Борнео. Джунгли.

Feb 15, 2012 12:09

Я много ездила по Азии и не только, и не думала, что меня можно так легко поразить. И джунгли (как мне казалось) я видела неоднократно. Но стоило нам приземлиться в Кучинге, пройти таможню, сесть в такси и двинуться в сторону деревни на границе с Индонезией, как я поняла - нет, джунглей я еще не видела!
Но обо всем по-порядку.

Почему Борнео? Нет, не из любви к джунглям, и уж точно не из любви к Малайзии. Просто билеты туда были, банально, дешевые. В Кучинге и на пляже недалеко оттуда я уже была прошлым летом и нам там весьма понравилось (в отличие от континентальной Малайзии, которую я, мягко скажем, недолюбливаю). Город очень цивилизованный и приличный; там есть много всего. Пляж был милым, море теплым. "Культурная деревня" племен Борное нам очень понравилась. Единственное, что мы тогда не успели - это залезть в джунгли. А ведь именно этим он и знаменит!
Поэтому в этот раз джунгли числились как раз одним из первых пунктов программы. Купив билеты на самолет, стали искать, куда именно ехать. И совершенно случайно нашли ссылку сайта homestay - не побоюсь здесь прорекламировать: www.longhouseadventure.com. Платишь деньги (по азиатским меркам не маленькие) и тебя забирают из аэропорта, везут в деревню в джунглях, там 1-2-3- сколько угодно дней на выбор кормят, поют и развлекают, а потом везут обратно в аэропорт. Очень удобно. В этот раз мне было как-то лениво ломать голову над программой и мы решили довериться принимающей стороне. Списались с Сингапурским представителем на предмет кастомизации программы под наше расписание - отвечают они быстро и понятно. Нам понравилось и мы окончательно решились.
Прилетели около 5и вечера в пятницу - "после" работы, если так можно выразиться. На Борнео темнеет около 7и, так что мы даже до места успели добраться засветло. В аэропорту нас ждал таксист с моим именем на табличке и повез мимо города к горам и лесам.
Наверное, первый раз в жизни я по-настоящему поняла, что значит выражение "бурная растительность" - все остальное, что я видела до Борнео было лишь жалким намеком на эти заросли, где уровни леса различить невозможно. Деревья, травы и кустарники переплелись в единую непроходимую стену, впуская в свои дебри только редкие ручейки да, наверное, и живность. Как ни странно, но животных в лесу мы не видели никаких. Насекомых - полным-полно - жучки, бабочки, стрекозы. Все очень красивые, цветные и почти ручные. Мама, в фильме Дежа Вю режиссер ошибся! На Суматре бабочек нет (я проверяла!) - они все улетели на Борнео и именно там их можно изучать. От всех этих летающих чудес в воздухе стоит жуткий шум - трели, жужжания, шипения, цоканья - это целый оркестр! Говорить приходится громко, чтоб заглушить всех говорливых обитателей джунглей. Такой какофонии я еще ни в одном лесу не слышала.

Кстати, о бабочках. Уж не знаю, кто и где их изучает, но вместе с нами в доме останавливались две мусульманские девочки. Юные, пугливые, завернутые в платки. Они приехали из не то США не то Куала Лумпура (мы так и не помнили) изучать разнообразие лягушек (frog diversity) для защиты диссертации. Каждое утро они рано вставали и уходили в джунгли на охоту. Возвращались с лягушками, ящерицами и прочими гадами в банках. А вечером безжалостно убивали их в специальном растворе и препарировали для своей коллекции. Их пребывание усилило эфект нереальности и абсурда ситуации.
Мы прибыли в деревню Annah Rais в первых сумерках. Деревня, точнее тип поселения, называется longhouse - это одно длиннющее сооружение на сваях разделенное на много домов. На сваях он стоит не для того, чтоб уберечь его от потопов во время сезона дождей. Раньше под домом держали кур и свиней. Кроме пищевой ценности, они выполняли и другие функции. Куры снижали уровень комаров и прочьих гадов летающих. А свиньи заменяли сторжевых собак. Обладая чутким слухом, они при приближении врага бились головами о поддерживающие столбы. Хозяева были предупреждены, но враг об этом не знал. Поэтому жители длинных домов могли организовать ответное нападение и отразить удар ничего не подозревающих нападающих.
Племя, живущее в этих краях называется Ибаны. Они известны как раз за построение длинных домов а также за охоту за головами. Нас встретил хозяин, говоривший по-английски лучше, чем многие сингапурцы! Отвели в простенькую комнату с матрасами на полу и вентилятором. А потом накормили только что приготовленным ужином (в первый вечер вегетарианским так как хозяин не был уверен, что мы едим, а что нет - такой заботы я не ожидала!) и напоили фруктовым "бренди" собственного изготовления (и 19-и летней выдержки).

А следом за ужином начались развлечения - нас учили стрелять из духовых трубок, показывали нам старинные традиционные костюмы, оружие, предметы обихода и рассказывали нам истории про борнейские племена, про охоту за головами и современный быт. Ну а под конец нас провели к границе джунглей и показали потрясающее шоу светлячков.

