Есть такой исторический докУмент, называемый
"А се имена всѣм градом Рускым, далним и ближним". На днях российский историк, профессор
Игорь Данилевский вспомнил о нём в несколько ироническом ключе: "Слава Богу, у нас начальство об этом не знает, но перечень русских городов XIV века начинается со слов "а се города болгарские (перечень), а се
(
Read more... )
Comments 17
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Но подозреваю, клоните к тому, что рязанские и залесские города, на самом деле не русские, также как и болгарские и волошские )))
Reply
Когда мне только пришла в голову мысль написать этот пост я полез в Интернет посмотреть, как (через какие критерии) определяют понятие "Русь". Первой была русскоязычная Вики (статья "Русь") где сказано, что это "этнокультурный регион". Примерно такое я ожидал увидеть, а потому дальше не углублялся - понятно, что объединение романоязычных волохов(валахов), угро-финских жителей рязанских и залесских земель, и славянских жителей остальных перечисленных земель по критерию "этнокультурности" несерьёзно. Поэтому вопрос о критериях отнесения к " градам Рускым" существует, и он не закрыт.
В целом это продолжение вот этой тематики (в части критериев).
И, кстати, само интервью Данилевского, из которого я взял цитату, приведённую в постинге, можно почитать здесь.
Reply
понятно, что объединение романоязычных волохов(валахов), угро-финских жителей рязанских и залесских земель, и славянских жителей остальных перечисленных земель по критерию "этнокультурности" несерьёзно
Это вам так видится, автор списка же мог считать по-другому
Reply
Причём даже не столько православие как таковое, сколько административная подчинённость епархий в этих городах митрополиту "Руской Церкви" (реальная подчинённость, или просто претензии митрополита на их подчинённость именно ему - не столь важно).
Мне просто захотелось в очередной раз "обкатать" эту мысль, услышать "конструктивную критику" от других.
Что касается "этнокультурности", то не думаю, что автор мог рассуждать такими категориями. Это уже применение современных понятий к той эпохе.
Reply
Reply
Ой, да сложно сказать, в чём здесь политика. Хотя, безусловно, она тоже присутствует, но есть вопрос, в чём она выражается. Мне, например, непонятно, почему Вы считаете, что присутствие "литовских" городов указывает на политику, а присутствие "рязанских" на политику не указывает (на момент составления списка Владимирское и Рязанское княжества были разными "политиями" и в этом смысле с точки зрения Владимира/Москвы (а Вы ведь с этой точки зрения рассматриваете - не так ли?!) разницы между Рязанью и Литвой не было).
Список дошёл к нам в трёх вариантах (из трёх источников) и между ними есть весьма любопытные различия. Например, в одном списке такие города как "Каменець, Иловечь, Браслаль, Соколечь, Звенигород, Черкасы, Черленъ, Новыи городок, Въничя, Скала, Бакота" отнесены к "Болгарскыи и Волоскии гради", а в другом о них сказано "а се Польскіи". В одном списке такие города как "Корсунь, Каневъ, Глинескъ, Переяславль Русскыи, Юрьевъ, Бълъгород на Рпенъ" и целый ( ... )
Reply
Reply
Рязанские, это города, находящиеся в Муромо-Рязанской земле во владениях рязанских князей.
Залесские города, это города в Залесской земле, во владениях Суздальских (Владимирских) князей.
Литовские - это города во владениях Литовских князей.
Ну и т.д.
Reply
Leave a comment