xyu

Глава 25 из книги Голицына «Новые сказки для взрослых» («New Lies for Old”). 1 частина

Sep 05, 2008 19:50

Глава 25 из книги Голицына «Новые сказки для взрослых» («New Lies for Old”). Книга была написана в 1969 году, вышла в свет в США в 1984 году.

Завершающий этап.

Изложенное в предыдущих главах показывает, что в течение последних двух десятилетий коммунистический блок в основном достиг целей первых двух этапов своей долгосрочной политики. Разрозненные коммунистические режимы консолидированы.

Блок коммунистических партий при помощи спецслужб выстроил свои активные силы в виде действенных национальных и интернациональных организаций, особенно в сферах профсоюзной и интеллектуальной деятельности, а также в молодежной сфере.

Важность этой тенденции продемонстрирована пребыванием Шелепина на посту Председателя советских профсоюзов с 1967 по 1975 годы. За пределами страны был создан имидж «диссиденства», как серъёзного внутриполитического фактора.

Была достигнута некоторая степень встраивания официальной религии в государство. Была выстроена сеть межпартийных отношений, выходящая за пределы формальных структур СЭВ и Варшавского договора.

В результате, коммунистические стратеги ныне намереваются приступить к осуществелению завершающего наступательного этапа долгосрочной политики - совместной борьбе за полное торжество коммунизма.

Имея в виду разнообразие типов коммунистических партий у власти, их тесную взаимосвязь и открытые возможности расширения их базы и подготовки опытных кадров, для продвижения своей политики коммунистические стратеги подготовлены к манёврам и операциям такого масштаба, какой был невообразим для Маркса, неосуществим для Ленина и немыслим для Сталина.

Одной из таких невозможных ранее операций является проведение фальшивой либерализации в восточной Европе и, быть может, в Советском Союзе и демонстрация иллюзорной независимости режимов в Румынии, Чехословакии и Польше.

Ошибка западного взгляда на события в Польше.

Поскольку Запад не сумел понять коммунистическую стратегию и отфильтровать дезинформацию, как и не сумел разобраться в роли служб безопасности и разведки блока и их агентов влияния на высоком политическом уровне, возникновение польской Солидарности было воспринято как явление самопроизвольное, одного ряда с венгерским восстанием 1956 года, предвещающее падение коммунизма в Польше.

Однако, тот факт, что итальянская, французская и испанская компартии все враз объявили о своей поддержке Солидарности, даёт основания усомниться в справедливости данной интерпретации.

Непонимание западом этих событий привело к необоснованному предсказанию советского вторжения в Польшу в 1981 году. Оно же может привести и к более серъёзным ошибкам в будущем.

Новый анализ

Имеются серъёзные основания утверждать, что польская версия «демократизации», отчасти базирующаяся на Чехословацкой модели, на самом деле была изначально контролируема в рамках политики и стратегии блока.

В течение двадцати лет польская компартия работала над созданием «зрелого социалистического общества», в котром партия и общественные организации играли бы более активную и эффективную политическую роль.

В 1963 году была создана партийная идеологическая комиссия. В 1973 году были разработаны новые способы координирования активности молодёжных организаций. В 1976 году был введен новый закон о руководящей роли Коммунистической партии в построении коммунизма и взаимодействии компартии с Крестьянской и Демократической партиями.

В том же самом году все молодёжные организации, включая армейские, были объединены в Союз социалистической польской молодёжи.

Численность компартии возросла с 1 миллиона в 1960 году до 3 милллионов в 1980. В тот же период польские профсоюзы нарастили численность своих членов с 5 до 13 миллионов человек. В 1980 году Союз социалистической польской молодёжи насчитывал 2 миллиона членов. К концу того же года 85% армейского офицерского корпуса были членами партии. Все поляки еврейского происхождения были уволены из армии.

В течение двадцати лет польские руководители были полностью вовлечены в координирующие механизмы блока, такие как СЭВ и варшавский договор, равно как и в двусторонние контакты с другими компартиями.

Польская служба безопасности приняла участие в московской конференции служб безопасности блока 1959 года, на которой обсуждалась их новая политическая роль и пути улучшения координированности действий. Польша была в числе стран, которые посетил Миронов, родоначальник этой новой политической роли, возглавлявший Административный отдел КПСС.

События 1970х.

