План.
Составляя маршрут бомжинга по Армении решили угодить каждому:
- Тоху интересовали сто миллионов старинных храмов и монастырей, как на зло, разместившихся в самых жопах отдаленных уголках вселенной, я считаю.
- меня интересовал Дзорагет (ну надо же было выяснить ради чего вообще все это затевалось!);
- Маргариту интересовали курортные города с минеральными и термальными источниками, а также прочие природные красоты;
- Сашу интересовал Арарат в лучах закатного и рассветного солнца, а также поесть. (Впрочем, здесь я с ним была солидарна.)
Выглядели наши передвижения примерно так:
1 мая.
Оставив сплавные шмотки у Тохиной родни в Ереване, отправились в поисках маршруток до первого пункта нашего трипа - храма Гарни, I в. н. э. Внесен в список ЮНЕСКО (в 30 км от Еревана)
Храм Гарни, единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре. Построен рабами-греками, оставившими на камнях надпись - жалобу на то, что им не заплатили за работу.
Но не тут то было. Оказалось, что маршрутчики сегодня бастуют и уехать удастся только на такси. На такси не хотелось, а вот на авто добрых Тохиных родственников - это, пожалуйста.
Гарни оказался аккуратненьким таким храмиком
выстроенным на краю глубокого ущелья.
Внутри него для итальянских туристов дудел в дудку дудач.
Но мне было не очень интересно - в ущелье шумела река, а на глаза наворачивались слезы.
«Йобаный насос», - как заклинание, повторила я свою главную и очень емкую мысль этого трипа. Накрутила на объектив приближающую линзу и начала сквозь слезы рассматривать пороги.
Я вроде не мазохистка, но оторваться от приносящего боль пейзажа не могла. Кому нужны эти греки с их камнями I века?!
Милочка, для тебя фонарик из Гарни:
Купили по чурчхелле (здесь 3 штуки на 1000 драм (не зря ж я цены конспективровала), а 1$=370 драм… шоб понимать).
Распрощались с родственниками и пошли искать следующий пункт нашей программы - монастырь Гехард, IV век. Внесен в список ЮНЕСКО (в 8 км от Гарни)
Гега́рд (реже, Геха́рд) Более полное название - Гегардава́нк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в сокровищнице Эчмиадзина.
Шли мы, казалось очень долго, но монастырь никак не наступал. Решили спросить у стоявшего у источника автолюбителя, (Нужно заметить, что специально организованных источников у дорог по Армении, а также неспециально организованных (в виде умело продырявленных водопроводных труб) также много, как блох на стае дворовых собак. А это опасно удобно.) долго ли нам еще терпеть? Автолюбитель оказался профессиональным борцом или боксером (они мне все в одну ширину шкафчики), пригласил нас на бой в Ереване, а также вызвался подвезти. Так случился мой первый в жизни автостоп.
Гехард оказался такой же цивильной группой камней и целым конгломератом выдолбленных в скале келий, расположенными на тупике дороги.
Это хачкар - большой камень с выдолбленным изображением креста и еще миллиона завитушек. (По стране они расставлены с плотностью по три хачкары на метр квадратный.)
Пока все шарились по монастырю, а я сторожила рюкзаки, меня позвали замуж. Ненавязчиво так:
- Ви откуда прыехали?
- Из Украины.
- Как в Украине?
- Хорошо.
- А ти женат?
- Нет.
- Давай на мне жениться!
Посчитала за благо убежать в монастырь.
Но не надолго. Рядом с его стенами шумела речка. Спустя пол секунды я уже выбирала траекторию движения. Просчитывала где меня положит, где я встану и как я офигенно дойду участок. Ниче криминального. В Крыму было страшнее.
Двинулись в обратный путь.
Искать затерянный в горах недалеко от Гарни монастырь Авуц Тар, X-XIII вв (8 км от Гехарда до Гарни и 3 км от Гарни (по легенде))
Монастырь Авуц Тар. По легенде, в одной из стен этой церкви был захоронен сын местного князя. В противоположной стороне от церкви - еще одно небольшое сооружение, видимо служившее часовней. На территории монастыря и в его окрестностях можно увидеть значительное число хачкаров очень тонкой работы.
Шли мы не очень долго, потому как поняли, что здесь по трассе можно и не ходить. Застопили первую попавшуюся машину с двумя армянами плохо говорившими по-русски. Так мы научились ездить вчетвером на заднем сидении разваливающихся Жигулей с рюкзаками в обнимку. Эти и многие другие местные жители слабо представляли, где же находится этот монастырь. Поэтому прикупив ужин и завтрак (4 огурца, пучок редисок, лука, майонез, кг яблок и лаваш - 900 драм), а также взяв курс на среднее направление из указанных, двинулись в поисках затерянного монастыря.
Путь пролегал по крутой дорожке вниз ущелья,
через реку,
откуда по супер крутой тропинке на гору.
На первых метрах «на гору» я уже прокляла все и первый раз высказала: «Больше я на горы не поднимаюсь. Буду вас снизу ждать. Нафег такие монастыри.»
В общем, когда мы поднялись, стало понятно, что больше сил нет и надо бы искать место для ночевки. Место нашлось очень быстро,
потому как самая уставшая половина нас, то есть я, идти дальше наотрез отказалась. Однако сбегавший за угол за холм Тоха, обнаружил домик со сторожем, который активно приглашал нас заночевать на его лужайке.
Лужайка оказалась уже на территории Хосровского заповедника, заботливо организованного здесь норвежцами.
Хосровский (Гарнийский) заповедник - природоохранная зона в Армении в области Арарат в южной части Гегамского хребта. Был образована в 1958 году. Занимает площадь 29 000 га в бассейнах рек Азат и Хосров на высотах 1 400-2 250 м над уровнем моря.
Похрустели огурцами, но спать не пошли. Сторож Вася-джан угостил нас травой
урц, которую здесь пью вместо чая. Очень вкусно. Торкнуло.
А потом вместе с молодым строителем инфо.центра заповедника настоятельно приглашали нас на водку, запеченную на костре рыбу сиг (национальная рыба блюдо) и два неизвестных гриба. Отказаться было невозможно.
Так я первый раз попробовала водку армянский кофе. Очень вкусно.
Тоха притворился спортсменом. За, что Вася-Джан его решил наказать ранней побудкой и пробежкой в горах.
Маргарита проявила себя, как знаток «армянских законов» и была признана своей.
Саша с честью выстоял в алко-испытании гостеприимством.
Продолжение следует.