Предыстория похода не богата деталями. Еще в июне, координатор парусной школы Белламер разослала выпускникам предложение поучаствовать в переходе из Норвегии в Петербург. Никаких дополнительных подробностей не сообщалось. Заявив о своем участии, я также узнал, что знаю двух человек из будущего экипажа, и что летим мы в Осло 1-го августа, а вернуться планируем 10-го. Мой предыдущий парусный опыт состоял из поездки на русско-эгейскую регатту в составе группы выпускников все той же школы, т.е. недельного круиза на чартерной яхте, где ветер лишь однажды перевалил за 15 узлов. Хотелось чего-то настоящего.
Заезд, 01.08.08
Итак, 1-го августа 6 человек собрались в Пулково 2, чтобы лететь в Осло. Еще один участник должен был встретить нас по прилету (он добирался не из Питера). Экипаж состоял из капитана яхты, Бориса Юдина, еще одного опытного яхтсмена, Кирилла Лебедева (он был нашим капитаном на русско-эгейской), и пятерых «курсантов», т.е. выпускников парусной школы, жаждущих практического опыта парусных путешествий: Сергея, Глеба, Юры, Паши (тоже был на регатте) и меня . Ни капитана, ни большинства «курсантов» я до этого дня не встречал, так что познакомились в очереди на паспортный контроль. Летели компанией SAS и добрались без приключений.
![](http://expromt.com/galleries/08-08-oslospb/images/IMG_8592.jpg)
Первый сюрприз ожидал сразу по прибытии: путь от самолета до марины, где стояла яхта, занял часа четыре. Оказалось, нам нужно далеко на юг по восточному берегу Ослофьерден, в пригород Хальдена. В марине Гримсе (N59 08.702 E11 11.486) мы были в районе полуночи. Между тем, яхта была только что спущена на воду и совершенно не готова к походу. Все внутреннее пространство и палуба были завалены парусами в кисах, мачта не раскреплена, гик лежал в кокпите. С боями удалось добыть электричество и воду, а паруса перекочевали на берег с целью последующей перепаковки. На этом мы решили вечернюю программу завершить и залегли спать. Тут, правда, нас ждала еще одна неожиданность. Оказалось, постельные принадлежности на спортивной яхте - это нонсенс, а спальник есть только у одного из пятерых курсантов. В прочем, в последствии, это обстоятельство оказалось незначительным. Лично мне на первую ночь достался форпик, который все последующее время был плотно забит парусами и прочим снаряжением. Из-за духоты все люки были открыты настежь, так что я мог всю ночь любоваться звездами прямо над головой.
Начало пути, Стремстад, 02.08.08
На утро начался обложной дождь и идея перепаковывать паруса была забыта. Вообще, за 10 дней похода, солнце мы видели раза четыре и в сумме не больше шести часов. Между тем, надо было готовить яхту к походу, чем мы и занялись. Кроме всего прочего, хотелось закупить продукты, и в километре от нас был замечен лабаз, но тут обнаружилась очередная накладка. Дело в том, что яхтенная касса была представленно исключительно европейской валютой, места обращения которой нам так и не встретились на пути. Добыть норвежских крон до прибытия в марину никому не пришло в голову. А в лабазе, хоть и был POS-терминал, принимал он только какие-то свои, норвежские кредитки. Ровно также обстояли дела и в магазине при самой марине и на яхтенной заправке. Посовещавшись, мы решили искать провизию и солярку в ближайшем «крупном» городе, коим оказался шведский Стремстад.
Надо сказать, что мы с самого начала находились близко к Швеции. Например, в лабазе нам советовали искать банкомат на территории соседнего государства. После того как мы вышли из марины и обошли пару островов, наш путь вообще пролегал по морской границе Норвегии и Швеции в шхере Синглефьорден. Пейзаж по берегам шхеры был суров, возможно из-за дождя, и напоминал северное приладожье. Разве что в домиках, разбросанных по берегам, угадывалось что-то скандинавское.
Через три часа и 17 миль мы подошли к Стремстаду (N58 56.165 E11 09.961). В центре города была огромная марина с сотнями яхт и просторной гостевой гаванью, в которой, тем не менее, не нашлось ни одного свободного места. После пары кругов и заходов в гавань какого-то пригорода мы нашли и заправку и место для стоянки. Проблемы с валютой на этот раз успешно преодолевались кредитными картами участников. Вскоре была найден и супермаркет и яхтенный магазин, а рундуки и пространство под пайолами в салоне стали заполняться различными припасами.
