Странность/The Strangeness (США, 1980)

Feb 28, 2016 21:50


Перекапывал интернеты, изучая опасные негуманоидные формы в кино, и одной тёмной ночью набрёл на этот культовый в очень узких кругах фильм.
Незатейливая история о встрече романтической лавкрафтианской жути с приземлённой пролетарской живучестью, закончившаяся в пользу последней.

В Калифорнии, на самом берегу океана, есть старые заброшенные полузасыпанные шахты по добыче золота, окутанными суевериями ещё со времён войн с индейцами. Но золотодобывающие компании в мистику не верят, а в драгметаллах по-прежнему заинтересованы. Поэтому, когда доступ к одной такой шахте обнажился из-за землетрясения, нанимают бригаду залезть и проведать - можно ли восстановить дОбычу.

Набор геройских золотоискателей таков: двое усатых молодцев - сезонных шахтёров, ищущие приработка; местечковый писатель-краевед; женщина-геолог - малословная до загадочности и с огромной лупой; умудренный опытом подрывник-алкоголик.



Наниматель - недалёкий сухопарый мужик без чувства юмора, каких часто называют "долбоящер".



Стройная блондинка - супруга писателя. И зачем он её прихватил на такие приключения. Законы жанра, ничего не поделаешь.

Сам писатель-краевед хоть и предстаёт нескладным комическим персонажем, но его беседы с подрывником - лучшее что есть в фильме по части диалогов.



А дальше свет гаснет и зритель погружается во тьму, нарушаемую лишь блужданием шахтёрских фонариков.

Я-то смотрел фильм в хорошем качестве. А представляю, каково было первым видеолюбителям, заставшем его на VHS, -дцатой копией. Там мало того, темень и красные фаеры, ещё и цветонасыщенность была выкручена, и лица персонажей приобретали зловеще-багряный оттенок.



А вот и он, настоящий главный герой. Показан мельком, в кадре несколько секунд на весь фильм, но зато каков! Вот это понимаю, правильное чудовище за полсотни долларов. Ну и что, что папье-маше, пластилин, проволока, жидкое мыло и покадровая анимация. Не пошли по простому пути, и это ценно.



Что это, откуда это - не раскрывается. Оно и правильно - способен ли мозг смертного остаться в здравии, волею несчастливой судьбы прикоснувшись к ужасу столь непостижимому и богохульному, что сама мысль о нём ввергает в бесконечное чёрное безумие, способен ли ничтожный сохранить рассудок, поглощаемый хаосом звёздных глубин? Нет, товарищи, не способен.



Мифологию Лавкрафта и последователей поминают в связи с этим фильмом действительно неспроста, облик чудовища отсылает к ней прямо и однозначно. В дверцу памяти что-то где-то читавшего зрителя сразу стучатся слизистые порождения Шуб-Нигуррата, мутировавший прапраправнук Ран-Тегота и сучащие лапками залётные Йекубианцы. Недаром один из основных героев - литератор, литературоцентричность истории налицо. Лавкрафтианский фанфик, адаптированный под рабочекрестьянскую аудиторию.

Усмирён монстр был эффективным дедовским методом: старый, сердитый динамит. Говорю "усмирён", т.к. надеюсь на лучшее. Негоже богам Хаоса быть поверженными рабочим классом, и судя по эпилогу режиссёр об этом знает.

Хоррор дешёвый, хотя не самый плохой. Не в смысле что хороший, а в смысле, что видали и много хуже.
Начало сулило проникнуться взаимоотношениями простых хороших людей охочих до трудовой копеечки, но чем дальше, тем схематичней и затянутей становится действо. А уж в превращению нанимателя-долбоящера в нервозного злодейчика, одержимого золотой лихорадкой, я вообще не верю. Не тот типаж.
Усугубляется дело тьмищей.
Что понравилось, так это персонажи, в целом. Ведут себя не самым убедительным образом, но во всяком случае, запоминаются и не выглядят болванчиками. Есть в них близость к народу. Всегда говорил, в дешёвые хорроры нужно брать людей постарше и из рабочего класса, а то эти прилизанные околостуденты и вылупившиеся из них среднеклассовые менеджеры все на одно лицо.

