Мой книжный год (часть 1)

Dec 19, 2013 00:21

Год подходит к концу, значит пора подводить итоги. В прошлом декабре я взял себе в привычку фиксировать в отдельный текстовый файл книги, которые прочел, с добавлением коротенького комментария для себя. Такой своеобразный дневник. Книги я старался (и стараюсь) читать различные по жанрам - чередовать развлекательную литературу с более-менее серьезной. Привожу здесь сегодня первую порцию "обработанного" мною чтива в надежде, что дам кому-нибудь идею о том, как скрасить часы, проводимые в общественном транспорте.
Книги перечислены не в виде рейтинга, а в хронологическом порядке, по мере их прочтения мною.

1. Борис Акунин "Весь мир театр".


Читал во второй раз. Исключительно в практических целях. Я являюсь поклонником "фандорианы" и с нетерпением ждал выхода новой серии о приключениях Эраста Петровича "Черный город". Когда же она, наконец, вышла, я решил перечитать предыдущую книгу, чтобы освежить воспоминания, чем там все дело кончилось. Если вы вдруг не знакомы с Фандориным и решите познакомиться, то начинать надо с "Азазель".

2. Борис Акунин "Черный город".


Действие книги происходит в Баку. Баку - это нефть. Нефть - это деньги. И политика. И криминал. В общем, все что нужно для захватывающих приключений суперагента и детектива Эраста Петровича Фандорина. Как всегда у Акунина читается на одном дыхании буквально за сутки. Пожалуй, это первая книга в серии, которая закончилась не кинематографично, а сериально - то есть впервые очевидно, что без продолжения не обойтись.

3. Акунин-Чхартишвили "Аристономия".


Уж извините, что столько Акунина, но уж так у меня начался этот год. "Аристономия", тем не менее, подходит под провозглашенный выше принцип чередования жанров. Книга серьезная, я бы даже сказал убийственно серьезная. Документальные главы, полные философских размышлений (написанные ипостасью Чхартишвили) сменяются художественными главами (авторства Акунина). Впрочем, философия не сложная, чай не Кант и слава богу. Читается увлекательно. Про художественную часть книги и говорить нечего - увлекательно, узнаваемо, горько. О чем книга? О России, о судьбе человека в ней, об интеллигенции и рабочих, о красных и белых. На вопросы не отвечает - скорее, ставит новые. Именно поэтому рекомендую.

4. Оскар Уайлд "Портрет Дориана Грея".


Здесь и далее сплошь и рядом будут попадаться книги, которые мне как бы надо было бы прочесть очень давно. Но даже не пытайтесь меня пристыдить. Хорошие книги лучше читать в зрелом возрасте. Про "Портрет Дориана Грея" скажу крамольное - голливудская экранизация 2009 года мне понравилась больше, чем книга. И сюжет поживее, и моральные акценты почетче.

5. Вадим Шефнер "Дворец на троих или признание холостяка".


Очень рекомендую этого писателя. Советский романтизм с прекрасным языком. Мне очень понравились его рассказы.

6. Кен Кизи "Над кукушкиным гнездом".


Тут комментарии излишни. Обязательно читать, даже если смотрели фильм - сюжеты разные.

7. Роберт Штильмарк "Наследник из Калькутты".


Эх, эту бы книгу мне да в 15 лет! Какой сюжет! Приключенческая сага для мальчишек - тут и пираты, и индейцы, и работорговцы, и иезуиты, и венецианские дожи... Эх! Будет сын - сразу после "Одиссеи капитана Блада" дам. Кстати, интересная история создания произведения. Роман был написан в 1950-1951 годах в лагере, на строительстве восточного крыла железной дороги Салехард - Игарка. Штильмарк начал писать его по просьбе лагерного старшего нарядчика Василия Василевского в обмен на освобождение от общих работ. Василевский надеялся послать роман Сталину и получить за это амнистию. "Одного только не учел Василевский, когда задумал после окончания книги убить Штильмарка руками блатных, что слушали они каждую главу сочинения и ждали с нетерпением продолжения. Они-то позже и помогли в суде доказать авторство Штильмарка." (ИСТОРИЯ 501-стройки ч.4-я. Л. Липатова).

8. Эрнест Хемингуэй "Старик и море".


И снова простите меня все, кому дороги и близки произведения великого автора. Но я так и не понял, что в этом рассказе есть, заслуживающего Нобелевскую премию. Ну старик, ну море, ну рыба, ну борьба человека и природы (очень занудная борьба, спешу отметить). Как-то не складывается у меня с Хемингуэем. Может быть, в следующем году?

9. Юрий Никитин "Трое из леса".


Поначалу все было неплохо. Начиналось как исторический роман, действие которого разворачивается в дремучие праславянские времена (предположительно VII век). Ну, думаю, страсть как интересно! Сейчас, думаю, расширю свой кругозор. Но где-то с третьей главы понеслось - упыри, кикиморы, русалки, речные боги, казаки. Потом уже в википедии прочел, что это, оказывается, "первое русское героическое фэнтези". Епть. Я и к фэнтези, честно говоря, ровно дышу, а тут еще и героическое. Короче ходят всю книгу туда-сюда, песни поют да трахаются. Все это перемежается сценами насилия и занимательной этимологией в духе позднего Задорнова. Потом еще и узнал, что это первая книга в серии, а всего их уже почти 25. Остановите это кто-нибудь!

10. Сомерсет Моэм "Театр".


Очень хорошая книга. Особенно после русского героического фэнтези. Вкратце, я бы сказал "О Женщине", со всеми ее метаниями, сомнениями, уверенностью в собственной притягательности и в то же время боязни возраста. Удивительно, как тонко чувствует все нюансы женской психологии автор. Впрочем, не так удивительно, учитывая что автор в старости говорил о себе: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

(продолжение следует)

Приятного аппетита!

литература

Previous post Next post
Up