Про темперацию - азы

Jul 20, 2021 16:12

Закончил отчёты о недавней искпедиции в Забайкалье, можно приступать к заумным статьям; но сегодня хотелось бы рассмотреть не обычные для меня вопросы философии или политики, а изучить... теорию музыки, конкретно - темперацию. Для профессиональных музыкантов (этномузыкологов и прочая) вряд ли будет что-то интересное; однако для любителей и вообще непричастных к музыкальной теории, возможно, станет понятнее, почему традиционная музыка звучит так странно для современного человека, и почему их сложно скрестить, вплоть до невозможности. Тему темперации для меня открыл А.В. Головин в ходе пред-последней нашей искпедиции, на Чарыш.

Проблема не-стыковки традиционной и современной музыки много ширше вопроса темперации, но как минимум нужно понимать, что расхождение в самых первоосновах. Если взять записи традиционных исполнителей или традиционные инструменты (именно традиционные, а не "народные", в современном понимании этого слова), то в сочетании с современными инструментами - хоть фоно, хоть "сэмплированной" музыкой - полезут вполне конкретные "нестроевичи". Для некоторых категорий музыкантов, как и для любителей этно-музыки, это может быть даже хорошо, но основная масса слушателей - "подпивковичи", выражаясь молодёжным языком; услышав лажу, они пойдут дальше слушать Моргенштерна или группу Серебро (хотя серебро - это металл). Почему так получается, как раз сегодня и разберём. Для этого придётся занырнуть в музыкальные азы; немного физики, акустики и математики - так, без фанатизма. Но по делу.

Музыка состоит из музыкальных интервалов. Когда одновременно звучит несколько нот, интервалы между ними могут звучать "чисто" или "грязно" (по-научному консонанс и диссонанс). Там тоже есть подводные камни, но если упрощать, то консонанс возникает, когда интервалы формируются кратными друг другу интервалами. Так как нота (или, точнее, тон) - это акустические колебания определённой частоты звука; и когда они кратны друг другу, из-за высокой частоты колебаний они (разные тоны) сходятся в одной точке и далее продолжаются точно так же, как и до того; получается гармония. Когда тоны не кратны друг другу, возникают т.н. биения, тот самый "нестроевич".



Визуализация "биения" звуковой волны

Например, два тона звучат в унисон (т.е. на одной частоте). Это получаются две звуковые волны, и даже если они не совпадают по времени, они формируют повторяющуюся звуковую картину, которая не вызывает биений, т.е. своего рода акустического резонанса. Вот как-то так:



Хотя тут речь про синусы-косинусы, но как иллюстрация имхо вполне пойдёт.

Когда тоны звучат в октаву, верхний из них колеблется вдвое быстрее нижнего; при этом они совпадают с частотой нижнего тона, или раз в две частоты верхнего; т.е. 1:2; соответственно, также получается повторяющаяся волна без биений. Октава в этом плане - самый простой интервал (проще только унисон), и к ней вопросов обычно никаких нет. Но они появляются в случае более малых интервалов - терций, кварт, квинт и прочей контрреволюции. Здесь уже тоны расставляются не просто относительно друг друга (хотя и это, разумеется, важно), а относительно звукоряда. И вот только здесь мы вступаем на кривую дорожку темперации (или нет).

С точки зрения этой вашей науки - физики, акустики, математики - тоны продолжают относиться друг к другу как целые числа (1:1, 2:1, 5:4, 4:3 и т.д.), но с точки зрения инструментальной музыки это уже не просто тоны, а нотки на нотном стане и, грубо говоря, кнопки на клавиатуре. Т.е. чтобы нам взять терцию, нам нужно не делить волну на части, а, грубо говоря, нажать кнопки через одну. И везде на клавиатуре (грифе и прочих музыкальных агрегатах) при соответствующих раскладах должна звучать именно терция, а не вот это всё. И вот тут начинаются частушки-нескладушки.

Если рассматривать звукоряд в чистом строе, который я описывал выше (основанный на частотах волн, соответствующих друг другу как целые числа), то возникают проблемы с транспонированием тональности (не уверен, что это точный музыкальный термин); т.е. с понижением или повышением исходного тона. Например, вы начали играть с одной ноты, а потом захотели сыграть то же самое с другой, выше или ниже на клавиатуре (грифе и т.д.). И тут "внезапно" оказывается, что у чистого строя расстояние между тонами разное, и интервалы в одной тональности могут не совпадать с теми же самыми интервалами в другой тональности.

