Заключительная часть. В этом блоке уже новые фильмы, 21-го века.
Европа/Europa Report (США, 2012)
Команда из шести космонавтов летит на Европу (спутник Юпитера, диаметр ~3122 км, холодно, голодно, радиоактивно) в поисках внеземной жизни, и проявляют героизм и самопожертвование ради науки.
Научная фантастика без претензий, пахнувшая даже какой-то ностальгией, словно обращенная к всерьёз рвущейся к звёздам науколюбивой молодёжи, и на полном серьёзе призывающая не бояться сложить голову во имя знаний и прогресса.
По форме повествования сперва напоминает смесь игрового и документально-просветительского кино (был похожий фильм от какого-то научно-популярного канала, про грядущий якобы полёт на Марс), затем смещается в чистый Sci-Fi.
Явный недостаток - фильму очень не хватает бюджета. Выразительные средства уж слишком скудны. Это касается как операторской работы - виды с CAM1-CAM2-CAM3... несколько утомляют, так и "материальной части". Интерьер космолёта старались приблизить к условному МКС - и где-то более-менее получилось, а где-то нет совсем. На космическом корабле не должно быть таких корявых кранов (да и в квартирах тоже), таких бюджетных кресел и таких простецких алюминиевых пластин в каждой незагроможденной дырке. Так что как бюджетный сай-фай - нормально, особенно "на фоне.." , но какой-то инженерной сообразности и визуальной изобретательности мне сильно не хватило.
Чёрное море/Mar Negro (Бразилия, 2013)
Бразильская полулюбительская отсебятина про зомби. Рыбаки выловили нечто страхолюдное, оно кусь-кусь, и пошло-поехало.
Сперва сюжет закручивается вокруг судьбы альбиноса-интроверта, подрабатывающем в рыбацкой забегаловке и втихушку практикующего что-то вроде чёрной магии, но затем главной становится линия с подготовкой к торжественному открытию деревенского борделя и перерастанием сего знаменательного события в чёрноюморную мясорубку, а альбинос-интроверт остаётся немного не у дел.
Раскрывается также и тема антисанитарии в заведениях общепита - весь спектр миазмов рыбьих потрохов буквально пышет с экрана. Правда, бразильская антисанитария куда более красочная, нежели тёмная сторона некоторых наших шашлычных, и в ней есть достойное место даже для ската-зомби. В общем, где-то неровно, где-то кое-как, но экзотично и кулинарно, этого не отнять. На любителя, конечно.
Зомби-интернационал шагает по планете.
Инцидент на Лох-Несс/Incident at Loch Ness (Великобритания, 2004)
Мокьюментари о некоем продюсере, пытающимся снять фильм о режиссере Вернере Херцоге (самом настоящем, да), снимающим фильм о Лох-Несском чудовище и сопутствующей этому череде мелких организационных конфликтов.
Как и следует из синопсиса, игра с бесконечной вложенностью - основная тема "Инцидента", но это именно что игра, существующая в виде самоценного курьёза, прикола, но не в виде исследования или даже высказывания. В результате, на вопрос о том, сколько друг в друга можно уместить матрёшек, кино отвечает уклончиво - "много". Хотелось бы написать, что на вопрос о существовании Лох Несского плезиозавра ответ будет утвердительным, но на самом деле нет - на нём просто оборвали матрёшечность, прервав забаву, и по мнению авторов, это единственное, что нам надлежит об этом знать.
Смотрится, в общем, с интересом, но оставляет впечатление экспериментальной безделицы.
Костяной томагавк/Bone Tomahawk (США, 2015)
Ну очень странный фильм. Наверное, самый странный фильм 2000-х, который я смотрел в прошедшем году.
Казалось бы, ничего сильно нового. Приключенческий хоррор на базе вестерна. Жену сельского доктора похищают пещерные троглодиты, шериф, доктор и ещё пара товарищей едут её вызволять, по ходу путешествия преодолевая тяготы, лишения и разногласия по личным вопросам.
Но подано это как какой-то телеспектакль, будто снятый по литературному источнику начала прошлого века, иллюстрированный и проговоренный очень буквально, уделяя место даже для боковых отступлений.
Помню, в детстве мне нравились книги про приключения в Африке, там часто встречались такие выгибы...средь истории, вдруг, между делом: "Масса Генри увлёкся преследованием жирафов, и поразил также 18 зебр, 6 буйволов и чудом избежал пленения пигмеями, поэтому вернулся только к обеду". Так и здесь, необязательные отступления, например встреча с мексиканскими разбойниками, вся история с поломанной ногой, много разговоров, однако само повествование удивительно линейное и последовательное.
