Володимир Нікольський
Організація українських націоналістів в Донбасі
у 1941 - на початку 1950-х рр.
Київ, 2001.
…2.1.Походные группы
В начале 1941 г. центральный провод ОУН начал создание походных групп, которые должны были действовать после нападения Германии на СССР, с продвижением немецких войск в глубину советской территории. Группы были организованы за рубежом из эмигрантских кадров ОУН [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372. - Т.32. - Арк. 13].
…Перед походными группами ставились такие задания: захватить в свои руки все руководящие должности в местных органах самоуправления на оккупированной немцами Украине, а также на Дону и в Краснодарском крае, или поставить во главе их специально подобранные людей, которые враждебно относились к советской власти; создать на этой территории крепкие организации ОУН; начать активную националистическую пропаганду среди населения. Такие действия, по мнению руководства ОУН, неминуемо докажут немецкой власти, что население оккупированных областей Украины полностью поддерживает ОУН и созданное ОУН 30 июня в 1941 г. во Львове Правительство Самостоятельной Украины. Это должно было заставить Германию признать правительство Я.Стецько законным представителем украинского народа. В противном случае было предусмотрено, что массовые организации ОУН будут продолжать активную националистическую деятельность, направленную на достижение своей цели [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 376. - Т.1. - Арк. 80].
Исходя из этого, после начала боевых действий на немецко-советском фронте в 1941 г., в июне того же года, походные группы двинулись следом за фашистской армией. Так начался первый период деятельности ОУН на востоке Украины [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 376. - Т. 32.- Арк.13].
Относительно походных групп арестованный органами госбезопасности в 1944 г. Тимофей Семчишин (“Белый”, “Мирослав Ричка”, “Бор”, “Стон”) дал такую информацию. Первая (Северная) группа была сформирована в районе г. Хелм в Польше. Она должна была двигаться в направлении Житомир - Киев. Вторая (Средняя) группа создавалась в районе Перемышля и её маршрут планировался таким: Львов - Тернополь - Кременчуг - Харьков (дальше предусматривалось перебросить кадры на Дон и в Краснодарский край). Третья (Южная) группа комплектовалась на Лемковщине и имела своим направлением: Тернополь - Проскуров - Винница - Кировоград - Кривой Рог - Николаев - Днепропетровск (проводником этой группы был Т.Семчишин). Четвертая (Южная) группа, созданная из украинских студентов Праги и Вены, выходила из Румынии и, по свидетельству Т.Семчишина, шла под видом легиона “Роланд”. В последующем часть членов четвертой группы использовали в качестве переводчиков в немецких военных частях, а другие вернулись в Румынию [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372. - Арк.81-82].
По свидетельству арестованного органами госбезопасности в 1944 г. Мефодия Павлишина (“Лисовский Виктор Семенович”, помощник проводника третьей походной группы), согласно инструкции главного провода ОУН о заданиях походных групп, предусматривались два варианта их деятельности:
1) легальный, если немцы признают провозглашение “Самостоятельного Соборного Украинского Государства”;
2) нелегальный, если не признают и начнут репрессии против членов ОУН. От походных групп требовалось прибыть к месту назначение в минимально короткий срок и развернуть активную националистическую деятельность.
Здесь информация М.Павлишина соответствует свидетельствым Т.Семчишина. Но, как считал первый, были созданы всего три походные группы ОУН. Первая (Северная) сформирована в г. Хелм (Польша) и должна была двигаться в направлении Ковель - Луцк - Здолбунов - Житомир - Киев - Полтава - Харьков. Вторая (Средняя) группа формировалась в г. Перемышль с направлением движения Львов - Тернополь - Проскуров - Винница - Козятин - Фастов - Киев. Но третья (Южная) группа была создана в г. Санок и направлялась на Дрогобыч - Стрый - Тернополь - Проскуров - Винницу - Кировоград - Днепропетровск [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372. - Арк. 128-129].
Упомянутый выше Т.Семчишин на допросах раскрыл структуру походных групп. В их руководство входили: проводник, штаб группы в составе четырех лиц (помощника проводника группы - “трассы”; персонального референта, который отвечал за расстановку кадров и назначал роевых; референта связи; хозяйственного референта) и секретарь-машинистка. Периферию походных групп составляли рои, которые насчитывали от 5 до 12 членов ОУН. Управляемая им группа на момент выхода состояла из 15-16 роев общим количеством до 200 человек [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372. - Арк. 83].