После русско-эгейской регатты я был уверен, что раз мы где-то пришвартовались, то уж по краней мере поедим на берегу, а может и заночуем в марине. Не тут-то было. Наши руководители быстро объяснили, что у нас тут поход, а не круиз. Выводы из этого были разнообразны. Спать надо на ходу, есть тоже. При чем, горячая пища - это роскошь, а посуда должна быть одноразовой. Если кто-то хочет помыться - пожалуйста, за борт. В туалет - лучше тоже за борт, но за подветренный. А в сутки нужно проходить не меньше 150 миль. В общем, после полутора часов стоянки мы отдали швартовы и отправились в путь. Экипаж погрустнел, но держался мужественно.
Стоит отметить, что яхта тоже была совершенно непохожа на все, что я видел раньше. Проект назывался Sinergia 40.5. Как говорят, это испанский Farr. На три каюты там был один гальюн, ниодной дверцы, ниодного холодильника, маленький складной столик в салоне, всего четыре кранца. Якорь, говорят был, но я его ни разу не видел. Бак вмещал 80 литров солярки. Никаких фальшбортов (они мешают откренивать) и поручней на рубке не наблюдалось. Конечно же, не было никаких закруток, зато был набор кевларовых гротов, карбоновых стакселей и различных спинакеров.
Стремстад - Копенгаген, 02-03.08.08
Наш маршрут начался в проливе Костерфьорд и первые два часа мы шли на юг строго навстречу ветру, который постепенно усилился до свежего. Лавироваться в узкой шхере было лень и мы шли под двигателем, хотя скорость из-за ветра и волны часто опускалось ниже пяти узлов. После того как острова по левому борту закончились, ветер чуть повернул, стал югозападным и мы пошли в бейдевинд правым галсом. Так, правым галсом, мы шли больше суток.
Сразу после выхода из Стремстада мы разделились на две вахты и договорились меняться через 4 часа ночью и через 6 - днем. Сразу решилась проблема спальных мест. Нас было семеро, а кают три двухместных, из которых одна была наглуха завалена. Однако, в салоне было две скамейки-койки по бортам. Двухспальные койки в каютах разделялись вертикальным тканевым бортиком подвешенным к подволоку. Такие же бортики натягивались по краю наветренной койки в салоне. Поскольку половина экипажа все время была на вахте, отдыхать было совсем вольготно. Только во время ночных стоянок приходилось одному из нас (счастливому обладателю спальника) ложиться в салоне на пол.
В первую вахту, с 20 до 24 я был свободен, но спать не хотелось и казалось, что справиться с качкой несложно. После того как я самоуверенно поработал часок на камбузе, пришло понимание, что волна 1.5 метра - это то, что нужно для резонанса с моими внутренними органами. А когда старпом Кирилл призвал меня на очередные работы в рубку, я был вынужден сдаться и метнуться к лееру, поговорить с ихтиандром. Хорошо в бейдевинд на подветренном борту: совсем рядом яхта скулой разбивает волны поднимая тучи брызг. Жаль только, после этого, тошнило уже при одной мысли о рубке.
Вот так, в борьбе с морской болезнью я заступил на ночную вахту в Скагерраке. Шел дождь, яхта на скорости 8 узлов разрезала волны. Тех, кто откренивал, периодически накрывала волна, разбивающаяся о наветренный борт. В общем, поход начался. Самое яркое впечатление той ночи - это когда сдав вахту, я спустился вниз и нераздеваясь запрыгнул на наветренную койку в салоне. Горизонтальное положение и закрытые глаза спасали от морской болезни, и хотя под головой у меня оказались чьи-то сапоги, я тут же заснул с ощущением острого счастья.
К 8 утра, когда я снова поднялся на вахту, мы уже вошли в Каттегат и находились на траверзе Гетеборга. Развиднелось, иногда даже выглядывало солнце. Наш путь проходил вдоль судового хода, и мы развлекались наблюдая паромы и сухогрузы. Один раз капитан даже поболтал по рации с экипажем российского танкера. Я был поражен тем, как гигантские суда расходились с нами, заметно меняя свой курс.
