Оригинал взят у
kulturolog_ia в
Бои за культуру - круглый стол, КалугаОбщество всё больше осознаёт культуру как пространство, в котором происходит что-то важное. Власть не устаёт напоминать, что собирается модернизировать культуру. Об этом говорил Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин
выступая с докладом 23.05.12. Об этом говорилось и на первом заседании Совета по культуре при Председателе Госдумы 14.06.12. Помочь в модернизации должен новый закон "О культуре". Совсем новый. Не тот, что вносился Ивлиевым. Тот, как сказал Нарышкин, вызывает вопросы...
Вопросы предложенный законопроект действительно вызывает. Прежде всего, базовая концепция законопроекта. И есть опасность, что эту концепцию в каком-либо виде попытаются сохранить и протащить в новый текст.
Поэтому очень важно дать правильную оценку базовым положениям уже существующего текста "нового" закона. Чтобы власть знала, что общество пристально следит и позволит, чтобы его вновь обманули.
19.06. 12 в Калуге прошел круглый стол, на котором была дана оценка имеющемуся тексту законопроекта. Ниже приводим резолюцию круглого стола.
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола: «Нужна ли нам культурная революция? Социальные последствия проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации»
г. Калуга 19 июня 2012 г.
Участники Круглого стола, обсудив проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации», отмечают, что ряд положений законопроекта может привести к негативным социально- политическим последствиям.
Среди культурных ценностей, защищаемых государством, числятся также «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». При этом закон не предусматривает никакой содержательной, качественной оценки этих идеалов и норм.
Статья 9 законопроекта устанавливает: «Каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Таким образом, безнравственность узаконивается и становится лишь одной из разновидностей нравственного поведения, имеющей свою культурную ценность.
При этом статья 22 законопроекта устанавливает приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и других организаций, а также этнических общностей. Широта формулировки нивелирует понятие общественной морали и нравственности.
Законопроект полностью исключает из сферы культуры духовные ценности, которые составляют основу как православного вероучения, так и иных традиционных конфессий, и ставит под сомнение возможность публичных призывов о соблюдении духовно-нравственных норм.
Следует заметить, что законопроект обещает государственную защиту подобных, самостоятельно определяемых ценностей не только гражданам, но и культурным сообществам. Под культурным сообществом, как это определяет статья 2 (п. 3) законопроекта, понимается «форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно законопроекту культурное сообщество не обязано иметь никаких внешних формальных признаков, достаточно лишь желания участников считать себя членами сообщества. Подобный либеральный подход приведёт к тому, что закон может быть использован для защиты самобытности любых деструктивных групп и течений, в том числе маргинальных молодежных субкультур, таких как чайлд-фри (бездетность), движение за суициды, сатанинские культы и тоталитарные секты и т.п.
Обычаи, формы представления и выражения таких культурных сообществ, а в некоторых случаях отдельных лиц, признаются нематериальным культурным наследием независимо от их качественного содержания.
Статья 31 законопроекта гарантирует сохранение и поощрение культурного разнообразия (на основе гарантии свободы выражения мнений, плюрализма средств информации и коммуникации, языкового разнообразия, равного доступа к возможностям для художественного творчества, к знаниям, в том числе с использованием цифровых технологий, и обеспечения физическим лицам, этническим и иным культурным сообществам Российской Федерации доступа к средствам выражения и распространения идей). Это развяжет руки деятелей искусства, зарабатывающих себе славу на аморальных, безнравственных и кощунственных произведениях, сделает совершенно неуязвимыми средства массовой информации, пропагандирующие насилие, жестокость, безнравственность, аморальный образ жизни и т.д.
Данный законопроект подрывает базовые культурные ценности нашего общества, делает его безнравственным и лишает духовной основы.
Данный законопроект не соответствует смыслу Конституции РФ, согласно которой защита нравственности является государственно - значимой категорией, сопоставимой с обеспечением обороны страны и безопасности государства, защитой основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов граждан, ради обеспечения которых допускается ограничение общепринятых прав и свобод.
Последствиями принятия законопроекта станут рост преступности, наркотизация, алкоголизация населения, рост заболеваний, связанных с асоциальным образом жизни, маргинализация населения, снижение общего уровня духовности и культуры. Культура «на потребу дня», «культура потребителя» не стимулирует человеческих потенций к созданию и развитию семьи.
Возникает также вопрос, среди каких моральных принципов в случае принятия нового закона будут воспитываться наши дети.
На основании изложенного участники круглого стола рекомендуют:
Изменить концепцию проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации». Устранить многообразие культурных форм независимо от их содержания, их поддержку и защиту государством наравне с традиционными культурными ценностями. Установить верховенство базисных ценностей, принятых на XV Всемирном Русском Народном Соборе в мае 2011 года и признанных всеми политическими партиями, представленными в Государственной Думе.
Включить традиционные духовные ценности в качестве наиважнейшей составляющей понятия культурного наследия Российской Федерации, как это предусмотрено в действующем законодательстве.
Исключить из законопроекта положения, предусматривающие свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, заменив его конституционным понятием свободы творчества.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации включить в текст законопроекта нормы, направленные на защиту общественной нравственности.
Предусмотреть правовые механизмы обеспечения духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Резолюция принята 30-ю голосами, 1 - воздержался:
Организаторы:
Митрофанов Александр, председатель Калужского родительского комитета «За права семьи и детства»
Иерей Сергий Третьяков, секретарь комиссии по культуре Калужской епархии
Участники:
Протоиерей Дмитрий Моисеев, настоятель храма свв. Владимира и Ольги, г.Обнинск, преподователь КДС
Протоиерей Иоанн Паюл, благочинный г. Калуги
Донченкова Галина Михайловна, депутат законодательного собрания Калужской области
Горбатин Вячеслав Александрович, депутат Законодательного собрания Калужской области, председатель общества защиты прав потребителей Калужской области
Сенькина Алла Николаевна, канд. культурологии, декан юридического факультета Калужского филиала Российской правовой академии
Гороховатский Виталий Николаевич, председатель Калужского отделения ИППО
Никитина Наталья Никитична, доцент кафедры естественной истории КГУ им. К.Э.Циолковского
Улыбышева Марина Алексеевна, член Союза Писателей России, член Союза журналистов РФ
Шелковников Александр Николаевич, директор «Калужского областного центра народного творчества»
Прикладовский Вадим Игоревич, художественный руководитель ГБУК «Калужская областная филармония»
Рыбаков Виктор Петрович, директор Сосенского телевидения (СКТВ)
Визгова Валерия Николаевна, заслуженный работник культуры РФ, директор ГУК «Калужский областной ТЮЗ»
Денисова Татьяна Васильевна, заместитель председателя правления калужского православного педагогического общества, редактор газеты «Просветитель».
Иерей Павел Ушаков, настоятель храма свт. Николая Чудотворца, с.Воротынск, помощник благочинного 9-го округа по культуре
Бессонов Виталий Анатольевич, директор Калужского областного краеведческого музея
Иерей Георгий Казанцев, секретарь комиссии по миссионерской работе Калужской епархии
Шилина Надежда Ивановна, председатель ветеранской организации «Ольговка», г.Калуга
Карпов Андрей Владимирович, публицист, редактор сайта «Культуролог», г. Москва
и др.