По свидетельству М.Павлишина, структура походных групп была такой. Руководство группы составляли ее проводник, штаб из пяти референтов и секретарь-машинистка. При штабе находился представитель главного провода ОУН. Штабу подчинялись рои, в составе которых были 7-12 членов организации. В первую группу входили 20-21 рой, во вторую - 17-18, и в третью - 12 -14 роев [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372. - Арк. 129-130].
То есть, в свидетельствах Т.Самчишина и М.Павлишина относительно количества третьей походной группы есть определенные расхождения, но они не имеют принципиального значения.
Когда немецкие войска стали продвгаться на территорию Украины в Галичине и Волыни, походные группы частично организовали и дополнили.
На допросах в советской контрразведке в 1944 г., Семчишин сообщил, что в руководящий состав его третьей походной группы входили: помощник проводника - Павлишин, персональный референт Ярослав, референт связи Василий (в сентябре в 1941 г. арестован немцами в Днепропетровске) и Петр Рожко (“Уманец”), - хозяйственный референт; кроме того, при штабе был представитель центрального провода ОУН Зенон Матла (который имел полномочия по окончании похода назначать краевой и областные проводы из числа участников походных групп) [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372 - Арк. 82-83].
А Павлишин свидетельствовал, что руководителем группы был Т.Семчишин, заместителем руководителя и хозяйственным референтом - Рижко, референтом связи и позже проводником Днепропетровского областного провода - Василий Регей, организационным референтом - Антон Осович, машинисткой - Ольга Крамар (“Уляна”), секретарем - Татьяна Петроник. Известны также роевой третьей походной группы, потом - проводник Запорожской подгруппы Федор Кальба, проводник Николаевской подгруппы Демьян Мацилинский, проводник Одесской группы Зенон Литвиненко (Павлишин называет проводником Одесского областного провода Богдана Яворского - “Мирона”), проводник Кировоградской подгруппы Мартын Марьян, проводник Крымской подгруппы Ярослав Дикий (арестован немцами в Кривом Роге), Все они были членами ОУН из Лемковщины [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372. - Арк. 131-135].
Походные группы разделили по краям и областям и они продвигались сразу за линией фронта в определенных направлениях. Группы двигались по-разному: пешком, на автомобилях, на подводах, поездами, но, как правило, - подводами. Обходя большие города, они постепенно продвигались вперед. По третьей группе участников похода было шесть территориальных распределений по маршруту движения: в узловых пунктах (Стрый, Тернополь, Проскуров, Винница, Кировоград и Днепропетровск) отдельные рои или группы направлялись на периферию. Перед военным референтом третьей походной группы были поставлены такие задания: создание в юго-восточных областях Украины “сечей” - городских, окружных и областных военных гарнизонов, которые должны были стать основой будущей украинской армии. Но в июле в 1941 г. он получил от главного провода ОУН указание не создавать “сечь”, поскольку немцы не признали украинское правительство во главе с Я.Стецько и запретили организацию вооруженных сил ОУН [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 372. - Арк. 137-138].
Участники групп вели по оккупированным немцами городам и селам пропаганду относительно создания независимого украинского государства, с целью подбора соответствующих организационных кадров.
В сентябре 1941 г. походные группы прибыли к местам назначения. В частности, третья группа остановилась в г. Днепропетровске, где было намечено создание краевого провода ОУН. Там было проведено последнее, шестое распределение участников похода. В частности, один рой было направлено в Сталинскую область [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 376. - Т. 1. - Арк. 136].
За короткое время, как сообщали тогдашние отчеты руководства, походные группы ОУН “достигли всех украинских этнографических границ и приступили к работе” [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр. 376. - Т.1. - Арк. 14].
По окончании похода из проводов походных групп были созданы краевые, а из роев - областные, окружные и районные экзекутивы ОУН (исполнительные органы).
Прибыв на запланированные места, члены походных групп жили легально, работая в оккупационных учреждениях, или - нелегально.
Немцы сначала не знали о существовании этих походных групп, и не обращали внимания на деятельность отдельных их легализированных членов.
Появление на восточноукраинских землях походных групп оуновцев привело к тому, что к ним стали “присоединяться” разные представители противников советской власти (петлюровцы, гетьманцы, сторонники Союза Освобождения Украины и другие, отдельные преследуемые в прошлом церковники). Но, в то же время, на бок оуновцев стали переходить лица, которые имели какие-то шкурные интересы: они считали, что ОУН является представителем новой власти, потому нужно быть как-то ближе к ней. Определенный интерес к ОУН проявляли и прежние раскулаченные, которые благодаря усилиям советской власти оказались в колхозах. Как свидетельствуют материалы изданной в подполье брошюры “ОУН на СУЗ от 1941 р.”, “отдельно заинтересовались ОУН коммунисты, как вообще враждебной силой в начале похода ее на СУЗ в 1941 г.” [Державний Архів СБУ - К. -ФДВ. - Спр. 376. - Т.1. - Арк. 14].