Заметим, что две ключевые фигуры недавних польских событий, так называемого «обновления», заняли важные посты сразу после Пражской весны 1968 года: Ярузельский стал министром обороны, а Каня возглавил Административный отдел польской компартии, отвечавший за деятельность польской службы безопасности. В 1971 году Герек занял место Гомулки, и будущий лидер Солидарности, Валенса, начал свою политическую активность.

И Герек, и члены других важных отделов, включая Админотдел Кани, во всём консультировались с московскими коллегами. В 1973 году между двумя партиями было подписано соглашение об кооперации в области идеологии. В 1977 году возглавляемая Гереком делегация подписала соглашение о дальнейшем усилении кооперации между ними. В 1970е годы Герек также учавствовал в крымских встречах в верхах, на которых обсуждались стратегические вопросы.

В течение 1970х годов Каня был повышен до должности министра внутренних дел и члена Политбюро, отвечавшего за армию и полицию. Кроме того, он был связующим звеном между правительством и Католической церковью, которая проявляла политическую активность.

С началом «обновления» Каня был повышен до руководителя партии. Два других руководителя безопасностью также пошли на повышение: Мосцар стал членом Политбюро, а Ковальчик - заместителем премьер-министра. Эти повышения явно указывают на причастность Кани и служб безопасности к подготовке польского «обновления».

Окончательные приготовления к обновлению.

Между польскими и советскими руководителями и партийными функционерами в течине двух лет, предшевствоваших «обновлению», проходили интенсивные консультации.

Кроме совещаний СЭВ и Варшавского договора, среди наиболее значимых событий были: назанчение в 1978 г. нового посла СССР в Польше (Аристов, важный партфункционер из Ленинграда); московская конференция руководителей блока (включая Польшу), посвященная оргвопросам и общественным организациям; визит Ярузельского в Москву в 1978 году;

встреча Ярузельского с Главнокомандующим войсками Варшавского договора в 1979 году; две встречи, в 1978 и 1979 годах, между советскими и польскими партфункционерами, отвечающими за стратегию и координацию коммунистического движения, на которых обсуждались международные и идеологические вопросы;

визиты в Москву руководителя польских профсоюзов Кручека и председателя Общества польско-советской дружбы Шидляка, который обсуждал с Шитиковым вопросы советско-польского сотрудничества. Этот последний визит особенно интересен, ибо в феврале-августе 1980 года - непосредственно перед «обновлением» - именно Шидляк возглавлял польские профсоюзы.

В 1979 году Герек дважды встречался с Брежневым. Кроме того, у него были встречи с руководителями компартий Чехословакии, ГДР, ФРГ и Франции. Во время встречи с Брежневым в Крыму в августе 1979 года обсуждались «новые благоприятные условия для совместных действий в Европе». В феврале 1980 года советская печать говорила об усилении братских отношений между двумя странами, достигнутом благодаря соглашениям, подписанным на этих встречах.

Польская партийная делегация учавствовала в 29 партийной конференции в Венгрии в декабре 1979 года, на которой обсуждались взаимоотношения коммунистов и социал-демократов и перспективы европейской безопасности.

Советская делегация на съезде польской компартии в феврале 1980 года возглавлялась Сусловым, в ту пору главным советским идеологом и стратегом. На этой конференции Герек резко высказывался против НАТО и против размещения ядерных ракет в Западной Европе.

Он предложил провести в Варшаве конференцию по разоружению между Западом и Востоком. В мае 1980 года Брежнев, Громыко и другие высшие советские официальные лица посетили конференцию руководителей блока в Варшаве. В своей вводной речи Герек заявил, что конференция откроет новые пути к миру и сотрудничеству в Европе и во всём мире. Его речь стала единственной частью опубликованых материалов конференции.

Проходили частые консультации между ответственными за прессу, ТВ и радио польскими партфункционерами и их советскими коллегами, что указывает на подготовку советских и польских медиа к приближающимся важным событиям.

В 1978 году Брежнев наградил Герека и Ярузельского, а Герек в феврале 1980 года наградил Русакова, главу отдела КПСС по отношениям внутри блока. Эти награды можно рассматривать как признание вклада некоторых ключевых фигур в подготовку «обновления».

Можно также предположить, что на этой стадии решался вопрос об уходе Герека со сцены. У него, без сомнения, была очень серъёзная причина заявить вскоре после отставки, что «должная оценка развития Польши в 1970е годы может быть сделана лишь с расстояния во времени».

