этих коллаборационистких батальонов - в том числе с будущим командующим УПА Р.Шухевичем - достоверно неизвестно, хотя в одном из источников сообщается. что в штабе УПА Витцель встречался с людьми, ему лично знакомыми... С удовольствием задал бы этот вопрос Витцелю - буде случится очная встреча…
В первых боевых операциях против СССР вместе с Бранденбургом и «свидомыми соловьями» Витцель участия не принимал. В это время в звании оберлейтенанта он был направлен в Кабул в штат германского посольства - естественно с миссией, далекой от дипломатической. Военно-диверсионная специализация Витцеля, как офицера Абвера и «Бранденбурга», выясняется из его дальнейшей деятельности очень четко: организация сепаратистских политических движений, направленных против Союзников, военный тренинг коллаборационистов и их военно-техническое снабжение.
В 1941-43 году в Афганистане подопечными Витцеля были с одной, направленной против СССР стороны, бывшие басмачи и прочие обиженные на советскую власть эмигранты из среднеазиатских республик а с другой стороны - пуштунские сепаратисты с северных провинций английского Индостана, которых Витцель и его руководство намеревались натравить на англичан, естественно под эгидой борьбы за независимость. Комплексная операция получила кодовое наименование «Тигр».
Мне не хочется рассказывать подробно о работе «против» Витцеля и сотрудничеству в этом советской и английской резидентуры в Афганистане, это слишком интересно, что комкать «вкусную» историю - читайте её отдельно в той литературе, список которой будет приведен в конце статьи. Скажу сразу, что в этом противостоянии Витцель и Ко проиграли с треском. Мне же этот период деятельности абверовского профессионального провокатора нужен для того, чтобы продемонстрировать типичные отработанные приемы, которые Витцель с успехом будет применять в последующих заданиях по своей специальности.
Итак, анализ материалов афганского периода показывает, что в ведении «негоцианта» коллаборационистов должно быть следующее:
- в ходе переговоров необходимо наладить прямую связь между руководителями сепаратистов на местах и «заказчиками» по ту сторону границы или фронта. Такие контакты включают как перемещение курьеров через надежные маршруты и «окна», так и шифрованную радиосвязь.
- идеологически переговоры должны ориентировать повстанческих вождей на военное противостояние, от них необходимо добиваться конкретики в планах и в последовательности действий. Именно военные действия со стороны коллаборационистов максимально ослабляют противников Германии и отвлекают максимальное количество сил Союзников.
- в связи предыдущим, в переговоры обязательно входят поставки вооружения, в том числе создание баз и складов с оружием, подготовка аэродромов или других мест приемки воздушных грузов.
- организация военной учебы коллаборационистов и другое обеспечение их квалифицированными военными «кадрами» - еще один аспект переговоров.
- агентурная и «чисто-разведывательная» деятельность обязательно сохраняется как специфически неотъемлемая.
В результате работы Витцеля во всех этих направлениях в ходе операции «Тигр» к началу 1942-го численность партизанских антианглийских отрядов, например, пуштунского лидера Бозе достигает 5500 чел, а численность туркестанских сепаратистов, объединенных в антисоветскую организацию Фаал - 20-30 тыс.чел. Всех этих людей Германия обязуется снабдить оружием, а также перебросить в качестве «военных инструкторов» отдельные подразделения, подготовленные из соплеменников сепаратистов непосредственно в Германии (в частности, т.н. Туркестанский легион из бывших советских военнопленных и Индийский легион - из военнопленных индийцев из английской армии).
Процитирую типичное донесение Витцеля этого этапа: «О результатах беседы с прибывшим в Кабул по нашему требованию новым представителем Факира (Пожиратель огня) сообщаю: ...Факир располагает 20-22 тыс. человек, вооруженных винтовками (90% английских, 5% французских, 5% русских), как и все племена. Ощущается сильный недостаток в боеприпасах. Число бойцов быстро возрастет до 100 тыс., когда начнется настоящая борьба против англичан. В настоящее время боевые действия ограничиваются окружением различных мест сосредоточения английских войск, настоящие атаки невозможны из-за недостатка оружия. На границе купить боеприпасы почти невозможно, поэтому помощь деньгами не может сделать борьбу более интенсивной. Боеприпасы можно получить только самолетами дальнего действия, в данном случае японскими, или купить у афганского правительства старые запасы на выгодных для него условиях. Прошу дать указания».