![](http://expromt.com/galleries/08-08-oslospb/images/IMG_8652.jpg)
К вечеру мы, наконец, увидели берег датского острова Зеландия и красивейший замок Кронборг, где жил когда-то Гамлет. Волнение стихло, а за ним и ветер. В районе полуночи мы подошли к Копенгагену. Маленькая марина в центре города была забита, так что в конце концов мы пришвартовались на набережной прямо напротив королевского дворца. Все с непривычки устали, хотелось в душ и вообще на берег. Поиски работающего ресторана окончились ничем, так что мы были вынуждены ограничиться пивом в баре. В прочем, спокойная ночевка у пристани была сама по себе праздником. За 32 часа мы прошли 213 миль.
Копенгаген-Кальмар, 04-05.08.08
Утром в Копенгагене шел дождь. Поскольку в марине мы не поместились, надежды на теплый душ не оправдались. Не удалось и перепаковать паруса. В общем, после пополнения запасов в ближайшем супермаркете и долгих, но безуспешных поисков яхтенного магазина, решено было отчаливать и идти на шведский остров Готланд. Самое интересное состояло в том, что благодаря ноутбуку одного из участников мы знали прогноз погоды: ожидался попутный шторм с ветром в 45 узлов. Не знаю, поджимавшие сроки или преимущественно спортивный опыт наших руководителей сыграл здесь свою роль, но решено было идти.
Как только мы вышли из гавани и направились на юг по узкому фарватеру анемометр стал уверено показывать 35 узлов истинного ветра. Лично я понял, что шутки кончились, когда яхта не несущая никаких парусов стала изрядно крениться при боковом ветре. В прочем, паруса мы вскоре подняли: на гроте сразу взяли второй риф, а стаксель поставили из штормового комплекта. Югозападный ветер постепенно усилился до 40 узлов с порывами до 48, разгонялась волна.
Обогнув полуостров Сканер мы увалились до бакштага и началась настоящая скорость. Скатываясь с четырехметровых валов, лодка глиссировала поднимая характерные буруны по обоим бортам. Почти каждый раз GPS показывал 14 узлов или больше. Максимум, зафиксированный на приборе - 22 узла, рекорд скорости для этой лодки. С завидной регулярностью нас бросало в брочинг, и по мере того как 45 узлов истинного ветра стало нормой, выводить ее из этого состояния стало все труднее. Кевларовый грот порвался в нескольких местах и при попытке взять третий риф окончательно пришел в негодность. Поставили трисель. Скорость упала незначительно. Даже со штормовым вооружением лодка на серфинге развивала 12-17 узлов, а несколько раз на индикаторе появлялось число 20.
![](http://expromt.com/galleries/08-08-oslospb/images/IMG_8678.jpg)
Несмотря на очевидную исключительность погоды, было весело. Благодаря полному курсу, качало умеренно, зрелище огромных пенящихся волн завораживало, а скорость превращала нас всех в азартных гонщиков. В порядке филосовских разговоров старпом заметил, что трисель надо было бы закрепить не на гик, а напрямую к погону гикашкота, но никому не хотелось делать лишних движений.
На подходе к проливу Хамрарне мы взяли севернее и бакштаг правого гался стал почти фордевиндом. Вокруг наблюдался изрядный трафик больших судов. Было видно, что некоторым из них несладко. Почему-то, с момента выхода из Зунда мы не видели ни одной яхты. В 12 ночи на вахту заступила другая часть экипажа и я пошел спать. Впервые мне досталась койка на подветренной стороне салона, но легче от этого не стало: попутная волна бросала корму в разные стороны и крен все время менялся с борта на борт. Полоска ткани, натянутая между краем койки и подволоком в качестве бортика, не внушала уверенности, и я держался за край матраса, чтобы не соскальзывать. Примерно в час ночи очередной брочинг выбросил меня из койки на пол, а матрас улетел в капитана, спавшего на такой же койке, но с другой стороны. После этого я стал держаться за деревянную полку и уже не выпадал, но заснуть тоже не удавалось.