Все вышеупомянутые свидетельства приводят к выводу, что развитие Польши и «обновление» было тщательно и заблаговременно спланировано совместно польской компартией и её коммунистическими союзниками с прицелом на продвижение коммунистичекой стратегии в Европе. Этот вывод также подтверждается дальнейшими свидетельствами вовлечённости коммунистической партии в формирование и функционирование Солидарности.

Польская компартия внутри Солидарности

Каня лично заявлял, что в движении Солидарность учавствовал 1 миллион членов компартии Польши. В 1981 году из 200 членов ЦК компартии в Солидарности состояли 42 человека. Богдан Лис, заместитель Валенсы, был также членом ЦК компартии. Зофия Грыжб, ещё один из руководителей Солидарности, был членом Политбюро.

Эти руководители не были исключены из партии за их членство в Солидарности. Как раз напротив - Солидарность признавала ведущую роль партии, а партия признавала существование Солидарности. Каня и Мосцар даже выступали в поддержку её.

Солидарность получила доступ к контролируемым государством средствам массовой информации. Никто не препятствовал многочисленным заграничным поездкам Валенсы; а посол Польши в Японии, сбежвший после ввода военного положения, помогал Валенсе устанавливать контакты с японскими профсоюзами.

Если отбросить дезинформацию, как и ранее, становится очевидным, что смена руководства польской кмпартией с Герека на Каню, а после на Ярузельского произошла отнюдь не в результате межфракционной борьбы за лидерство; она лишь отражает различные этапы процесса «обновления», в планирование которого были вовлечены все лидеры в равной степени.

Визиты Кани и других польских лидеров в Москву, а также визиты Суслова и Громыко в Польшу в апреле и июле 1981 года были частью процесса координирования и подстройки заранее согласованного стратегического плана, а отнюдь не свидетельство давления советского руководства на польских лидеров.

Учения Советской армии и флота, проводимые неподалёку во время «обновления», должны были быть наперёд спланированными и согласованными с правительствами Польши и ГДР, как предупреждение полякам и немцам, что истинные антикоммунистические чувства не разрешаются.

Зачем понадобилась Солидарность

Как и в случае пражской весны 1968 года, мотивами польского «обновления» послужила комбинация внутренних и внешних причин. По внутренним причинам, «обновление» было задумано с целью распространения политической базы компартии на профсоюзы и преобразования узкой элитной диктатуры в партию диктатуры ленинского типа, диктатуры всего рабочего класса, которая бы оживила польскую политическую и экономическую систему.

«Обновление» следовало установкам, сформулированным Лениным в его речи на Конгрессе Коминтерна в Июле 1921 года: «Нашей единственной стратегией в настоящее время является стратегия стать сильнее и, следовательно, мудрее, практичнее и оппортунистичнее. Чем больше оппортунизма, тем скорее вы вновь соберёте вокруг себя массы. Как только мы выиграем массы с помощью нашего разумного подхода, мы немедленно применим наступательную тактику в самом прямом смысле этого слова».

До «обновления» репутация польских профсоюзов была запятнана партийным контролем. Если бы правительство попыталось применить ленинские принципы и создать новые профсоюзные организации «сверху», ему ни за что не удалолсь бы очистить профсоюзы от этого позорного пятна. Новый профсоюз должен был быть создан «снизу».

Его показная независимость должна быть достигнута путём тщательно просчитанной и контролирумой конфронтации с правительством. Возникновение движения Солидарность на верфях, носящих имя Ленина, пение Интернационала, использование старого лозунга «пролетарии всех стран, соединяйтесь» и постоянное присутствие портретов Ленина полностью подтверждает тайный парийный присмотр за этой организацией.

Без такого присмотра и помощи организованность Солидарности и успешность её переговоров с польским правительством были бы невозможны. А тайное партийное влияние на польскую католическую церковь вынуждало церковь выполнять роль силы усмиряющей и помогающей поиску компромисса между Солидарностью и правительством.

Что касается внешних причин, стратегические цели создания Солидарности подобны целям «Пражской весны». Кратко говоря, было необходимо ввести в заблуждение Западные правительства, политиков и общественное мнение относительно истинной природы современного коммунизма в Польше в соответствии с дезинформационной схемой ослабления и эволюции.

Конкретнее, целью было использовать Солидарность для создания объединённых усилий со свободными профсоюзами, социал-демократами, католическими и другими религиозными группами с целью дальнейшего продвижения коммунистической стратегии в развитых странах и, в меньшей степени, в странах третьего мира.