Планам Витцеля не суждено было реализоваться. Его агентурная сеть была в 1943-м году разгромлена контрразведкой союзников, а сам он выслан из Афганистана. Спровоцированные им пуштунские племена еще некоторое время продолжали разрозненные действия, однако, их военная эффективность была невелика из-за отсутствия возобновляемых источников боеприпасов. Потенциальные туркестанские бойцы утратили тактическое руководство и даже частично были высланы из Афганистана, что окончательно разрушило организационную структуру коллаборационистких организаций и тем самым предотвратило реальный всплеск терроризма в Средней Азии. 25 сентября 1943 Витцель покинул Афганистан - не солоно хлебавши… Последняя попытка Витцеля вернуться на этот театр военных действий (уже нелегально) датируется летом 1944-го, когда Кирн-Витцель с двумя немцами и двумя индусами должен был вылететь через Грецию в Северную Индию с тем же заданием - установить контакт и активизировать деятельность некоего «индийского освободительного движения» (так его называл в своих показаниях В.Шелленберг).
Однако, в момент подготовки этого задания альма-матер Витцеля Абвер, как ведомство «предателя Канариса» был уже переподчинен, а в июле 44-го, после неудачного покушения на Гитлера, чистка кадров в военной разведке возобновилась с новой силой (сам Канарис тоже переместился в тюремную камеру). Группа Витцеля в числе прочих была сначала переподчинена, а потом расформирована, причем один из ее участников арестован. Впрочем, последнее задание этой группы, заключающееся в том, чтобы «зажечь» каких-то германских коллаборантов на другом конце земного шара перестало интересовать гитлеровское руководство. Миссия Патана была отменена под благовидным предлогом и гауптмана Кирна бросили «на новую работу». Точнее, на старую работу - с новым контингентом!
Попытка хронологии последующих событий четко подтверждает квалификацию Витцеля. Он строго и осмысленно следует типичному «плану работы» с коллаборационистами, которые во всех нациях оказываются почти одинаковыми в запросах и ответных обещаниях. Сравните сами Украину с тем, что делал Витцель в Афганистане. Сразу оговорю, что контакты немцев с украинскими националистами начались не с приходом Витцеля. Контакты эти велись по всем конкурирующим ведомствам - полиция, гестапо, вермахт и т.д. Во всех случаях контакты сводились к тому, что УПА гарантировала лояльность по отношению к немцам плюс активную борьбу с «русскими» или «советскими» и за это выторговывала себе аналогичную неприкосновенность со стороны немцев, а также оружие. Однако, в данной работе мы ограничим себя абверкомандой-202 и персонально Витцелем. Причина моего выбора для подробного анализа именно этого эпизода в том, что в данном случае в переговоры оказалось вовлечено высшее идеологическое руководство ОУН - а именно «сам» Степан Бандера…
До июля 1944 - закладка силами абверкоманды-202 на Зап.Украине тайников с оружием и амуницией. Данный факт является очень важным, потому что кому бы ни предназначались эти схроны изначально - единственным реальным получателем для них в итоге окажется та часть УПА, которая осуществляла свои контакты с германскими военными через АК-202.
Июль-август 1944 - в Мушино (Польша) формируются школы для УПА с немецкими военными преподавателями и организуются поставки оружия по данному каналу - грузовики уходят вместе с группами обученных бойцов.
Август 1944 - Абверкоманда 202, с довоенных времен специализировавшаяся на контактах с ОУН-УПА, переходит в подчинение гауптмана Витцеля. В это же время ОКХ - «Генштаб сухопутных войск» составляет списки вооружения, в основном трофейного, которое может быть передано УПА.
Ориентировочно сентябрь 1944 - встреча Кирна и его «визави» из ОУН Орлова-Данилыва-Гриньоха-Герасимовского с Бандерой в Заксенхаузене, организованная групенфюрером Мюллером. Встреча проходила весьма своеобразно: «Орлов и Бандера, согласно распоряжению Мюллера, при соблюдении особой осторожности, прошли в один из дальних углов и проговорили там около часа. Потом мы поехали в Краков, а Бандера остался в лагере. УПА получила от Бандеры согласие на помощь ей со стороны немцев в борьбе против армии СССР.» Отмечу, что Кирн на данном этапе взаимодействует со всем заинтересованным высшим «практическим руководством» нацистов - от упомянутого шефа гестапо Мюллера до главы диверсантов Скорцени и шефа объединенного 6-го управления и Военного управления РСХА Шеллеберга.
