Про дорогу Нск - Тёплые ключи, 22-23 сентября 2017

Oct 01, 2017 18:03

<<< К сводной статье поездки <<<

После сводного отчёта начинаю детальный разбор поездки в окрестности степи СамахА, как это у меня обычно бывает; в сводном по верхам проскакал, теперь - подробности. В этой статье опишу некоторые проблемки, возникшие при сборах и по дороге, а также приложу более детальный фотоотчёт. Видео по дороге "туда" особо не писали; парочку видео с камеры YI 4k также приложу.

Для начала повторюсь, что степь Самаха, с. Беляши (Джазатор) и Тёплые ключи, куда мы ездили, находятся в приграничной зоне рядом с Монголией, на самом юге Горного Алтая. Для граждан РФ это ничем не грозит, кроме небольших торможений на "границе" - в ~30 км. к югу от Кош-Агача и в Беляшах; иноземцам нужен пропуск от ФСБ. Приграничная зона с недавних пор бывает двух видов - относительно свободная 30-километровая (как в нашем случае), и более закрытая 5-километровая вдоль границы; в 5-километровую пропуск нужен и гражданам РФ. Например, плато Укок находится уже в 5-километровой зоне, и туда пропуск таки нужен. Его надо заказывать заранее, и получать в ФСБ в ГорноАлтайске или Кош-Агаче, но мы ехали в ночь на выходные, и, разумеется, ничего бы не получили; поэтому пришлось обойтись без пропуска и без заездов в 5-километровую зону.

Если ехать сразу в Самаху (или в Беляши), то на Тёплые ключи заезжать не обязательно, что видно на следующей карте:



Карта поездки

Именно дорога на Тёплый Ключ - самая сложная часть поездки, по крайней мере оказалась для нас. Но давайте уже обо всём по порядку.

Так как мы ехали в 6 человек, то однозначно ехать на двух машинках; у обоих Романов - "Сузучки", Grand Vitara и Escudo; в них мы втиснулись с трудом, хотя старались брать с собой вещей относительно мало; например, я не взял с собой монструозный пульт от "Попугая". Палатки-спальники-тент-удочки-ружжо и всякие коробки с хавчиком - вот место и закончилось, даже с учётом багажников на крыше. Разумеется, ехать сюда надо внедорожниках, можно не на мега-подготовленных машинах - поднимать и ставить большую резину тут не обязательно, хотя и будет не лишним.

Дорога до Кош-Агача - самый простой участок пути, хотя и самый долгий; Кош-Агач - самый удалённый райцентр Алтая, но не самый труднодоступный, всё-таки он стоит на Чуйском тракте. Трасса в порядке практически без исключений. Единственная сложность - перевалы Семинский и Чике-Таман; летом и зимой тут никаких проблем не возникает; если ехать не на ведре, конечно. Но в межсезонье возможен гололёд, и тут будет не лишним иметь с собой цепи на колёса. У нас их не было, они и не пригодились - по пути "туда" снега даже на перевалах не было.

Ехали в ночь, поэтому дорога до перевалов прошла во тьме, да и после снимать особо нечего. Впервые расчехлил фотоаппарат у водопада Ширлак:



У водопада Ширлак.

Здесь Чуйский тракт уже уходит в сторону от Катуни и идёт вдоль речки Чуя:



Чуя

image Click to view


Небольшое видео этого места

По заправкам - они есть во всех более-менее крупных сёлах по пути; Газпромнефть есть, по-моему, только до Маймы; но дальше есть РосНефть и Лукойл. На перевалах, конечно, заправок никаких нет, и в горах тоже. В Кош-Агаче желательно заправиться до полного; мы ещё и три канистры залили, на всякий случай; уж не знаю, пригодилось или нет, но так было спокойнее. Заправки также есть и в Беляшах.

В Кош-Агаче поворачиваем на юг, на с. Джазатор (оно же Беляши), и асфальт заканчивается до возвращения. Тем не менее, дорожка идёт через Чуйскую степь, ровную как стол, и тут нет ни больший камней, ни ям, так что можно ехать довольно шустро:



Дорога к югу от Кош-Агача

Практически в конце степи - пограничный пост, Джумалинская застава.



Погранцы

Здесь, как и оговорено выше, нужно предъявить паспорт РФ, либо же пропуск для проезда на Укок (или иностранцам). Заполнять тут ничего не потребовалось, переписали паспортные данные и пропустили.

Дальше начинается долгая дорога по горкам - она уже похуже, чем до погранцов, но в целом за ней следят, и ехать можно. Тем более, что поначалу ничего не предвещало неприятностей:



Дорожка в окрестностях р. Тархата

Но ещё недоезжая поворота на Тёплые Ключи погода начала портиться и начался снег, который тут особо и не таял - высоты всё-таки уже выше 2000м. А затем началась настоящая метель:



Метель по дороге на Тёплые Ключи

Дорожка на Джазатор ещё относительно в порядке; сложнее всего оказалось после поворота на Тёплые Ключи, причём практически сразу - там смыло мост и идёт объезд по речке. Ничего особо страшного, но подобные приколы по дороге встречаются относительно часто, в отличие от "цивилизованной" дорожки на Джазатор.



Дорожка в снегу



Вот эта не особо приметная кучка камней - указатель перевала; высота 2700м.



Ромина "Сузучка" на перевале



Машинка другого Ромы; нам куда-то туда.



Спуск к базе "Тёплые (Джумалинские) ключи"

От перевала до базы - несколько километров, и там ещё пришлось поплутать уже в прямой видимости - всё снегом занесло, и в потёмках домики было не видно.



Приехали! База "Тёплые ключи"

Если знать, куда ехать, то не так уж и страшен чёрт - дорожка, конечно, не хайвей, но в дальнейшем будет и похуже; для такого высокогорья вполне адеватная дорожка.

На базе, паче чаяния, оказалась целая орда народу, мы еле поместились в большой аил, вместе с парочкой туристов из Нижнего Новгорода + их гид; это оказалось весьма кстати, в палатках было бы совсем невесело; эта ночёвка была самой холодной за поездку, ночью температура падала до -10 с лишним.

Это место считается священным, тут нельзя шуметь, сквернословить, выпивать и прочая; ещё недавно за проживание и купание в источниках плата не взымалась, но времена меняются, и мы заплатили по 300р с человечка за ночлег.

На базе "Тёплые ключи" можно подзаправиться лечебной водой из источников, которая лечит всё на свете; а также отсюда можно выйти на плато Укок (при наличии пропуска, или уже на свой страх и риск); но про это - в следующих сериях.

image Click to view


Видео дороги, снятое из машины. Вроде всё запикано, но возможны нехорошие слова.

>>> Про утро на Тёплых ключах и дорогу дальше >>>

<<< К сводной странице поездки <<<

туризм, поездки, фоторепортаж, Алтай, видео

Previous post Next post
Up