Наутро отправились на водопад. Нас предупреждали, что он далеко (1-2 часа идти. Оказалось больше трех!) и дорога не легкая - тропинка сквозь джунгли, почти все время к гору. По пути гид показывает нам "резиновое дерево", фрукты, другие ценные растения. Иногда путь пересекают ручьи которые приходится переходить по камням или по не очень надежного вида. Идти приходится под палящим солнцем (температура градусов 35, не меньше). Небольшой участок пути мы проходим по дороге - но от этого не легче, ибо это означает отсутствие тени. Мы выпиваем по несколько литров воды и когда дальше идти уже совсем нет сил, мы наконец выходим к водопаду. Он огромный и многоярусный и очень шумный. Пока наш гид готовит обед, мы идем купаться. Вода на удивление не холодная совсем! После обеда (извечный рис, тыквенный суп, мясо) мы с гидом залезли на водопад к подножью последнего уровня. Дальше путь только по лианам. Над водопадом есть пещера, в которой живут духи. К ним нужно приходить ночью с приношениями и тогда они помогут. В духов тут верят все. Их боятся и уважают, к ним обращаются за помощью в трудную минуту. Но нам, увы, к духам не попасть - для этого нужна подготовка и больше времени.

Обратный путь обещал быть попроще поскольку идти нужно было под гору. Но не тут-то было. Стоило нам отойти от водопада, как начался проливной дождь. Ошибочно полагать, что тропический ливень краткосрочен. Он может идти и час и два и сутки даже! Причем идти с одинаковой силой, нисколько не сбавляя напора. Так что нам крайне повезло. Наш хозяин предусмотрительно выдал нам резиновые ботинки - как кроссовки, но сделанные полностью из резины и дождевики. Резиновые ботинки помогли, тк в них нога меньше скользила и воду из них выливать было проще, чем из кроссовок. Кроссовки бы не выдержали полного многократного погружения в глиняный суп! А дождевики не в силах были тягаться с напором воды - домой мы пришли мокрыми насквозь! Скользить по корням и камням прикрытым глиной в духоте и стопроцентной влаге более двух часов не самое приятное дело! А "дома" нас ожидал сюрприз - в деревне отключили воду, так что туалет и душ были доступны лишь в "индонезийском стиле".
Но подсушившись и подзаправившись пивом, купленным в дюти фри, местным кофе и ужином, наш хозяин повез нас на ночной рынок в Кучинг - там продается всё - огромный выбор фруктов, овощей, рыбы, мяса, одежды, сувениров... Одним словом, стандартный ночной азиатский рынок. Мы затарились как раз-таки фруктами и немного сувенирами. Мое начавшее болеть горло вылечили горячим лимонным соком с солью (да, я извращенка - но мне понравилось!) выпитым под два забитых гола Ливерпулю.

На следующее утро мы встали рано и после завтрака пошли бродить по деревне и всё фотографировать. В ней живет огромное количество кошек. Часть с отрубленными хвостами, часть с целыми. Мы спросили хозяина, почему хвостов нет - он сказал, "мы их не едим, они так рождаются". Нам это показалось неубедительным. Потом спросили, почему так много кошек. А он ответил, "потому что мы их не едим". После этого мы задумались о происхождении нашего мяса, так как собак в деревне было не очень много. Но мы всё же встретили одного неимоверно сладкого щенка, который никак не хотел позировать! А еще посмотрели на сушащие листы резины из местного каучука, сарай с настоящими человеческими черепами в память о былых днях, завалинку из бамбука (тут вообще всё из бамбука!).

Следующим пунктом программы были горячие источники. К ним путь лежал по дороге и занимал всего час. Неглубокая горная речка, а по ее бокам бассейны с кипящей почти водой. Настолько горячей, что даже встать в нем (глубина бассейна была по щиколотку) было невозможно! Но посидеть на горячих камнях и подышать парами - самое то! Река тоже не ледяная, на удивление. В некоторых местах родники пробивались сквозь песок и тогда ступням становилось горячо - очень необычное ощущение - стоишь в холодной воде, в ногам жарко! Потом снова обед и ливень! На этот раз мы шли назад в купальниках (на радость прохожим), так как дождевиков с собой не было. Дома нас напоили рисовым вином, которое напоминало по вкусу моё любимое корейское вино на травах, и даже дали с собой всю бутылку, которую мы успешно провезли в Сингапур мимо всех таможен! Заняться было особо нечем, а таксист приехал сильно раньше, чем мы договаривались - и милостиво согласился свозить нас в Кучинг перед нашим самолетом. Мы успели прогуляться по набережной, посмотреть на продающихся на каждом углу мишек с розочками и сердечками, и окончательно докупить все сувениры, - а потом поспешили в аэропорт назад в Сингапур!

Итоги поездки - очень очень понравилось. Билеты в Кучинг очень дешевые как из Сингапура, так и из Куала Лумпура, а лететь чуть больше часа. Огромное количество удобных рейсов с пятницы по воскресенье для тех, кто работает и едет на выходные. Как выяснилось, подобных хомстэеев в тех краях очень много - все разной степени тяжести, на любой вкус и цвет. Есть также и резорты для более требовательных. Всё это находится в часе и меньше езды от аэропорта. (Также как и пляж, на котором я была в прошлый раз). То есть всего два с половиной часа дороги и из современного мегаполиса вы перемещаетесь в самые древние джунгли на земле! Никаких заморочек! И ездить туда можно сколько угодно - джунгли большие и исходит их все не возможно. Количество предлагаемых развлечений (походы, палаточные походы, рафтинг) тоже неограниченно.