При этом, говорят герои не как в этом самом подразумеваемом литературном источнике, а неявно-современно, и всё время пытаешься уловить, что же именно не так, какие фразы из умозрительной приключенческой книжки выглядели бы по-другому.
Режиссеру-дебютанту Крейгу Залеру удалось затащить в фильм довольно известных актёров: упорный доктор - Патрик Уилсон, Мэтью Фокс, шерифствующий Курт Рассел, Лилли Симмонс в роли наконец-то хорошей девушки, что само по себе свежо, Дэвид Аркетт в роли какого-то бандита.
Плюс, почти полное отсутствие музыки. И вдруг - внезапная и внушающая тема "Four Doomed Men Ride Out", написанная самим режиссером и провозглашающая на всю прерию свою громогласную концептуальность.
Странность заключалась для меня и в том, что не получилось высветить культурные мотивации, породившие этот фильм. Кажется, создатели умышленно отсекают все параллели с похожими киносюжетами, и помещают метафору о справедливой победе взросшей через Слово цивилизации, в образе классических героев, над гипертрофированной и извращенной безъязыкой дикостью в аквариум окололитературного созерцания, сперва обращаясь к ячейкам именно языковой, а не образной памяти.
И это работает, история действительно воспринимается "как она есть", а не как схема или продолжение игры в мячик с жанровыми предшественниками. Так что хоррор хоррором, но если в «Томагавк» всматриваться, эффект интересный. За дальнейшим творчеством Залера, наверное, следует вполглаза поглядывать.
Я сюда не помирать приехал/ I Didn't Come Here to Die (США, 2010)
Добровольцы из какой-то там волонтёрской молодёжной конторы приезжают в лес на благоустройство территории. Но череда нелепых несчастных случаев превращает пикник-субботник в кровавую баньку.
Думал, фильм - малобюджетный аналог недавней комедии с похожим сюжетом "Убойные каникулы", про задорно самовыпиливающуюся тупоголовую молодёжь из города. Но нет - во-первых здесь все персонажи НЕ идиоты, и отнюдь не карикатурны. Просто вполне реалистичные раздолбаи с типичными отроческими тараканами, даже где-то симпатичные. Я и сам вспомнил как практику проходил на Карачаровском Механическом Заводе. Единственная натяжка - криминальная прыть некоторых из них ближе к концу.
Во-вторых это не комедия, и даже не совсем слэшер. Это донесение до отроков правил ТБ в увлекательной форме, причём очень дидактически грамотное. Правила эти иллюстрируются столь последовательно, что приходит мысль, что сценарий писал педагог из какого-то продвинутого колледжа.
Действительно: бухай умеючи; не играйся с потенциально опасными электромеханическими приборами; не пытайся сокрыть содеянное, усугубляя последствия; подумай о надёжной связи с внешним миром, держи в голове "пожарный" план; смотри по сторонам. В противном случае происходит если и не столь драматургически выверенным анекдотом, но очень похоже.
Полезное кино, поучительное.
Связь/Coherence (США, 2012)
Герметичная фантастика. Не то одноклассники, не то просто старые друзья собираются в доме на посидушки-выпивушки. Всё бы ничего, но мимо пролетает комета, из-за которой происходят загадочные явления.
Была в школе такая страшилка, пугающая своей недосказанностью: "Послала мама мальчика за батоном. Купил батон, но по пути за гаражи зашёл. Вернулся мальчик к маме, и с батоном, и вовремя. Но не тот." Фильм примерно такую историю и рассказывает, только вместо зловещей недоговоренности научные разъяснения на пальцах.
На потуги реалистичных представителей образованного среднего класса совладать на вопиюще трезвую (учитывая обстоятельства) голову с лютым "явлением квантомеханической декогеренции" смотреть довольно занятно, но в то же время сразу понимаешь, что ничего визуально вкусного ждать не стоит - ручная цифровая камера, темень, одни и те же помещения. Спасибо, что хоть не айфон с фонариком. Кино для досужих логиков, а не для этиков или визуалов. Немного разочаровал финал, но в то же время же понимаешь, что с точки зрения логика всё правильно - кино заканчивается как раз на том месте, где начинается "уже другая история".
Смысловой же вывод слегка курьёзен: любопытство наказуемо - коллективный обыватель зря пытался разобраться в происходящем сам. Вот сидели бы они все в домике, никуда не выходили, пили чего покрепче, пока комета не пролетит, глядишь, и пронесло бы.
Как хитрая придумка разума фильм интересен, но особо художественного в нём ничего не углядел. Вот, физики всё шутят-шутят, а что делать в таких ситуациях, сами не ведают.
На этом пожалуй, хватит. ..Восславим же ещё раз Новый Год, дающий нам возможность посмотреть много всякого-разного, и потом, вздохнув, написать об этом в блоге!