Нерожденные. Второе место: «Кровавый меридиан» Ридли Скотта

Sep 02, 2016 16:24

Несмотря на то, что своего «Пулицера» Кормак МакКарти взял за «Дорогу», а прославился после того как Коэны экранизировали «Старикам тут не место», главным произведением в творчестве живого классика американской литературы, заслуженно считается роман «Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе».



Про книгу уже писал тут. Сейчас речь про экранизацию … с которой все непросто. …Настолько непросто, что это уже становится смешным.
В разное время «Меридиан» пытались экранизировать многие. Но самые серьезные попытки предприняли трое киноделов. У всех троих так и не получилось запустить проект. И все трое в итоге сняли фильмы по другим произведениям Кормака.
- Сначала, в конце 90-х, права на экранизацию приобрел друг МакКарти - Томми Ли Джонс.



Но, найти общий язык со студиями и запустить «Меридиан» не получилось.., зато позже Томми Ли мало того что снялся в «Стариках», так еще и поставил замечательную экранизацию пьесы Кормака - «Сансет Лимитед».

Про «Сансет Лимитед» тоже уже писал вот тут. Если фильм не видели, очень рекомендую. Потрясающей силы вещь, пересматривал уже раз пять...
Собственно у меня это уже такой штатный «депрессивный» фильм. То есть если вдруг приуныл, и настроение не очень… самое время пересмотреть «Сансет» и послушать тамошние монологи такого же приунывшего Томми Ли (само кино, при этом, уверяю, ни разу не унылое)



- После Джонса, за дело взялись Скотты. Ставить «Меридиан» собрался сэр Ридли Скотт, а права на экранизацию на тот момент уже принадлежали оскароносному продюсеру Скотту Рудину.
Началась эпическая схватка двух Скоттов... Известный своей настойчивостью, и тяжелым характером Ридли, твердо решил снимать фильм так как его и надо снимать, а не так как будет выгодно студии.
А известный своей настойчивостью, и тяжелым характером Рудин, не собирался запускать масштабный дорогостоящий проект, которому в итоге со слов режиссера мог быть присвоен не то что рейтинг «R», а едва ли ни давно забытый, полупорнографический прокатный рейтинг «Х»…
В общем, нашла коса на камень… Проект так и не состоялся. А Ридли Скотт переключился на другое, куда менее масштабное произведение Кормака - «Советник» (фильм в итоге заругали практически все, по-моему, напрасно. О чем еще напишу ниже).

- Следующее покушение на экранизацию Меридиана, совершил ни кто иной, как сам Человек-ДжеймсФранко.
Франко бился как лев, и даже предлагал Скотту Рудину профинансировать фильм из своего кармана. Все тщетно. Джеймс тоже был вынужден переключиться на менее масштабное произведение МакКарти.
Франко снял копеечную, но тем ни менее весьма достойную экранизацию «Дитя божьего». Истории с убийствами,  деградацией и некрофилией о живущем вне социума и морали, скудоумном, но трогательном отщепенце-отшельнике из Теннеси.



Кино получилось действительно колоритным. И несмотря на суровость истории, практически лишенным налета «чернушности»
Плюс Скотт Хэйз, похоже, был рожден что бы сыграть тут главную роль. Отличный получился персонаж.

- Сейчас в разгаре очередная попытка штурмовать Меридиан.
Джон Хиллкоут в свое время уже поставивший по Кормаку «Дорогу», снова заручился поддержкой МакКарти, и ринулся в атаку на студийного воротилу.
Вот из интервью Хиллкоуа:

«Я готов снимать, а Кормак хочет написать сценарий, и все бы получилось, если бы не Рудин. Вот если бы кто-нибудь знал, как его переубедить…У нас даже есть деньги на съемки, но у Рудина, видимо, другие планы».

…Пока как-то так. Даже не знаю, на чьей я тут стороне. «Дорога» Хилкоута это хорошее кино. Но не более. Ну а недавние «Три девятки», вообще подорвали к режиссеру доверие. Возможно, Скотт Рудин и знает что делает, все-таки гениальную экранизацию Кормака «Старикам тут не место» продюссировал именно он.
Так или иначе, но из всех этих несостоявшихся экранизаций,  по-настоящему жалею только об одной. О фильме Ридли Скотта. Поясню почему.

Несмотря на то, что Томми Ли Джонс кино снимать умеет, и несмотря на то, что материал тут по духу на 100% его, все таки у Джонса нет опыта настолько масштабных постановок, мог не потянуть. Плюс насколько известно тогдашний сценарий Стива Тесича и Джонса был сосредоточен на первой половине романа, и очень уж многое упускал.

