Оригинал взят у
cyrilshishkin в
Про закупки итальянских танков, «Мистралей» и пр. Очередная «сенсационная» информация просочилась в СМИ. Оказывается, в России испытывают итальянские танки, с целью принятия их на вооружение. Реакция части населения понятна… то про «Мистрали» шумели, то про итальянские же «Рыси» и израильские беспилотники. Вообщем - повод поругать наши власти, от министра обороны до Президента.
Правда, никто не вник, что речь идёт не про танки, а про боевые колесные машины «Centauro» (ну, то есть, «Кентавр»). И речь не идёт о покупке лицензии, а всего лишь пока об изучении данной боевой машины. Вроде бы уже прошла информация, что по результатам испытаний производить их у нас точно не
будут.
Кто-то скажет, какая разница, танк или тяжёлый бронеавтомобиль? Ну, во-первых, разница есть. Если танки мы производим очень хорошие, то в классе машин, подобных «Centauro» у нас вообще опыта нет. И не только у нас. В производстве боевых колесных машин лидируют Франция, Италия, и некоторые европейские страны. Даже США, несомненный лидер по производству вооружений, нет, наверное, страны в мире, которая в XX
веке не использовала хоть какие-то образцы американского вооружения, и то не гнушается принимать на вооружение лицензионные образцы, когда дело идёт о колесных машинах.
Например, на вооружении морской пехоты США с 1983 года состоит многоцелевая бронемашина LAV-25, выпускаемая канадской фирмой «General Dynamics Land Systems» и представляющая собой лицензионный вариант швейцарской бронемашины «Piranha».
В вопросе о закупках и производстве в нашей стране иностранной военной технике есть два аспекта.
Первый - экономический. Типа, а зачем нам это надо? Любителей объяснить, что нам на фиг не нужны французские «Мистрали», у нас пруд пруди. Хотя все эти новоявленные «наполеоны» даже не пытаются «включить голову», и понять, что такой корабль как «Мистраль» как будто специально разрабатывался французами для действия в районе Курильских островов.
Но вопрос даже и не в этом. Чтобы рассуждать о том, что нам принимать на вооружении, сколько, когда и чего производить, нужно иметь хотя бы необходимый объём информации, которым обладают люди, только в самом верхнем эшелоне власти. Ну, никто и никогда не будет объяснять, почему у нас принимаются решения такого уровня в области обороны. Это же и ежу понятно.
А обсуждать что-то, не имея достаточно информации - это удел бабушек на скамейке.
Посему,на эту тему более не собираюсь ничего говорить. Оставлю это бабушкам и тем горе-стратегам, которые даже не понимают, как они смешны в своих рассуждениях.
Есть и другой аспект этой проблемы. Патриотический.
Почему-то многие граждане считают, что не к лицу нам покупать иностранное вооружение или хотя бы его производить по лицензии. Дескать - лучше своё.
Но это подход в высшей степени странный. А если своего нет? Или оно уступает иностранному?
Мне кажется, что в формировании подобного мировоззрения, виновата советская идеология. В СССР всегда утверждалось, что у нас всё самое лучшее, воспитывалось пренебрежение ко всему иностранному. И тщательно скрывалось, если мы что-то закупали за рубежом или производили по лицензии.
Посему мы как-то привыкли считать, что у нас все своё, разработано нами, и нами же произведено.
Что нисколько не соответствует истине.
Напомнить кому-то, что самый массовый советский автомобиль был создан итальянской фирмой «Fiat»?
Скажу сразу. Я считаю, что мы великая страна, и не в коем случае не уступаем никакой другой стране ни в чем. Наши ученые и инженеры ни хуже европейских, американский, японских и прочих.
Кстати, на этой неделе американцы запустили очередной спутник, причем на их ракете стоял лицензионный российский двигатель РД-180 НПО «Энергомаш».
Но ниже, я хочу немного напомнить нашим гражданам, что вопреки мнению многих, наша страна очень даже часто покупала вооружение и лицензии на его производство в других странах, когда нам это было выгодно. Понятно, что в период «холодной войны», ни о каких закупках вооружения в той же Италии и речи быть не могло, а наши союзники сами снабжались нашей техникой. Но даже в период самого большого расцвета советского ВПК, мы принимали на вооружение иностранные образцы вооружения.
