Удалось нам наконец отлепится от Таиохае и даже перенести свои тела на четыре мили восточнее в бухту Хакауи - трамплинчик перед выходом в Океан. Когда меня спросят потомки, что, граф, вы делали почти месяц в Таиохае, я не буду знать, что ответить. Время пролетело так, что "мяу" сказать не успели - раз, два, и месяца как не было. В сухом остатке за это время - криво зашитый парус. И все! Нет, мы, конечно, героически помогали Сереге, охотились на коз и даже отметили Хэлоуин, но Списку Дел от этого не легче - как было две дюжины позиций, так и осталось - а лодка, она пофигизма-то не терпит. То есть терпит, конечно, какое-то время, только потом все в два конца вылезает. Поработать бы серьезно хотя бы недельку, глядишь, и поуменьшился бы злой Список Дел. Так нет, же - у нас конкретный срок прихода на Папеэте - 25 ноября мы должны быть там, как штык - туда приходит "Седов", и все решили, что нам надо неприменно встретиться. Как же, как же - два парусника под Русским флагом на другой стороне планеты - один - самый большой, другой самый маленький, но под ГЛОНАССОМ . Почему-то всем кажется, что это будет прикольно. Не знаю, я, если честно, побаиваюсь таких мероприятий, но поживем - увидим.
Бухта Хакауи замечательна двумя вещами - в нее впадает речка, на которой находится 350-метровый водопад Ахуии, и еще все почему-то считают, что это "любимая бухта Стивенсона". Про Стивенсона - не знаю, был бы жив старик, можно было бы уточнить, на бухта красивая ОЧЕНЬ. Мы, уже поизбалованные и Канарами, и Карибами, и Панамой с Колумбией рвали друг у друга фотоаппарат и хлопали глазами, как японские туристы в колхозе им. Мичурина.
Какой-то добрый чел написал в путеводителе, что водопад, мол, низвергается прямо в бухту. Щаз. Шлепать до него пришлось часа два, правда дорога стоила каждого шага.
Описывать словами все эти красивости смысла нет никакого - можно, конечно построить витьеватую фразу, типа: Древняя дорога из неотесанных глыб, затененная пальмами и манговыми деревьями, петляла вдоль стремительной реки, несущейся по дну ущелья, стиснутого гранитными утесами километровой высоты... И что? Как передать, что дорога - та еще, исконная?
Что мостили ее когда Колумб еще не родился, ибо растут сквозь нее деревья в три обхвата?
Как сказать о том, что можно на ходу срывать манго, бананы, папайа и лаймы?
Что когда разрываешь сорванное манго зубами, сок затекает даже в трусы? И потом ты, весь в этом соке, жаркий и липкий, плюхаешься в хрустальную холоднющую воду реки, и пьешь эту воду как в детстве, сложив ладошки лодочкой?
Как передать ощущения от того, что когда смотришь на верхушку скалы, голову приходится закидывать назад так сильно, что теряешь равновесие, а огромные птицы, парящие у вершины кажутся размером с комара?
Абсолютно бесполезное занятие - пытаться все это описать. Да и фото и видео могут передать лишь ничтожную часть всего этого безобразия - потому что есть еще дурманные запахи цветов, размером с дуршлаг, и тактильные ощущения от упругих толчков воздуха, разгоняемого летящим с сотен метров потоком воды. Да и сам поток - он отнюдь не ламинарный - по нему пробегают летящие с высоты волны. Как это работает, я не понимаю, такое впечатление, что Кто-то Наверху чуть придерживает поток, а потом вновь отпускает.
Чудны дела твои, Господи.
Кстати, про вышеозначенного персонажа. В нашей суетливой жизни мы как-то уже свыклись с мыслью о том, что - да, есть некое начало, к которому надо относиться уважительно, иначе, мол, мало ли что. Знаем, что надо иногда зайти в храм божий (желательно что бы он был по дороге с работы домой) поставить несколько свечек, в память и за здравие, сказать про себя "спасибо Тебе, да отведи беду лютую", неумело, и чуть стыдясь, перекрестится, затолкать некрупную купюру в ящичек "на восстановление", и вычеркнуть на время это отправление из внутреннего списка дел. Действие по степени важности (и периодичности) - где-то между заменой масла в моторе и посещением стоматолога - примерно раз в пол-года. Ну не вкладываем мы во все это душу, не цепляют нас символы в фальшивой позолоте, попы с мобилами и построенные турками муляжи святой руси. А меня тут зацепило. Причем - жестко, и "от противного". Рассказываю.
Тики-таки, божки местные, хи-хи, да ха-ха. Подумаешь, эка важность.
Туристы маски раскупают, как пирожки горячие, а сами маски и фигурки по критерию идентичности вызывают мысль если не о станке с ЧПУ, то уж о хорошо отлаженной артели - однозначно.