Само название Солидарности символизирует эту цель, что стало особенно ясно после оплаченных государством командировок Валенсы во Францию, Италию, Японию и в Ватикан.

Действия Солидарности по укреплению её международных связей было частью широких усилий международного коммунистического движения по продавливанию своей стратегии. В феврале 1981 года Брежнев говорил о новых благоприятных условиях для объединённых усилий в мировом профсоюзном движении. Коммунистическая Всемирная федерация профсоюзов, а также региональные европейские, латиноамериканские и арабские профсоюзы выступили с кампаниями против монополий и за разоружение.

На встречах в Москве в октябре 1980 года и в Берлине в марте 1981 года обсуждались вопросы солидарности рабочего класса и сотрудничества профсоюзов различной политической ориентации. Делегация советских профсоюзов посетила Италию для переговоров с тремя основными итальянскими профсоюзными федерациями.

Влияние Солидарности предавалось на всё рабочее движение. Оно ощущалось даже в Соединённых Штатах, где левые проявляли живой интерес к опыту Солидарности. Коммунисты намерены эксплуатировать это влияние до достижения своих стратегических целей.

Создание Солидарности и начальный период её деятельности можно рассматривать как экспериментальную первую стадию польского «обновления». Назначение Ярузельского, ввод военного положения и временный запрет Солидарности представляют собой вторую стадию, предназначенную для установления твёрдого контроля над движением и обеспечения периода политической консолидации.

На третьей стадии можно ожидать формирования коалиционного правительства, составленного из представителей компартии, возрождённой Солидарности и церкви. В него могут даже включить нескольких так называемых либералов.

Таке восточноевропейское правительство имело бы всё необходимое для продвижения коммунистической стратегии путём проведения кампаний за разоружение, за создание безъядерных зон в Европе, возможно, за возрождение плана Рапацкого, за одновременный роспуск НАТО и Варшавского договора и, разумеется, за создание нейтральной социалистической Европы.

Параллельно с формированеим такого правительства, следует ожидать возрождения других направлений коммунистической стратегии в Европе, как то еврокоммунизма и переговоров по СБСЕ.

Можно ожидать интенсификации кампании солидарности западно- и восточно- европейских профсоюзов и движений за мир; подготовка к этому уже началась. В октябре 1980 года в Будапеште на конференции пятиста национальных молодёжных организаций была создана новая все-европейская структура таких организаций.

В сентябре 1980 года в Софии было в заседании Всемирного парламента учавствовали ведущие деятели коммунистической объединённой акции. Вновь активизировался Советский и восточноевропейский комитет за безопасность в Европе. Показательно участие Шитикова во встрече парламентариев из коммунистических стран в Москве в марте 1981 года.

Растёт количество свидетельств подготовки коммунистических инициатив по Германии, ключевой стране для построения нейтральной социалистической Европы. Среди таковых была встреча Брежнева и руководителя ГДР Хоннекера проведенная в 1980 году в Крыму, на которой обсуждалось проведение европейской конференции по разоружению.

В феврале 1980 года подобные переговоры также состоялись между Советским и восточногерманским комитетами мира. Специалист по Германии Кжирек был назначен польским министром иностранных дел. Ещё один специалист по Германии, Квитсинский, в конце 1981 года был назначен главным на переговорах в Женеве по сокращению ядерных вооружений.

Бывший глава международного отдела компартии ГДР Винкельман в марте 1981 года был назначен послом в Советский Союз. Высокий партийный функционер и бывший посол СССР в ФРГ Фалин был назначен заместителем председателя общества СССР-ФРГ, а функционер ЦК КПСС Замятин возглавил группу советских парламентариев по контактам с ФРГ.

Возрождённое движение солидарности может пытаться расширить своё влияние на латинскую Америку, объединяя социалистов, католиков и прогрессивных людей против военных диктатур. Признаки подготовки к этому налицо.

В апреле 1981 года в Москве состоялась встреча руководителей советских и латино-американских профсоюзов; были и другие проплаченные ВФП встречи с целью подготовки Всемирного конгресса профсоюзов другой ориентации на Кубе.

Угроза Западу от польского «обновления»

Коалиционное правительство в Польше будет тоталитарным, однако под новой, обманчивой и, следовательно, более опасной личиной. Воспринятое как спонтанное появление новой формы многопартийного полудемократического режима, оно будет заниматься подрывом сопротивления коммунизму внутри и вовне коммунистического блока.

