Я уже говорила, что в Санта Барбару мы попали в какой-то мере случайно. Нашей целью было одно из моих любимых мест в Крыму - имение Кучук Ламбат, более известный сейчас как Утес на мысе Плака.
Вот таким мы увидели его сверху, когда спускались через виноградники.
Кстати отсюда и вид на Мишку открывался хороший.
В прошлом году в это же время на Мишке уже были поляны подснежников. В этом году - снег. Может быть, где-то под ним подснежники и имелись, но идти искать почему-то не хотелось.
Тем более, что здесь цвели крокусы.
Но пока мы гуляли по Санта Барбаре, пошел снег. И мы впервые увидели эти места такими.
Заснеженные Птичьи острова.
И вот, наконец-то дворец во всей красе:
Такой романтичный, напоминающий средневековой замок, с родовым гербом князей Гагариных над главным входом и латинской надписью: «В древности - сила».
Своим появлением он (конечно же!) обязан любви. Сказочный дворец построила княгиня Гагарина в память о своем погибшем муже.
История их любви похожа на грустную средневековую балладу. Однажды молодая грузинская княжна встретила седого русского генерала. И оба потеряли головы: генерал-губернатор Кутаиса Александр Иванович Гагарин полюбил Тассо (Анастасию) Орбелиани, а она ответила ему взаимностью. Современники говорили, что между ними не чувствовалось никакой разницы в возрасте. Элегантный, статный князь очень подходил основательной, глубокой по натуре девушке. Их счастье длилось три года. А потом Александр Гагарин был смертельно ранен сванетским князем. По иронии судьбы все это произошло тогда, когда Тассо уехала утешать свою родственницу Екатерину Грибоедову (Чавчавадзе), муж которой был зверски убит в Тегеране.
Анастасия замкнулась. Больше двух месяцев она не выходила из своей комнаты. А потом объявила обеспокоенным родным, что уезжает в крымское имение своего мужа Кучук-Ламбат. Мать пыталась отговорить дочь, но Тассо была непреклонна. И летом 1857 года молодая вдова переехала навсегда в Кучук-Ламбат. Перевезла ли Анастасия Давидовна сюда тело мужа достоверно не известно. Жила она уединенно, полностью посвятив себя заботам об имении. Замуж больше и не вышла. На свои деньги княгиня Гагарина построила в имении больницу, где содержала врача и медперсонал. Там оказывалась бесплатная медицинская помощь жителям близлежащих деревень. (Как же действия этих настоящих хозяев не похожи на дела нынешних нуворишей!)
В 1902 году Анастасии Давидовне исполнилось 70 лет. И княгиня приступила к воплощению в граните мечты Александра - построить в имении готический замок-дворец. Проектом занимался известный ялтинский архитектор Николай Краснов, и в 1907 году строительство было закончено. В тот же год, сразу после завершения строительства, княгиня Гагарина умерла. Но ходят слухи, что ее призрак так и не покинул дворец.
Живет там призрак или нет, но дворцу повезло. Его не разрушили и не устроили в нем склад. Во время Ялтинского землетрясения в1927 году дворец был сильно разрушен, однако через год его вновь отстроили.
В это наше посещение дворец был закрыт. Но я покажу вам парочку старых фотографий, когда нам все-таки удалось побывать внутри. Там сохранилась позолоченная лепнина на потолке и стенах парадной лестницы.
Люстра, похоже, уже послевоенная. Но неплохо вписалась в интерьер.
Старый замок обвит виноградом. Из-за снега в этот раз мы его не очень фотографировали, поэтому покажу еще одну старую фотографию.
К столетию перед дворцом была установлена скульптура «Памяти Любви». Бронзовый образ Анастасии Гагариной, выполненный заслуженным скульптором Украины Виктором Гордеевым.
Дворец стоит среди прекрасного старинного парка, разбитого в 1814 году опытным садоводом французом Либо еще при первом владельце имения.
От дворца мимо цветочного календаря по аллее можжевельников и кипарисов можно пройти к часовне Александра-Невского, также построенной Красновым. Рядом с этой часовней и была похоронена княгиня.
Часовня Александра Невского. В этот раз в часовне мы встретили местного церковного старосту, который так заговорил нас, что придется показать еще одну старую фотографию.
От часовни можно выйти на оконечность мыса Плака, где сохранились остатки фамильного склепа Бороздиных, первых владельцев имения.
Гладкая вершина мыса (Плака с греческого “плоский камень”) - это великолепная природная видовая площадка. Подъём на неё не сложен. А вид открывается великолепный.
Кучук-ламбатский залив, парки, виногардники… В хорошую погоду конечно же Аю-Даг. Но сейчас Мишка притаился в тучах.
На одном из боков мыса притаилась плантация кактусов. Как они здесь появились не совсем понятно. Но, судя по всему, кактусы здесь весьма неплохо себя чувствуют. И даже нынешняя суровая зима им оказалась не страшна.
Виды, конечно же видами, но сам мыс, видимо из-за своей общедоступности выглядит ужасно. Это кажется самое исписанное место в Крыму. Нет не единого неизгаженного местечка.
К счастью, мыс образован твердыми вулканическими породами, и увековечить свое имя в камне этим горе-творцам не под силу.
Глядя на подобное наскальное «творчество», мне очень хотелось бы, чтобы все пишущие инструменты в руках этих горе-творцов превратились бы в перо, придуманное Джоанной Роулинг. И все написанное оказалось бы нацарапано прямо по их телам острым пером или ножом, оставив если не шрамы, то боль и страдания.
А еще в таких испоганенных местах мне всегда вспоминается один эпизод из любимой мною с детства книги. Но об этом я, наверное, расскажу уже в следующем посте. А то этот и так очень длинным получился.