![](http://expromt.com/galleries/08-08-oslospb/images/IMG_8703.jpg)
Примерно в два я заметил, что изменился звук. К низкому пению ахтерштага, грохоту волн и постоянным ударам различных веревок и блоков о рубку добавилось какое-то недоброе завывание. Ближе к трем я подумал, что пора выходить, раз все равно не уснуть, но было трудно собраться. Вдруг, после очередного брочинга последовал рывок в другую сторону, мощный удар и я понял, что мы на другом галсе. Непроизвольный фордевинд. Я вижу как капитан встает и пробирается к выходу. Еще один фордевинд. Я тоже встаю и ползу к трапу в кокпит. Третий фордевинд я даже не заметил, но именно он ломает нам гик в месте крепления (gooseneck). Когда я выполз наверх, Кирилл продолжал рулить, а Борис уже полз к мачте рубить трисель. Кое как нам втроем удается убрать парус в салон и закрепить гик по борту. В процессе мы упускаем стаксельшкот с лебедки, он улетает вперед, рвет карабин на парусе и покидает нас. Борис надевает спасжилет и ползет на бак убирать стаксель. Паша (он был на вахте с Кириллом, когда все произошло) ползет туда же без спасжилета, не смотри на обильный мат из кокпита. Вдвоем они закрепляют убранный стаксель и спасают второй стаксельшкот. На анемометре 53 узла. Яхта под рангоутом делает 8 на серфинге и 5 в ложбинах между валами.
По всей видимости в 2 часа ночи начались шквалы за 50 узлов, а ветер стал отходить к западу. Волна стала менее регулярной, появились гребни, идущие под углом 45 градусов к основной волне. Ближе к трем, пошли порывы в 60 узлов. Волн, при этом было не видно в кромешной темноте, только слышно, как рушатся гребни где-то над головой. Когда Кирилл ощупью отрабатывал очередную волну, другая ударила яхту в раковину и бросила в фордевинд. В сочетании с силой ветра, это привело к поломке. Паша потом рассказывал, что как раз хотел поправить какую-то веревку на гике, когда обнаружил, что гика там уже нет. Он пополз на другой борт, но когда добрался, гика не было и там. Только в третий раз он уворачивался от гика уже сознательно.
На наше счастье, ветер нес нас в правильном направлении, а скорость позволяла с трудом контролировать яхту на волнах. Борис и Кирилл сменяли друг друга на руле через час. За пять часов мы в таком режиме прошли 32 мили. Постановку парусов решили отложить до рассвета. Этот рассвет был наверно самым желанным в моей жизни. Когда он наступил, решили идти в порт Кальмар в одноименном проливе. Остров Оланд должен был закрыть нас от ветра и волны, плюс было известно, что там хорошая ремонтная мастерская, да и просто он был ближе, чем Готланд. Поставив обратно штормовой стаксель, мы смогли привестись до галфвинда и пошли на север. В проливе волна действительно уменьшилась, а ветер в 30 узлов уже казался почти штилем.
Вот так, потрепанная яхта с измотанным экипажем зашла в гавань Кальмара. Встречавшая нас администратор была изрядно перепугана, т.к. слышала об аварии русской яхты (на яхте Боян погиб капитан, а экипаж был эвакуирован голландским сухогрузом). Как выяснилось, мы были совсем рядом с ними и похоже даже видели отблески спасательной операции: мерцание огней на вертолете. Почти всем членам экипажа позвонил кто-нибудь из Питера с вопросом, не про нас ли говорят в новостях. К счастью, моей жене с тем же вопросом позвонили только через пять минут после моей смс, т.ч. она не успела сильно испугаться. За 23 часа мы прошли 200 миль.
Кальмар-Хийумаа, 06-08.08.08
В Кальмаре действительно нашелся мастер, который за сутки изготовил нам новый шпор гика. Кроме того, там была баня и не все время шел дождь, так что мы перепаковали наконец паруса. Старый грот был списан в запас, и мы приготовили новый, тоже кевларовый, сделанный по 3DL технологии. В общем, во второй половине следующего дня мы были снова готовы идти в море.