На западе будут всё чаще сомневаться в необходимости огромных затрат на оборону. Откроются новые возможности для откола западной Европы от США, нейтрализации Германии и разрушения НАТО. Подрывом влияния США на латинскую Америку и иллюзорными изменениями в коммунистической системе западный мир будет подготовлен к революционным переменам.

Если «либерализация» в Польше, как и в других странах, может быть успешно осуществлена в разумные сроки, она будет содействовать оживлению соответствующих режимов. В коммунистических странах деятельность фальшивой оппозиции будет запутывать и подрывать настоящую.

Ролью диссидентов будет убедить Запад в том, что «либерализация» произошла спонтанно и неконтролируемо. «Либерализация» создаст условия для солидаризирования профсоюзов и интеллектуалов в коммунистических и некоммунистических странах. Со временем эти союзы создадут новые формы давления против западного «милитаризма», «расизма» и «военно-промышленных комплексов» в пользу разоружения и структурных изменений на Западе, по типу описанных Сахаровым.

Если «либерализация» будет успешной и воспринятой Западом , как истинная, за ней может последовать видимый выход одной или нескольких коммунистических стран из варшавского договора, и создание моделей «нейтральных» социалистических государств, за которыми должна будет следовать вся Европа. Некоторые «диссиденты» уже сейчас говорят об этом.

Югославии должна быть уготована весьма заметная роль в новом сценарии. Можно ожидать показательного советско-китайского соперничества за влияние в Европе, как продолжение «борьбы за гегемонию», уже сейчас наблюдаемой в юго-восточной Азии.

Его целью было бы содействие созданию новых фальшивых союзов между коммунистическими и некоммунистическими странами, развал существующей структуры НАТО и замена её системой коллективной европейской безопасности, подразумавающей обязательную ликвидацию американского военного присутствия в западной Европе и рост там коммунистического влияния.

При помощи таких гибких манёвров, вместо твёрдых и разрушительных действий, характерных для сталинского периода, правящие коммунистические партии планируют обеспечить международное коммунистическое движение стратегической поддержкой типа той, которую имел в виду Тольятти.

Недавние поездки председателя Хуа в Югославию и Румынию, а также сближение французской и итальянской компартий с китайской предзнаменовуют грядущие события. Фактически, пользуясь новой методологией, можно выявить всё больше и больше признаков надвигаюшегося завершающего этапа долговременной коммунистической стратегии. Среди них «арест» и «изгнание» Сахарова, окупация Афганистана, события в Польше и нападение Ирака на Иран осенью 1980 года.

Последние два признака имеют стратегическое значение. События в Польше выглядят как главный поворот в сторону завершающего этапа коммунистической стратегии для Европы.

Нападение Ирака на Иран выглядит как согласованное действие радикальных арабских государств, каждое из которых является союзником СССР против «империализма», с использованием двойной тактики (агрессивность Ирака, помощь Сирии и Ливии) с единой общей целью вовлечения Ирана в анти-западный союз с ними.

Целью этого союза было бы обретение контроля над стратегически важным регионом ближнего Востока. Его успех послужил бы стратегическим интересам коммунистического блока. Вопреки тому, что Саддама Хусейна обвиняют в уничтожении коммунистов в Ираке и смягчении отношений с США, он всё равно продолжает получать вооружения из коммунистических источников, равно как и его Иранские оппоненты.

Очевидно, следующие пять лет станут периодом интенсивной борьбы. Она будет отмечена существенным скоординированным коммунистическим наступлением с намерением использовать успех стратегической программы дезинформации, осуществляемой в течение последних 20 лет, и кризиса и ошибок западной политики в отношении коммунистического блока, порожденных этой программой.

Целью является создание существенных и необратимых сдвигов в балансе мировых сил в пользу блока, как преддверие главной идеологической цели - создания всемирной федерации коммунистических государств.

Для достижения их основных целей, в распоряжении коммунистических стратегов разработана серия шагов. Невозможно перечислить все шаги полностью, однако пять наиболее взаимосвязанных из них следующие:

- Близкая привязка независимой социалистической Европы к СССР и параллельная привязка США к Китаю. Япония, в зависимости останется ли она консервативной, или будет двигаться в направлении социализма, может присоединиться к любой из комбинаций.
- Совместные усилия советского блока и социалистической Европы в поиске союзников в третьем мире против США и Китая.
- В военной сфере - интенсивные усилия по ядерному разоружению США.
- В области идеологии и политики - конвергенция востока и запада на коммунистических началах
- Создание всемирной федерации коммунистических государств.