В пропаганде ОУН того времени доминировала идея самостоятельности с империалистическими тенденциями и исключительностью нации. Кадровые активисты организации пропагандировали лозунги: “Украина превыше всего”, “Украина для украинцев”. Понятно, что для населения восточных украниских земель такие призывы были непонятны, а кое-где и - враждебны.
После ареста правительства Я.Стецько, Первая конференция ОУН, которая проходила в конце сентября - начале октября в 1941 г. на околице Львова, принимает такие решения: 1) перестроить ОУН и перевести основную её часть на нелегальное положение и нелегальные формы работы; 2) не вступать с немцами в конфликты и не вести открыто антинемецкую пропаганду; 3) использовать все возможности легальной работы, проникая в учреждения, организации и предприятия, в города и рабочие центры.
Решения эти вытекали из предположения, что Германия одержит победу в войне и ОУН придется вести более длительную дипломатическую и политическую работу с целью создания Самостоятельной Украины [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр.372. - Т.1. - Арк.32].
Вторая конференция ОУН, которая проходила в марте 1942 г. в селе приблизительно в 25 км от Львова, обсудила сложившуюся ситуацию и приняла решение: 1) не мешать Германии вести борьбу против СССР, но для привлечения на свою сторону украинского народа развернуть антинемецкую пропаганду; 2) в основу всей практической деятельности ОУН поставить антисоветскую борьбу; 3) создать “Союз порабощенных народов СССР”; 4) договориться с поляками об общей борьбе против СССР или об их нейтралитете в борьбе ОУН против СССР [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. -Спр.372. - Т.1. - Арк.35-36].
Используя опыт подпольной конспиративной работы, функционеры ОУН на восточно-украинских землях не афишировали свои стратегические планы. По мнению местного населения и даже отдельных рядовых членов организации ОУН при поддержке немецкой власти вела борьбу против большевиков. Тогдашние проводники украинских националистов зафиксировали ситуацию так: “Очень малое количество граждан СУЗ знало о действительном самостийницком революционном направлении ОУН и могло предусмотреть будущее столкновение с гитлеровской Германией” [Державний Архів СБУ - К. -ФДВ. - Спр.376. - Т.30. - Арк.21].
Неожиданное появление ОУН и деятельность её членов в местной администрации, полиции, хозяйственных учреждениях способствовали формированию у населения впечатления относительно легальности организации, даже - вероятной части оккупационного режима.
Это был первый, подготовительный период деятельности организации украинских националистов на восточно-украинских землях, который продолжался с начала “похода” до весны 1942 года.
Основная работа членов ОУН (организационная и пропагандистская) проводилась силами кадров, которые пришли из западно-украинских земель, большинство из которых жили и работали легально. Только небольшая часть оуновцев была законспирирована. Пропагандистская работа кадровых оуновцев привела к двум определённым последствиям. Во-первых, к организации была привлечена часть местных националистов, т.е. лиц, которые имели националистические взгляды, или карались советской властью на этой почве. Это были лица средних и даже преклонных лет, которые уцелели в предыдущие бурные времена советских репрессий. Молодежь на начальном этапе не шла к ОУН. Во-вторых, кадровые оуновцы стали осознавать настоящую суть немцев как оккупантов и необходимость подпольной “революционной борьбы - борьбы, которая исключала легальные формы” [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. -Спр.376. - Т.32. - Арк.14-15].
В таких условиях, пропагандистская деятельность бандеровцев на СУЗ должна была быть направлена на трактовку немцев как оккупантов.
Из местного населения под влияние пропагандистов ОУН подпадали, прежде всего, лица старшего или среднего возраста, которые имели определённые националистические взгляды или убеждения, и в незначительном количестве - молодежь. Понятно, что первые две категории были, как свидетельствовали оуновцы «элементом мало боевым и политически несознательным, который революционную борьбу связывал с кулачеством на германофильстве” [Державний Архів СБУ - К. - ФДВ. - Спр.376. - Т.32. - Арк.14-15].
Безусловно, реальный результат первого периода деятельности ОУН в Донбассе - появление кадровых работников организации в этом важном, из всех позиций, регионе Украины.