Только, благодаря Сереге, свела меня судьба с БОрисом - помните забавный такой Островитянин, что нам таракана на борт притащил? А БОрис этот - не просто так себе островитянин, а самый, что не наесть местный пахан. Власть на острове устроена так же, как и в любом уездном городе в России. Есть мишурные органы власти, а есть три человека, которые все реально решают. Так вот тут, на острове - это БОрис (отставной офицер Французского Легиона, кадровый разведчик - читай = смотрящий от Конторы), его жена - главврач единственного госпиталя, и их ляпший кореш - зам комиссара жандармерии. А поскольку комиссар - фигура чисто номинальная, эта сладкая троица на островах и рулит. И тот "ритуальный костер" к которому меня дважды вызывали по Серегиным вопросам - это тихие вечерние посиделки в доме у БОриса, где судьбы острова и вершится. Про ритуальный костер я еще потом расскажу, много там всего интересного было обговорено, сейчас о том, как реально обстоят дела с местными и их верованиями. А дела обстоят хреновее некуда - шелуха цивилизованности, последние сто лет прикрывавшая оскал канибальской ухмылки, и держащаяся исключително за счет силы метрополии и уважения к европейцам, дала первую прореху с года два назад, когда сожрали немецкого яхтсмена. Коренные островитяне, видя что франциевке как-то явно не до них, бросили пробный камень. И что вы думаете, тот тип, что сожрал немца сидит в каменном каземате и ждет причастия? Черта с два. Он теперь самый уважаемый человек на острове. Его подержали, конечно, для вида, в местной тюрьме (в штате - два охранника-пенсионера и уборщик) да и выпустили на поруки. А что нам было делать? - риторически вопрошали меня БОрис с жандармом - Нас тут европейцев - полста человек - остальные местные головорезы. И, если раньше Францию уважали, то теперь у них есть спутниковое ТВ, они все видят, и уважают не нас, а парня, что впервые за сто лет принес в жертву Тики белого иноверца, да еще и сожрал его, получив вообще нереальный гешефт.
Как раз в это время я собирался заказать маску Тики местному мастеру, поскольку ширпотреб с рынка меня напрягал, а в мечтах у меня была роскошная краснодеревая маска, висящая у меня в доме над камином. Как-то вскользь мастер у меня поинтересовался - а понимаю ли я, что все его изделия "заряжены". Он не очень хорошо говорил по-французски (кстати французский у островетян реально ужастный - даже я это понимаю), но смог мне объяснить, что все его изделия проходят "обряд". В чем состоит обряд я не понял, но пристально вглядевшись в его работы понял, что я физически не смогу находится в одном помещении с ЭТИМ. Заказ пришлось аннулировать. Ленка решила, что у меня настала шиза. Обьяснить, почему у нее над камином не будет висеть такой красоты я не мог, и первый раз за многие годы вынужден был "употребить власть" - сказать "нет" без объяснения причин, чем сильно напряг наши отношения. А что я должен был сказать? Что их обряды основаны на ритуальном убийстве, и что от этой мрази за версту веет кровью?
Прошло немного времени, и вот мы в Хакауи.
Залив имеет форму штанов - в одной штанине - река, деревушка и дорога на водопад,
а в другой - милый пляжик в обрамлении зелени.
Отдохнув после эпопеи с водопадом, вечером поехали на пляжик. Погуляли, искупались и зашли чуть в глубь зарослей. А там поляна, посреди клумба, в центре которой корявый столб, высотой метров десять.
К столбу пристроены живописные коряги, вокруг разбиты клумбы поменьше. Первое впечатление - ах, как все красивенько, миленько и пристойненько. Только, что это такое белеется в клумбе? Череп? И чей же интересно? Ах какие красивенькие розочки проросли через глазницы!
А вокруг столба? Кости?
Смотри-ка - вот позвоночник, а вот ребра. А вот что это поддерживает полочку с дивной резьбой по дереву и ликом Тики? Не берцовая ли это кость? А на полочке - ах, какие дивные зубки.
Ленка, смотри - все коряги исписаны тончайшей и красивейшей резьбой, и, главное, ни как к столбу не прикреплены - давай возьмем небольшую коряжку, домой привезем, над камином повесим?
Ни кого же нет кругом - и главное бесплатно (мастер-то с нас почти 200 дллров за маску запросил). А? Такая красота - все обзавидуются. И на халяву. Что, не хочется? Отчего же?
И тут нас обоих накрыло - это ЧУЖИЕ боги. И пусть своего мы вспоминаем не часто, и как-то не всерьез - в беде или в суе, явное присутствие чужих богов физически выворачивало внутренности рвотными позывами.