Понравилась также фольклорная предыстория - таких историй должно быть больше!
Вспомнил, по ТВ показывали какую-то дичайшую передачу - там смачно рассказывали о бытии Чупакабры на российских просторах, и плавно перешли к версиям о древних славянах и их божестве - Морозостойком Славянском Тираннозавре. Так и видится, как он до си пор, тихо ступая по лесным проталинам, пробирается по ночам к законспирированным жрецам Перуна, и кормится с руки печеньем "Юбилейное", окроплённым кровью жертвенных пионерок. Убедительная была передача. Один из последних трэш тв-шедевров, а то после 90-х одна банальщина, никакого полёта. Рептилоиды вмёрзли в антарктический панцирь, а последний аннунак заснул за пультом управления ХААРП, уткнув тапочки в опорожнённую бутыль.

Что до, собственно, "странностей" - они тоже присутствуют. Во-первых, оказывается, что режиссёр - женщина. Некая Мелани Энн Филипс, причём заявленная в титрах под мужским именем - Дэвид Майкл Хиллман. Она же продюсер, она же сценарист, она же автор саундтрека (неплохого, кстати, если прислушаться).
И что заметно: в отличие от парней разной степени колоритности, женщины лишены здесь характерных черт, и не являются объектом интереса режиссера, выполняя лишь предписанные жанром телодвижения. Геолог так и осталась загадкой с лупой. Блондинка присобачена к несуразному горе-писателю, после того как тот выбыл, дежурно перебирается к усатому шахтёру. Вместе они бегают-ползают от чуда-юда по тёмным коридорам, и в конце подныривают к океану, спасаясь от взрыва. Не буду осквернять облик монстра вульгарным фрейдизмом, хотя осуждать людей с подобными ассоциациями сложно. Действительно - тёмно, темно, затем склизко, продолговато и вертикально, потом опят тёмно, а в конце ещё и мокро... да ещё, кроме этого, ничего, собственно, и нет - банальную символику с известным уклоном прилепить сюда проще простого. Но аргументированное раскрытие сего концепта с позиций психосексоаналитики доступно только истинным титанам мысли, а мне туда лезть страшней любой адской шахты, потому лишь обозначу как наблюдение.




Во-вторых, на IMDB указано, что год выпуска - 1985, на других сайтах даются другие даты - 1979, 1980, 1985, 1987. В титрах - 1980, да и судя по самому фильму тоже. По ощущениям, 70-е, если бы не специфическая электронная музыка. Так что IMDB тоже нельзя сходу верить - в данном случае там указан год выпуска на VHS (в кинотеатрах не прокатывался). Подозреваю, даже так: фильм имеет реальную подоплёку, и секта посвящённых решила задержать его шествие по грайндхаузам на 5 лет, дабы уберечь зрителей от страшной правды и её последствий.

И в-третьих, возвращаясь к сюжету. В самом начале спуска в завал кто-то перерезает верёвку одному из героев. И я так и не понял, кто. Индейцы-охранители? Кто-то из команды, неизвестным способом? Тайные культисты? Само чудовище? Два раза посмотрел, так и не нашёл ответа. Загадочное кино.




Испугать фильм, сейчас, думаю, никого не способен - если, конечно, вы не страдаете клаустрофобией/никтофобией, или я вдруг случайно не оказался прав насчёт версии о годе выпуска.
Но при всём при том, мне фильм смотреть было любопытно. Есть нём есть некоторая микробюджетная старательность. А учитывая странности - культовый статус, в узких, естественно, кругах - заслужен.
Где-то в далёких капиталистических странах ходит DVD-версия с внушительным бонусом в 6 каких-то мини-фильмов, и с интервью создателей, включая эту самую Мелани Энн Филипс. Возможно, оно проливает свет на историю и посыл этого темнейшего произведения.

Щупальца, Кино

Previous post Next post
Up