Поезд в Пусан/Busanhaeng (Южная Корея, 2016)

Sep 25, 2016 22:45


Все посмотрели, и я посмотрел. Хит торрентов и главный альтернативный блокбастер сезона.
История самообороны здоровых корейских граждан от граждан инфицированных в разгар зомби-недоапокалипсиса, разворачивающаяся в отдельно взятом скоростном поезде Сеул-Пусан.

Чем же отличаются корейские зомби, каков их нрав, каковы их особенности?
Подготовлено ли корейское общество и инфраструктура к подобным событиям?

Корейские зомби быстры, пластичны и даже артистичны, при том не столько свирепы, сколько импульсивны. Ломятся толпой, выносливы; но отходчивы. Вводятся в чуткую гибернацию посредством выключения лампочки или накинутого на голову одеяла. Отмечу, что концепция "быстрых зомби" реализована лучше, чем в "Мировой войне Z", эффект бескостной копошащейся каши в глаза не бросается.

Нам неведом механизм передачи вируса зомбявности в деталях. Люди обращались почти сразу после укуса, и лишь олень почему-то сначала кинулся под машину, помер, и только потом обратился. Происходит ли такое с людьми, как в "Ходячих", неизвестно.

Осталось неясно также, убиваются ли корейские зомби исключительно выстрелом в голову. Вообще, примечательно - в фильме не звучит ни одного выстрела, нет даже колюще-режущего, лишь редкий спортивный инвентарь. Всё пинками да кулачками их. И ничего ведь, справились с горем пополам.

В Корее очень хорошее качество сотовой связи. Главный герой (такой яппи по-корейски, upper-среднего класса, президент какого-то мутного фонда) звонит то матушке, то дочке, то несчастному Заместителю Киму (залипло в памяти это словосочетание) на котором осталось его контора, да и все остальные звонят-эсэмэсят и смотрят всякие там свои иероглифичные фейсбуки. Но ни разу дисконнект не происходит по техническим проблемам. Хотя обычно, чуть что случается - сразу или перегруз сети, или спецслужбы что-то там глушить начинают. Древнейший приём нагнетания саспенса - свет выключился, телевизоры молчат, сеть не ловится - тревожно. А здесь всё работает как часы. Ток струится в проводах, сигнал на пять полосок.

Ещё везде очень прочные стёкла. Наверное, какой-то или пластик, или что-то ещё более продвинутое, но толпу зомби держат на ура. Причём в тамбуре предусмотрена специальная оранжевая разбивалка для стёкол, и ей тоже разбить не слишком получается. "Выдерни шнур, выдави стекло" - это не про Корею.

Фильм аргументированно демонстрирует необходимость наличия в поездах просторного туалета, желательно в каждом вагоне, а также преимущества низкой подножки над высокой, поэтому рекомендуется к обязательному просмотру руководителям РЖД.

Вот такие выводы у меня, в основном технического плана, увы. Что до гуманитарной части - как ни силился я пробиться через гладкую жанровую мастеровитость в какие-то подспуды, ничего не вышло. Единственный подспуд - призрак какой-то организованности во всём, лёгкий и прозрачный, как тюлевая занавеска, но тотальный. Всё у них, у корейцев, аккуратно и последовательно, дорожки-ручейки, домики-кубики, таблички-квадратики, они даже паникуют организованно. Не хореографично, а именно организованно. Когда смотришь ту же "WWZ", или "28 дней спустя-2", или другой евроамерикансий фильм с "быстрыми" зомби - там хаос против порядка, или два разносущностных порядка, или каждый во что горазд, а здесь - как те прекрасные стаи скворцов петлями, вроде безмозглая птица, но в коллективе образует стройные матструктуры. А потом раз - и сядут на провод простой шеренгой.

Кроме того, в традиции европеоидного зомби-апокалипсиса тема "а что будет потом", как некий вектор интриги. А тут его нет, как будто всё уже свершилось, завагонное стихийное бедствие одновременно началось и закончилось, поиграло с формой, побарахталось, повздымалось, подобно Т-1000 в расплавленной стали, но сам расплав топологически не порвался, формулы мироздания остались незыблемыми. Как "червоточина" в вульгарных разъяснениях принципа перемещений между чёрными дырами при помощи загнутого листка бумаги; только наоборот - зомби-апокалипсис это червоточина, а поезд Сеул-Пусан - лист бумаги. В котором наделённый ощущением пространства-времени приобретает некий номинальный опыт, однако толку от этого ноль - из поверхностно пертурбирующего, но функционально законченного корейского социокосмоса он вызывающе асимптотичен, следовательно необязателен. И чтобы заново актуализироваться, путнику надлежит обновиться из обнулённых состояний, т.е. либо помереть, либо не суметь ничего толком понять, либо родиться. О чём мог бы свидетельствовать выбор финальных выживших, если бы не обуславливался более банальными драмприёмами.
Вывернутый наизнанку сверчок с вывернутого наизнанку шестка не слезет, так что не будет никаких "что потом". Будет только то, что и всегда: все по домам, по офисам, к станку.
Но это всё уже пурга тонкие материи, конечно, идущие не столько от анализа сюжета, сколько от надсюжетных ассоциативных образов.

Динамичное и морально непоколебимое кино, прославляющее самопожертвование, семейные ценности и победу здоровой коллективности над эгоистичным индивидуализмом. Местами включается знакомая наивно-надрывная слёзливость. Знакомая, т.к. это черта всех корейских фильмов, что я видел, независимо от попсовости/андеграундности. Именно корейских, а не японских или китайских. Обязательно где-нибудь да вскочит отчётливая, даже обособленная, слёзожимка. Может, какое-то свойство национального характера, не знаю. Или, что ещё вероятней, я просто мало корейских фильмов видел.

Подозреваю, зомби-куролесица на Корейском полуострове не исчерпана и не исключаю букет вбоквелов про судьбу крестьянина в карантине из пролога истории, про мелькнувший пожар в небоскрёбе и про метания Заместителя Кима между верностью боссу и давлением общественности. А там и Голливуд подтянется с римейком, с Самюэлем Л. Джексоном в роли машиниста, Николасом Кейджем в роли центрального героя, и Дженнифер Лоуренс в роли беременной пассажирки. И Адамом Сэндлером в роли вагоновожатого. В трёх частях, вестимо, с поправкой на расстояния.

В целом, фильм развлёк - добротная, умело скроенная попса с некоторой визуальной свежестью (для европейского зрителя, скорее всего), но не более того.

Кино

Previous post Next post
Up