Живое/Life (США, 2017)

Mar 27, 2017 00:41


На МКС доставляют инопланетную форму жизни с Марса. Форма жизни быстро осваивается и начинает дерзко досаждать космонавтам.

Фильм многие зрители успели разругать, и в первом приближении есть за что.
Действительно, сюжет незамысловатого спейс-хоррора категории "Б" изобилует техническими и физико-биологическими благоглупостями, заштампован чуть ли не с 50-х годов прошлого века, местами невнятен в монтаже, да и визуально не слишком изыскан. Злоколючие слиземорфы, хоть "Каплю" вспоминай, хоть "Эволюцию"! Не особо и страшно, пострашней видали. А он вообще разумный, или просто сообразительный? ..Поведение всех шестерых космонавтов, вынужденных воевать с прожорливой сверхживучей амёбкой, тоже вызывает вопросы. Логика не ночевала, матчасть не изучали. И юмора-то не много, не обхохочешься. Прямо скажем, местами нудно. И станция МКС какая-то не такая, и скафандры не такие, и двигатели худые, и вообще темновато. Ну хоть невесомость есть, недавно и её не умели изображать.

Объективно кино так себе, среднее, проходное, тем не менее меня не оставило равнодушным и показалось идейно занятным. И вот почему.
Это сквозная тема Зоны Комфорта и циничное над ней надругательство.

Космические корабли - застарелая метафора утробы, и здешняя МКС полностью ей соответствует. Темно, тепло, уютненько. Космонавты нежатся под убаюкивающее жужжание систем жизнеобеспечения, наслаждаясь покоем и тихой радостью хорошо оплачиваемого труда, являя собой идеальный политкорректный комплект хороших людей, занятых нужным делом во имя прогресса всего человечества. Они слово котики под многомиллиардным одеялом, умело постукивающие коготками по клавиатуре ноутбука. Любимы семьями, уважаемы планетой. Лёгкие пролёты по коридорам орбитальной боброхатки, сладкий сон в стеклянных гробиках-постельках. Научные свершения и телетрансляции во славу научпопа. Труд, доброжелательность, технологии, профессионализм.

Как вдруг под этот пледик врывается задорный, боевой, умненький, хваткий осьминожек с Марса, словно Красный дьяволёнок с наганом. И устраивает шухер. Уют оборачивается тёмной могилой, персонажи гибнут незаслуженно жуткими смертями, а любое их решение оказывается фаталистично неверным вне зависимости от его осмысленности или проявленного героизма. Демонстрация полной и принципиальной недееспособности перед издевательски бессмертным комком жизненной энергии, носящейся по станции стремительным мультяшным бурундучком, орудующем холодно-режущим, дробящем кости и пьющем антифриз.
..И ведь как напророчила, получается, малолетняя Пифиюшка из телемоста с Землёй, нарекшая осьминога Кельвином: и при температуре, близкой к нолю по шкале Кельвина он бодр, сметлив, успешен.

Зона комфорта и физически, и психологически превращается в холодную, склизкую, дырявую, бессмысленную жестяную кастрюлю, в котором наивно надеющиеся на успех герои всё продолжают успокаивать себя колыбельными песенками среди озноба и тошноты. Потом попытаются ещё как-то подёргаться, но зритель уже принял сторону живого и энергичного, а не погрязших в самозабвенной пушистости ничтожных лузеров, чей пародийный символ - зафиксированный подопытный крыс, причём символ двусмысленный, как потолок мнимого превосходства и как анекдот судьбинной предопределённости.
Плохая проработанность героев играет этому на руку, т.к. формирует образ собирательный, как явления. Будь персонажи ярче, зритель бы переживал "за своих", но "бэшки" тем и хороши, что специально или случайно позволяют отрефлексировать периферийные грани бытия, в более благородных киноконструкциях придавленные осознанной целеустремленностью автора. А здесь нередкое для хорроров глумление на тему "падающего подтолкни" не заявлено с самого начала, а проистекает в форме неявной надсюжетной иронии. И к концу такое аккуратно покрывающее историю облачко сарказма начинаешь даже ценить, хоть финал и абсолютно типичен для жанра.

Фильм ни коим образом не рекомендуется тем, кто серьёзно озабочен адекватностью показа космической техники в кино или приготовился лицезреть нечто художественно близкое к "Гравитации" или "Чужому", однако не чурающихся всяких "Зеленых слизней" и "Тварей с Титана" способен порадовать.

Щупальца, Кино

Previous post Next post
Up