Перед самым нападением нацистской Германии на Советский Союз Бандера инициировал создание
Украинского национального комитета для консолидации борьбы всех подконтрольных ОУН(б) сил, а также подготовку
Легиона украинских националистов (Дружин украинских националистов - ДУН), члены которых в будущем составили ядро
Украинской повстанческой армии. Состоявший в основном из пробандеровски настроенных украинцев, «Легион» делился на два батальона - «
Нахтигаль» и «
Роланд». Подготовка этого формирования проходила в Германии - несмотря на то, что ОУН(б) позиционировал «Легион» как орудие борьбы «против большевистской Москвы» и за «восстановление и защиту независимой соборной Украинской державы», его создание стало результатом сотрудничества бандеровского движения с немцами. Впоследствии Бандера оправдывал это обстоятельство необходимостью «закрепления свободы и положения Украины» и писал, что «Украина готова (…) поставить на фронт против Москвы своё войско в союзе с Германией, если последняя подтвердит государственную независимость Украины и будет официально считать её союзником». Руководство ОУН(б) планировало, что с началом советско-германского конфликта Дружины украинских националистов станут ядром самостоятельной национальной армии, тогда как немцы рассчитывали на использование украинских формирований в диверсионных целях.
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. А уже
30 июня стремительно продвигавшиеся на восток немцы заняли Львов. Вслед за ними в город вошли бойцы батальона «Нахтигаль» во главе с Романом Шухевичем. В этот же день от лица руководства ОУН(б) Ярослав Стецько зачитал «
Акт возрождения Украинского государства», сообщавший о создании «нового украинского государства на материнских украинских землях». В последующие несколько дней представители ОУН(б) сформировали исполнительный орган -
Украинское государственное правление (УГП), организовали Национальное собрание, заручились поддержкой греко-католического духовенства, включая митрополита Галицкого Андрея (Шептицкого). Бандера в этот период находился в Кракове, вдали от места событий.
Несмотря на то, что ОУН(б), по признанию Льва Шанковского, «готова была к сотрудничеству с гитлеровской Германией для совместной борьбы против Москвы», немецкое руководство отнеслось к этой инициативе крайне негативно: во Львов были немедленно высланы команда
СД и спецгруппа
гестапо для ликвидации «заговора» украинских националистов. Стецько, провозглашённый председателем УГП, и ещё ряд его членов были арестованы. 5 июля немецкие власти пригласили Бандеру якобы на переговоры о невмешательстве Германии в суверенные права Украинской державы, но по прибытии на место встречи арестовали. От него потребовали дезавуировать «Акт возрождения Украинского государства» и поместили под домашний арест. Из показаний бывшего начальника отдела Абвер-ІІ полковника Э. Штольце от 15 октября 1946 г.:
После оккупации г. Львова германскими войсками Бандера со своим штабом переехал в Львов и без ведома германских властей, в том числе «Абвера», объявил об организации «самостоятельного» украинского правительства. Поскольку действия Бандеры противоречили планам германского правительства, отнюдь не намеренного предоставлять украинским националистам, не говоря уже об украинском народе, даже тени самостоятельности, Канарис предложил мне прекратить сотрудничество с Бандерой. Об этом я заявил Бандере, сказав, что его самовольные политические мероприятия свидетельствуют о нелояльном отношении к Германии. Бандера оправдывался, утверждая, что он стремился принести пользу Германии, но после этой встречи дальнейшая связь с ним была прекращена. Спустя некоторое время Бандера был арестован гестапо, и, как мне позднее сообщил командующий «добровольческими» соединениями германской армии - генерал Кестринг в январе 1945 г., Бандера был освобожден и привлекался Кестрингом для выполнения каких-то, мне неизвестных заданий.
Также Штольц утверждал, что Бандера пытался присвоить себе деньги, которые выделила ему немецкая разведка для организации подрывной деятельности:
Для порыва связи с Бандерой был использован факт, что последний в 1940 г., получив от «Абвера» большую сумму денег для форсирования подполья, в целях организации подрывной деятельности, эти средства пытался присвоить и перевел в один из швейцарских банков, откуда они нами были изъяты и снова возвращены Бандере.
До отправки в концлагерь Бандера, как свидетельствуют его письма, не отказывался от идеи сотрудничества с Гитлером.
Источники:
Украинские националистические организации в годы Второй Мировой войны. Том 2. 1944-1945 - Москва. РОССПЭН 2012 Стр.664-668
Частий Р. В. Степан Бандера: мифы, легенды, действительность. - Харьков: «Фолио», 2007.
Киричук, Юрий Анатольевич "Історія УПА"; Тернопіль: Редакційно-видавничий відділ управління по пресі, 1991
Ссылки:
1,
2