6 октября 1944 - заброска за линию фронта в составе группы из 7 чел., включая самого Кирна и проводников из УПА. Уровень задания такой оперативной группы говорит сам за себя - в нее входит сам начальник абверкоманды, которая отвечает за данное это направление работ.
16 октября - прибытие Кирна в штаб УПА. Переговоры «на месте», выработка согласованных взаимных обязательств, организация аэродрома для приема транспортной авиации уровня Ю-52, согласование мест приемки парашутируемых грузов, доставка мощной рации для радиосвязи через линию фронта (расстояние до дислокации штаба от линии фронта составляло около 180 км) и т.д.
около 30 октября - отбытие группы Кирна из штаба УПА. В результате переговоров были зафиксированы взаимные обязательства. Со стороны Германии: снятие ограничений с «домашнего заключенного» Бандеры и освобождение других украинских националистов; создание «Самостийного Украинского государства» (абсолютно формальный пункт, поскольку немецких войск на территории Украины уже нет и никакой возможности создать что-либо украинское Германия уже не имеет…); поставка УПА обмундирования, вооружения, средств связи, медикаментов, организация военного обучения бойцов УПА. Со стороны коллаборационистов: ведение активных боевых действий против КА, предоставление УПА в распоряжение АК-202 запрашиваемого числа бойцов для спецдиверсионной работы; передача собранных УПА разведданных о КА и регулярные отчеты о деятельности УПА. Подчинение обученных диверсионных групп из состава УПА: в оперативном порядке АК-202, в остальном - УПА.
7 ноября 1944 - возвращение из-за линии фронта в Краков на самолете с организованного аэродрома. Сразу по возвращении Кирн пишет несколько подробных отчетов о УПА и проведенной во время рейда работе, в том числе о составе УПА, о ее вооружении, снабжении, медобеспечении и т.д., об ориентации УПА на скорое пополнение численности при получении вооружения за счет уклоняющихся от призыва в КА, о боевых действиях УПА против КА и других советских структурах, о сотнях немецких солдат в составе УПА и пр.
Я в своем блоге уже анализировал воспоминания Скорцени и обещал написать об операции «Бурый Медведь». Увы… Изучение вопроса показало, что Скорцени говорит не совсем правду. Он тоже упоминает капитана Керна-Кирна, Бандеру, немцев в составе УПА, поставки УПА вооружений, боеприпасов и медикаментов, организацию рейда Керна и организацию воздушного канала снабжения, но при этом путается в деталях и умело перетягивает организационные заслуги на себя и на свои Ягдкомманды, в частности Ягдкоманду «Ост-Восток». Само название операции «Бурый Медведь» видимо тоже была фантазией Скорцени, поскольку в более надежных источниках она носит более прозаическое название «Подсолнечник»
Декабрь 1944 прибытие Бандеры в расположение АК202, прибытие туда же Данилыва-Гриньоха из-за линии фронта.
27 декабря отправка из АК202 в штаб УПА группы Лопатинского.
Далнейшие контакты нацистов из РСХА с нацистами из ОУН и продолжение снабжения УПА не имеет смысла включать в рамки этой статьи. Естественно, что они не прекратились и не прекращались… А вот АК-202 в этом скоро перестала принимать участие. Стремительное продвижение советских войск заставило немцев реорганизовать это подразделение. Поскольку статья посвящена Кирну-Витцелю. и его роли в организации диверсионной работы в тылу советских войск имеет смысл проследить за его дальнейшими действиями, ведь его деятельность «после УПА» еще раз подтверждает его специализацию. Он был прикомандирован к группенфюреру Прютцелю и занялся с ним вместе учебой «вервольфовцев» - будущих нацистских партизан. Привычное и типичное для Витцеля занятие.
Вот, собственно говоря - вся фабула. Остались «примечания», которые не хочется потерять в памяти.
***
В ходе рейда на территорию Украины Кирн-Витцель выдавал себя за англичанина. Ему это было несложно - английский он знал, и в ходе работы в Афганистане много общался с англичанами… Другое дело, зачем это было нужно. Его предупредили, что немцев население и даже рядовой состав УПА может «обидеть», а вот к англичанам (союзникам советов!) - они лояльны. Так что «любовью» с немцами в удовольствие занималось только высшее руководство ОУН-УПА. Простой селянин к такой «любви» относился подозрительно.