Однако, давайте по порядку.
О стрелковом оружии.
Кто не знает пулемет «Максим»?
Смею предположить, что очень многие считают, что это наш, отечественный пулемет. И название такое родное.
Только тот Максим, по имени которого назван наш пулемет - Hiram Stevens Maxim, американец. А сам пулемет мы производили по лицензии. Этот же пулемет бы на вооружении в Великобритании, Германии и некоторых других странах.
Револьвер системы Нагана, наверное, тоже многие знают. В России это слов стало нарицательным, и так иногда называли любой револьвер.
Однако Наган - это фамилия, и фамилия бельгийская. Кстати, на вооружении «Наганы» сменили револьверы «Смит-Вессон», уже по названию которых понятно, что они американского происхождения.
Про другой известный наш пистолет - «Маузер» и говорить нечего. Он немецкого происхождения.
Может быть, многие слышали слово «берданка». Это винтовка, которая была на вооружении нашей армии до принятия винтовки системы Мосина. Слово «берданка» настолько русское, что как-то непривычно даже его
воспринимать с «американских акцентом». Но винтовка системы Бердана разработана американским полковником Hiram Berdan.
То, что мы порой производили лицензионное оружие, никак не мешало нам создавать и своё, ни в чем не уступающие любому иностранному.
Один автомат Калашникова чего стоит.
Артиллерия - бог войны.
Россия всегда имела сильную артиллерию. А может быть и самую сильную. Но вклад иностранцев в создание нашей артиллерии был огромен. По этой теме, только про ХХ век можно толстую книгу написать.
Я же только «пробегусь» по наиболее известным.
Вот 6-дюймовая полевая гаубица образца 1910 года. Разработана французской фирмой Schneider. Создана французами исключительно для экспорта и состояла на вооружении не только в России.
А кроме них Российская Империя в XX веке производила по французской лицензии 152-мм осадную гаубицу, 152-мм и 107-мм пушки, 122-мм гаубицу, 203-мм мортиру, 76-мм горную пушку, по немецкой лицензии 122-мм гаубицу, по английской лицензии морские пушки и многое другое.
При этом наша отечественная «трёхдюймовка» была одной из лучших полевых пушек в мире - так что мы тоже не лыком шиты.
Наверняка всем, даже не увлекающимся артиллерией, знакома эта пушка. Знаменитая «сорокопятка».
А она, между прочим, разработана в Германии.
Посмотрите на фото её старшей сестры в немецкой армии. Есть сомнения?
И это далеко не единственный образец артиллерии, который мы купили у немцев.
В СССР в 30-е годы массово закупали образцы артиллерийских орудий в Чехословакии, Швеции, Германии, одни из которых производили по лицензии, другие же копировали. Брали всё, чтобы было хорошего. И наша артиллерия во Второй Мировой войне себя проявила очень хорошо.
А вот еще один образец.
Эта артиллерийская установка, с красивым названием «Дана».
152-мм самоходная пушка-гаубица образца 1977 года «Дана». Разработана в Чехословакии. Состояла на вооружении, кроме Чехословакии и Польши, так же и в СССР, хотя и в весьма скромных количествах - оно и понятно, у нас своего хватало. Однако факт налицо. Даже в 70-80-е годы мы использовали образцы вооружения созданные не у нас. Кстати, к теме об «итальянских танках» - машина опять же колесная.
Танки НАШИ быстры.
Немного о танках. И особенно о быстрых.
Самым быстрым танком был танк БТ. Собственно, это старший брат знаменитого Т-34. «Тридцатьчетвёрка» - это всего лишь развитие БТ, включая его достоинства, и, увы, недостатки.
А вот сам танк БТ в СССР производился по американской лицензии, разработан он был американцем John Walter Christie.
Кстати, лицензию купили не только в СССР, но и в Великобритании (английский танк «Кромвель» - двоюродный брат нашего Т-34), копировать танк Кристи пытались и в Польше.
Другой массовый предвоенный советский танк Т-26 - тоже лицензионный. Это английский Vickers Mk.E, широко известный под названием «Виккерс-шеститонный» (англ. Vickers 6-ton). Поставлялся во многие страны, производился так же в Польше. Кстати, английский Vickers Mk.E состоял на вооружении в Финляндии, и поскольку он от Т-26 не отличался, то финнам было очень удобно. Они, например, использовали запасные детали от советских подбитых или трофейных танков.