Попрощавшись с Кальмаром, мы еще долго шли вдоль западного берега Оланда. Ветер в 15-20 узлов воспринимался как слабый и мы поставили спинакер. Для меня это был первый опыт с таким парусом и я с удовольствием осваивал спинакер-шкот и пианино. Когда мы вышли в балтику ветер усилился до 25-35 узлов и спинакер мы, конечно, сняли, а потом взяли на гроте первый риф. Ветер нас совершенно не впечатлял, но волну разогнало почти как в предшествовавший шторм. Как-то сложилось, что когда была наша вахта, я почти всегда оказывался на руле. Исключением был наш штормовой переход: тогда никого из новичков до руля не допускали. Теперь пришлось поучиться рулежке на большой волне.
Как обычно, большую часть перехода шел дождь. Самое неприятное было когда сплошная серая пелена не оставляла никаких примет ни на небе ни на воде, а компас слишком болтало из стороны в сторону, чтобы использовать его для рулежки. Были периоды, когда я вел яхту сугубо по ощущениям, сверяясь со средним путевым углом, который показывал GPS.
Так прошла ночь и день, а к утру второго дня, когда лодка особенно рыскала на полном бакштаге, мы порвали о краспицу новый грот. Почему-то все ужасно расстроились и остаток пути, пройденный под стакселем со средней скоростью 6 узлов (вместо 9, как до того), шли в плохом настроении. К утру мы пришли в гавань Лехтма на эстонском острове Хийумаа. За 36 часов мы прошли 262 мили.
Хийумаа-Питер, 08.08.08-10.08.08
![](http://expromt.com/galleries/08-08-oslospb/images/IMG_8983.jpg)
Кроме нас в марине была одна британская яхта и несколько катеров эстонской береговой охраны. Зря мы беспокоились, что не найдем на острове пограничников, чтобы проставить в паспорта штампы о выезде из шенгена. Мы прибыли прямо в их гнездо. Вообще, гавань представляла из себя очень трогательное зрелище. Два с половиной здания, один смотритель, зато все есть, кроме, разве что, магазинов. До них 15 км. Вокруг первозданный прибалтийский лес, песчанные дюны. Часа через три была готова отличная баня, в которой мы с огромным наслаждением попарились, а особо смелые, включая меня, устроили себе контрастные процедуры с применением финского залива. Паруса мы залатали (оказалось, что карбоновый стаксель тоже порвался по верхней лате) и жизнь заиграла новыми красками. В принципе можно было идти дальше. Ночевки в море давно уже никого не смущали. Одна мелочь: ветер в 30 узлов постепенно поворачивал к востоку. Рубиться против него совершенно не хотелось, а в дальнейшем обещали слабеющий юг. В итоге, мы взяли такси и рванули в главное поселение этого острова, в ресторан. Оказалось, что в Эстонии можно не только постоять сутки за 12 евро и попариться за 8 в час, но и поесть от пуза за 15.
Мы вышли в 10 вечера при среднем ветре, поставили спинакер. Потом мы еще много раз снимали и ставили его за этот переход. Утром прошли Таллинн, крутили фордевинд возле Таллиннамадала. На судовом ходу между Таллинном и Хельсинки наблюдали большое разнообразие паромов. Несколько раз встречали странных птиц, похожих на небольших летающих пингвинов. Позже ветер стал юговосточным, но с запада продолжала катиться зыбь. Удивительное ощущение: бейдевинд в сочетании с попутной волной.
Поздно вечером разглядели очертания острова Гогланд. Здравствуй, родина! Пограничники нас так и не заметили, хотя с какой-то другой яхтой болтали о погоде. На рассвете мы были уже между Шепелево и Зеленой Рощей. На кронштадтском рейде стояли десятки судов и только круизный лайнер величественно рассекал почти уже гладкую воду. Путь от Кронштадта до морвокзала я проспал, но там пришлось выйти, поздороваться с пограничницей. Доблестная хранительница морских рубежей в короткой юбке запомнилась фразами «Ну, если что, я вас досматривала» и «Я как посмотрю на вашу лодку, меня уже укачивает». Оформили нас быстро и через час мы уже швартовались в Центральном яхтклубе. Надраили яхту, сфотографировались на память.. поход окончен!
Краткий итог:
Старт: марина Гримсе близ Хальдена, Новрегия, 02.08.08
Финиш: ЦЯК, СПб, 10.08.08
Дистанция: 945 миль
Максимальный суточный переход: 200 миль
Максимальная скорость ветра: 60 узлов
Максимальная скорость лодки: 22 узла
Фотографии доступны
тут