В каждом из вышеприведенных случаев будет применяться стратегия ножниц. Вероятно, как последний удар, ножницы захлопнутся. Элементы видимых разногласий советской и китайской политики исчезнут, а ранее скрываемая координация между ними станет явной и доминирующей. СССР и Китай официально помирятся.

После этого, стратегия ножниц перейдёт в стратегию сжатого кулака с целью обеспечения создания всемирной коммунистической федерации.

Предлагаемый Европе вариант будет разрекламирован путём возрождения «демократизации» по Чехословцкому образцу в странах восточной Европы, и, возможно, в Советском Союзе. Усиление советской политики твёрдой линии, видной на примерах ареста Сахарова и вторжения в Афганистан, предворяет переход к «демократизации», которая последует, возможно, с уходом Брежнева с политической арены. [Дальнейший текст основан на событиях до смерти Брежнева. В конце главы приведены коментарии, сделанные после этого.]

Наследником Брежнева станет некто типа советского Дубчека. Эта перемена важна лишь с точки зрения презентации. Принцип коллективного руководства и совместной причастности лидеров к принятию долговременных решений останется неизменным. Видимо будет объявлено, что политико-экономический фундамент коммунизма в СССР заложен, а посему появилась возможность демократизировать общество. Это даст возможность установить рамки для проведения ряда «реформ».

Режим Брежнева и неосталинистские акции против «диссидентов» и Афганистана будут осуждены, как в 1968 году был осуждён режим Новотного. Реформы в сфере экономики сблизят советский режим с югославским, а быть может, даже с западными социалистическими моделями.

Некоторые министерства будут распущены, управление страной децентрализовано, существующие заводы и фабрики могут быть преобразованы в отдельные самоуправляющиеся предприятия, будет усилена роль материального поощрения, возрастёт важность независимой роли технократов, трудовых коллективов и профсоюзов, будет создана иллюзия уменьшения партийного контроля над экономикой. В полной мере будет использоваться советский опыт 20х и 60х годов, равно как и югославский эксперимент.

Партия станет менее явной, однако, как и прежде, она продолжит контролировать экономику из-за кулис. Целенаправлено создаваемую картину упадка, стагнации, и дефицитов следует рассматривать как часть подготовки к обманным новациям в обществе; эта картина предназначена для того, чтобы новации произвели на Запад более сильное впечатление.

Политическая «либерализация» и «демократизация» будет, в основном, следовать репетиции в Чехословакии 1968 года. Именно эта репетиция могла быть тем политическим экспериментом, о котором говорил Миронов в 1960 году.

«Либерализация» будет красочная и впечатляющая. Может быть официально заявлено об уменьшении роли компартии, её монополия будет видимо упразднена. Может быть введена видимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Будет создана видимость наличия большей власти у Верховного совета а также независимости его депутатов и председателя. Могут быть разделены должности Президента СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС. КГБ будет «реформирован».

Диссиденты внутри страны будут амнистированы, а тем, которые находятся за рубежом, будет разрешено вернуться на Родину; некоторые из них смогут получить должности в правительстве. Сахарова могут либо включить в какой-то роли в правительство, либо ему разрешат преподавать за рубежом.

Творческие союзы работников культуры и науки, такие как союзы писателей и академии наук обретут видимость большей самостоятельности, равно как и профсоюзы. Могут открыться политические клубы для не-членов компартии. Крупным диссидентам разрешат создать одну или несколько альтернативных политических партий.

Цензура будет ослаблена, неблагонадёжные книги, пьесы, фильмы, картины будут публиковаться, исполняться, показываться, выставляться. Многие выдающиеся советские артисты, ранее изгнанные из страны, смогут вернуться в СССР и возобновить свои профессиональные карьеры.

Будут введены поправки в Конституцию, гарантирующие соблюдение соглашений в Хельсинки, и будет обеспечена видимость их выполнения. Советские граждане получат свободу передвижений. В СССР будут приглашены наблюдатели ООН и стран Запада, чтобы свидетельствовать о прогрессе реформ.

Previous post Next post
Up