***
Некто Прюцман (в некоторых источниках Прютцман), с которым вместе Витцель работал на последнем этапе тоже плотно сотрудничал украинскими националистами. Именно в его «группе» в феврале 1944 года был выпущен один из наиболее известных приказов о лояльности к УПА. Он еще в ранней осенью 1941-го году дает указание генерал-майору Шееру о формировании батальонов из «украинских добровольцев». А ведь этот человек по должности может по праву называться палачом Украины! Начальник главного управления гестапо и полиции по Рейхскоммисариату Украина штандартенфюрер СС Прюцман! Именно ему Гиммлер пишет такое письмо-приказ: «Надо делать все, чтобы при отступлении с Украины там не оставалось ни одного человека, ни одной головы скота, ни единого грамма зерна, ни метра железнодорожного полотна; чтобы не уцелел ни один дом, не сохранилась ни одна шахта; и не было ни одного неотравленного колодца. Противнику должна остаться тотально сожженная и разоренная страна. Немедленно обсудите эти вопросы со Штапфом и сделайте все, что в ваших силах.» Великолепный «переговорщик» для УПА - точно отражающий ее предпочтения, не правда ли!
***
Отто Скорцени сформировал к 1945-му году на «костяке» бывших кадров «Бранденбурга» целую сеть ягдкомманд, предназначенных для тех же челей, что и Вервольф - борьба в советском тылу. Впрочем, Вервольф должен был действовать преимущественно на германской территорией, а ягдкомманды Скорцени - за ее пределами. Самое же любопытное, проследить за территорией, на которой должны были действовать эти самые ягдкомманды, Такая география четко видна из названий ягдотрядов для двух интересующих нас команд Восточного фронта «Восток» («Ост») и «Юго-Восток» («ЗюдОст»): «Остланд» (территория Балтийских стран, в основном Литвы и примыкающих областей Польши и Белоруссии), «Руссланд» (Белоруссия и Полесье), «Польша», «Словакия», «Сербия - Хорватия», «Румыния», «Венгрия», «Болгария» и «Албания». Ничего не кажется странным? А где же УКРАИНА? Все правильно - Украина незачем. На ней функции ягдкоманд выполняла УПА!
***
Снабжение Вервольфа оружием было из рук вон плохим! Один из офицеров снабжения Скорцени как-то сказал, что «вервольфам» можно было бы передать 10-20 % оружия, находившегося на складах СС, но он, Скорцени, даже пальцем не пошевелит ради «вервольфов», если его группа окажется в опасности! А теперь вспомните, что недостатка в оружии УПА, например, не испытывала. Естественно, что входившие в одну структуру Витцель и Скорцени на их счет не жадничали. Свои люди…
***
Как-то Витцеля спросили в интервью, как он мог помогать украинским националистам из УПА, которые развязали форменный геноцид в отношении польского и еврейского населения. «Я об этом ничего не знал», - ничтоже сумняшеся ответил Витцель!
***
В показаниях Шелленберга, которые он давал британцам в 1945-м «некто Кирн» упоминается несколько раз. Однако, только как «Кирн» и с пометкой «настоящее имя не установлено». Теперь установлено - и вопросов к Витцелю-Кирну у меня, например, очень много…
Использованные источники
1. «Документы изобличают» (Сборник документов и материалов о сотрудничестве украинских националистов со спецслужбами фашистской Германии), Научно-публицистическое издание
2. «Hitler’s Last Chief Of Foreign Intelligence (Allied Interrogations Of Walter Schellenberg)», Reinhard R.Doerries
3. «ОУН и УПА в свете немецких документов и свидетельств очевидцев», А.Чайковский, «Киевский вестник», №119, 27.11.2008
4. LITOPYS UPA: Chronicle of the Ukrainian Insurgent Army, Ser.1, Vol.7, Abstracts
5. Борьба советских органов государственной безопасности с организацией украинских националистов. 1944 - 1945 гг., Авторы nazar_rus, novoross_73, при участии i_grappa (
http://novoross-73.livejournal.com/61359.html и далее)
6. «Вервольф. Осколки коричневой империи», Фрайгер Рут
7. «Bundeswehr hofiert Ritterkreuzträger - Wehrmachtsveteran schreibt in „Wegweiser“ für Soldaten», Alexander Kobylinski und Caroline Walter
8. «Абвер: щит и меч Третьего рейха» Мадер Юлиус
9. «Михаил Аллахвердов - резидент советской разведки в Афганистане в годы Великой Отечественной Войны», Юрий Тихонов, Спецслужбы, №3, 1999 г.
10. «Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию», Юрий Тихонов
11. «Vlasov», Sven Steenberg
12. «Органы государственной безопасности СССР в годы Великой отечественной войне»