Люблю наши крымские горные дороги. Мне нравятся серпантины, украшающие, словно новогоднюю ёлку, все значимые и незначимые крымские вершины. Мне нравятся бесконечные повороты, огибающие многочисленные горные мысы и скальные выступы или морские заливы вдоль побережья. Да, наши крымские - все сплошь "выбоина на выбоине", но это - как дополнительный бонус - можно ехать неспеша и любоваться живописными пейзажами, а в особо интересном месте легко тормознуть, приостановиться и прогуляться по разным примечательностям. Никакого сравнения с унылой гонкой по автобану, где-нибудь на равнине от пункта до пункта. Кроме того в Крыму почти за каждым поворотом дороги скрывается какое-либо место, связанное с историей Крыма.
После осмотра обрушившегося памятника природы - водопада "Серебрянные струи", мы с Валерой - моим товарищем по крымским путешествиям и одноклассником - решили не возвращаться домой через Ай-Петри, а проехать к заброшенному старинному инженерному сооружению, построенному ещё в сороковых годах 19-го века, на Чёрной речке под Севастополем.
1. Помахали рукой Сююрю-Кая (Острой скале) и покатили дальше.
2. Через некоторое время, проехав Малое и Большое Садовое, мы приостановились в створе Бельбекской долины за Куллю-кая -
у Змеиной балки (Терень Джалга). Напротив, через долину, возвышалась скалистая стена горы Богар.
3. Пройдя сквозь редкий, придорожный лесок, мы увидели огромный, правильной формы, вырытый котлован с нетронутой
возвышенностью по центру.
4. Дно и стены котлована были сплошь из речной гальки и песка - результат многовековой работы реки
Бельбек в одноименной долине.
5. Наверно котлован вырыли для последующего строительства гигантского фонтана, предположили мы. И возвышение кстати -
на нём можно установить какую-нибудь скульптуру, например - писающего мальчика Зураба Церетели
6.
7. Ещё один снимок на память - и мы двинулись к трассе Севастополь-Ялта, свернув у Танкового на Залесье, Терновку и далее. . PS: Сейчас на месте этого котлована красивое озеро с лебедями и мангалами.
8. За Чернореченским, не доезжая до Хмельницкого, остановились у моста через Чёрную речку. Пошли вдоль реки
вверх по течению. Накатанная всякими квадроциклами и прочими циклами на травяном пригорке дорога привела нас к вот такой бетонной траншее.
9. Эта траншея - часть того инженерного сооружения, которое я обещал показать Валере. Речь шла о севастопольском водоводе, иначе акведуке. Хотя в нашем понимании, в понимании русской инженерной техники, под акведуком подразумевается водовод, находящийся над речкой, оврагом. Пройдя ещё несколько метров, мы как раз и увидели тот самый водоводный мост.
Теперь немного истории:
В 1835-м г. адмирал Лазарев разворачивает большое строительство. Главный объект - адмиралтейство, а также приданные ему верфи. Необходимая часть судостроительных заводов - сухие доки. Для их заполнения решили брать воду из полноводной Черной речки . Проект водопровода поручается разработать инженер-полковнику Джону (Иван Ивановичу) Уптону. Тот самый Джон Уптон, по проекту которого построена знаменитая Графская пристань. Он также проектировал сами доки, многие здания Севастополя, участвовал в разработке планировки центра города.
За основу строительства Севастопольских акведуков Джон берет акведуки Древнего Рима. Вода в них стекает под естественным уклоном по системе желобочных водоводов, сверху прикрытых для предотвращения испарения и загрязнения воды. Чтобы преодолеть лощины или долины рек, строятся специальные мосты с арочными пролетами, а под горами пробиваются тоннели. Всего по Лазаревскому водоводу было построено 5 мостов-акведуков. Наиболее сохранившийся - Чоргуньский, о котором речь. Про остальные вы можете узнать и даже сфотографировать останки (если найдёте), когда будете в Севастополе. Кроме нашего - Чургуньского - были построены Инкерманский, Киленбалочный, Аполлоновский и Ушаковский . Названия даны по месту расположения. Достроили водовод к 1853 году. Во время Крымской войны, первой обороны Севастополя, водовод сильно пострадал и в довершение, уходя, войска союзников взорвали уцелевшие акведуки. И только Чоргуньский акведук, спрятанный у подножия Телеграфной горы, уцелел практически в том виде, в каком его построили в XIX в.
Пошли посмотрим...
10. Время точит... Жаль, но этот настоящий памятник строительной инженерии и архитектуры никому не нужен - ни севастопольцам, ни крымчанам, ни старо-новым властям.
11.
12. Хотя, почему не нужен?
Узнали про этот мост шашлыкоделы и любители "покушать" в красивой природе. Летом вокруг
моста разбивают шашлычные кафешки со столиками, где с шампурами в руках обожатели природы не устают восхищаться
своими предками, построившими такое чудо.
13. Водовод проходит по мосту.
14. Створы для распределения водных потоков.
15.
16. Ничья собачка кого-то ищет.
17 Вы кота видите? Нет? А он есть - схоронился от собачки.
18.
19. Нас увидел.
20. Представился.
21. Просит поесть
22. Побежал по своим делам.
23. Мы тоже засобирались домой. Попрощались с мостом.
24. Он строго посмотрел нам вслед.
здесь прогулки