И это далеко не единственные примеры.
Кстати, если первый советский танк (Русский «Рено» или «Танк КС», то есть «Красное Сормово») был копией французского «Automitrailleuse a chenilles Renault FT modele 1917», то первый танк советской разработки МС-1, создан на основе итальянского «Fiat 3000». Так что у итальянцев мы бронетехнику уже очень давно начали покупать.
В 30-е годы мы покупали танки в Великобритании, Чехословакии, Швеции, Германии. Некоторые образцы производили по лицензии, от некоторых что-то заимствовали.
И видимо делали всё правильно, ибо НАШИ танки в Берлин вошли.
Крылья Родины.
В том, что касается авиации, Россия никогда не отставала.
Тем более, что большинство авиаконструкторских фирм в мире были в 20-30-е годы «укомплектованы» выходцами из России.
Правда, и в этой области мы не гнушались покупать за рубежом те образцы, которые превосходили наши.
Вот, например, наш известный самолет Ли-2, американского происхождения. Это американский Douglas DC-3, лицензия на который была закуплена в 1936 году. Кстати, некоторые думают, что эти самолеты к нам попали в страну впервые по Ленд-лизу, так вот это неправильно. Их закупили намного раньше войны.
И хотя самолеты у нас были в подавляющем большинстве своей разработки, но вот чего у нас не было, так это авиационных моторов.
С этим у нас было совсем туго.
На известном советском истребителе времен Второй Мировой войны Як-9 стоял двигатель M-105 (с 1943 года - ВК-105). Это развитие двигателя М-100, который являлся лицензионной версией французского Hispano-Suiza 12Y.
Двигатели этого же типа стояли на всех истребителях Як, и ЛаГГ, на бомбардировщиках Пе-2 и Ер-2.
На советском бомбардировщике Ил-4 стояли двигатели М-88, М-87, М-89. Все это развитие лицензионного варианта французского Gnome-Rhone Mistral Major.
Двигатели этого же типа стояли на бомбардировщиках Су-2
На истребителях Ла-5 и Ла-7 стояли двигатели серии АШ-82, развитие М-62, который был создан на базе американского двигателя Wright R-1820.
Более раннее варианты этого же двигателя M-25, стояли на знаменитых истребителя И-16 и И-15.
А вот наш «кукурузник» У-2 летал с отечественным двигателем М-11. Так же на штурмовиках Ил-2 стояли двигатели АМ-38 отечественной разработки.
И пару слов про флот.
Начнём со всем известного крейсера «Варяг».
Крейсер был заложен в 1898 году, на верфях William Cramp and Sons. Это в в Филадельфии, той самой, которая в США.
В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй. Историю этого корабля хоть вкратце знает любой грамотный человек.
Ну и ещё про один корабль.
Позволю себе предположить, что на звание самого известного советского корабля времен Великой Отечественной войны вполне может претендовать лидер эсминцев «Ташкент».
Так вот это самый корабль был построен на судоверфи фирмы OTO в Ливорно. Для тех, кто не знает, где находится город Ливорно, сообщаю, что это в Италии.
К чему я это всё?
Собственно, кроме небольшого познавательного экскурса в историю нашего оружия, я просто лишь хотел напомнить некоторым ораторам, что нет ничего зазорного в том, чтобы приобретать в других странах то, что они умеют делать лучше нас.
Особенно, если мы это не просто покупаем, а покупаем для того, чтобы научиться делать лучше, чем они.
Я, выше упоминал, про наш танк Т-34.Происхождение его американское. И точно такую же лицензию у американцев купили в Великобритании. Но в отличие от СССР, англичане (изобретатели танков) так и не смогли на базе танка Кристи, создать свой собственный образец, который смог достойно воевать. И вынуждены были переходить на американские «Шерманы», а свои «Кромвели», «Кавалеры», «Кентавры» и прочих братьев Т-34 держать в тылу, ибо они мало годились в дело.
Так что, мы не просто так покупаем.
Вот собственно и всё, что я хотел сказать.
Замеченные в тексте ошибки, являются защитой от несанкционированного копирования.
Оригинал статьи находится
ТУТ