Человек-оркестр Джеймс Франко тоже очевидно, прыгал выше своей головы пытаясь взяться за «Меридиан». В интервью Джеймс рассуждал, что все предыдущие попытки экранизировать роман провалились как раз из за своей масштабности, а его малобюджетная версия имеет все шансы на успех.



Джеймсушка это конечно наше все, но с таким подходом, и учитывая, что финансировать съемки Франко готов был сам, думаю, вместо монументального, визионерского эпоса, мы бы, скорее всего, увидели неплохую, но простоватую и дешевую бэшку… А роман достоин другой экранизации.

Относительно Ридли вопрос: потянет - не потянет? вообще не стоит. Скотт это и есть, масштабный кинематограф воплоти. Но главная причина, почему так горюю именно за его несостоявшимся фильмом другая. Уж простите за цинизм…

19 августа 2012 года с моста Винсента Томаса в Лос-Анджелесе бросился брат Ридли, замечательный кинорежиссер Тони Скот. После самоубийства брата Ридли погрузился в глубокую депрессию, которая, разумеется, отразилась и на его работе…
«Советника» на которого Скотт переключился после неудачи с «Меридианом» ругали за пафос, за претенциозные диалоги, за отсутствие цельной истории… в принципе, могу понять критиков.
Незадолго до выхода фильма в сети появился написанный Кормаком литературный сценарий я его тогда же прочитал, и уверяю, фильм снят очень близко к тексту … возможно зря. МакКарти литератор, а не сценарист. Тут другая специфика, и все это обилие неспешных вдумчивых диалогов прекрасно бы вписавшихся в формат романа или как в случае с «Сансет Лимитед» - пьесы, в фильме часто выглядели неестественно.



Но чего не отнять ни у сценария, ни у картины так это беспощадной, безжалостной, и по-настоящему жуткой атмосферы.  Атмосферы тотальной безысходности и жестокости. Действительно страшное кино.., наверное, самое страшное у Скотта со времен «Чужого».
Очень чувствуется состояние, в котором режиссер его снимал…Но, увы, это лишь первый написанный Кормаком сценарий. Раньше были только романы и пьесы. Положа руку на сердце - не лучшая работа Мэтра.

Другое дело главное произведение МакКарти, его opus magnum - монументальный и жуткий «Кровавый меридиан» - пропитанная жестокостью и мизантропией, смесь Дантова «Ада», «Илиады» и «Моби Дика»…
Кормак провел просто колоссального объема исследовательскую работу и воссоздал опирающуюся на исторические свидетельства даже в маленьких, казалось бы, несущественных деталях, жуткую картину жизни северо-американского фронтира 40-х - 50-х годов XIX века.



Главный герой безымянный малолетний пацан, которого в книге называют исключительно - kid, прибился к реально существовавшей, и довольно известной в узких кругах банде Глентона, промышлявшей добычей индейских скальпов на техасско-мексиканской границе. Так начинается их библейских масштабов путешествие…
…Индейцы безжалостно  режут белых и мексиканцев… Наемники безжалостно режут индейцев и мексиканцев (а что, их скальпы выглядят, а значит, и стоят, так же как и индейские)… Деревья увешанные телами мертвых младенцев… команчи, насилующие умирающих наемников… ожившие картины Иеронима Босха не иначе…

Замечательный фанатский тизер, снятый студентами-кинематографистами

image Click to view



И посреди всего этого ада вырисовывается мистическая и инфернальная фигура Судьи Холдена - наверное, самого жуткого литературного антагониста, который мне попадался.
А теперь давайте представим, что Скотт Рудин все-таки дал бы зеленый свет, и Ридли в этой своей глубокой депрессии, озлобленный и бескомпромиссный принялся экранизировать Меридиан… концентрированный мрак, мизантропию и безнадегу.… ууух. Это было бы по-настоящему мощно.

Понятно, что рано или поздно роман экранизируют. В Голливуде уже сняли почти все, что вышло из под пера Кормака, и сьемки по его главному произведению это вопрос времени. Не просто же так Рубин права купил.
Возможно, получится у Хилкоута, возможно в итоге снимет кто-то другой.…
Но уверен, снятый в 2012м-13м году фильм Ридли Скотта, это было бы настоящее путешествие в самое сердце тьмы…
Мы потеряли второй «Апокалипсис сегодня».
Previous post Next post
Up