Ещё раз поясню. Для вокального исполнения проблем особых нет - люди поют не нотами и не клавишами, а частотой собственного голоса, и при смене тональности они смогут запросто спеть что угодно. Точно так же может играть, например, скрипка, у которой нет клавиш или ладов, и на ней также можно играть в любой тональности что угодно (по крайней мере, на одной струне так точно). Вы начали петь/играть с частоты, например, 1000 Гц, потом подняли/опустили мелодию на произвольный интервал (возможно, даже "грязный"), и далее снова исполняете свои терции-квинты-кварты относительно исходного интервала; никаких проблем даже при многоголосном исполнении у безладовых инструментов или тем более лужёных глоток нет.

Пока (традиционные) инструменты были безладовыми, проблемы темперации возникнуть не могло - играем что хотим. Но у безладовых инструментов есть определённый недостаток - при недостатке техники сложно играть чистые интервалы даже на чистом строю; ;) учившиеся на скрипке меня поймут. Соответственно, при появлении инструментов навроде фортепиано, органа и классической гитары играть стало значительно проще - уже не надо было метко попадать в ноту, достаточно нажать нужную кнопку. Но тут же во весь рост встала проблема различной "ширины" нот, т.е. неравномерности интервалов между ними - где-то больше, где-то меньше, и в итоге созвучия в разных тональностях начинают звучать грязно.

Одной из первых попыток темперации был т.н. пифагоров строй, но заныривать в него мы не будем; так, для общего развития. С 18-го века и по нонешний момент в профессиональной музыке лютует т.н. равномерно темперированный строй, в котором тоны (или ноты :)) отстоят друг от друга на фиксированное расстояние. Т.е. октаву просто равномерно разбили на 12 частей и назначили каждой высоте звука свою нотку. С точки зрения математики это хорошо, и с точки зрения профессионального исполнения также - в какой хотим, в такой тональности (т.е. с какой ноты) и играем; а с точки зрения акустики, увы, не очень. Потому что пришлось манипулировать высотой нот, и они очевидным образом уехали от чистого строя в сторону, т.е. начали звучать... более грязно. Напомню, что интервалы звучат чисто, когда они гармонически совпадают и формируют звуковую волну без биений, а темперированные интервалы отличаются от "чистых" на определённое количество т.н. "центов", т.е. сотых долей полутона.

Может показаться, что всё это ерунда; тем не менее - современные инструменты за редким исключением все являются темперированными, и не совпадают по настройке с традиционными. Если брать старинные гармони, то они также часто не-темперированы; современные уже, увы, настроены "под баян", т.е. с темперацией. Старинные балалайки - безладовые, сооцно также не-темперированы; современные - ну, вы меня поняли. Так что обыватель обычно подразумевает под "народными" инструментами то, что с традиционной музыкой разъезжается, увы, в самых азах.

Может ли традиционная музыка встроиться в современную - да, может; как обычно, на правах унтерменша; матка-курка-яйки-шнель. Так как мы не можем играть так, как вы, вы будете играть, как мы - вот и всё "встраивание". Тогда как я относительно недавно писал про приоритет традиционной культурой над т.е. "современной", если мы просто хотим оставаться людьми.

Конечно, культура не сводится к музыке, но надо понимать, что "надо просто больше работать" не работает не только в "свободном рынке", но и на сцене. Если пытаться конкурировать на профессиональной поляне с сэмпл-"музыкантами", то результат немного предсказуем; а что вы хотите, уже выросло не одно поколение с "темперированным" музыкальным вкусом.

Да, понятия консонанс/диссонанс в общем-то субъективны, и можно научиться ценить какую угодно музыку, хоть какофоническую; и темперированный строй не является злом (как и чистый - добром). Но отличия - в самых азах.

image Click to view


Неплохое видео на тему

ЗЫ: кто больше в теме, поправляйте терминологию.

терминология, размышления, культура

Previous post Next post
Up