В кои-то веки добрался до одного из "третьих городов России", Нижнего Новгорода, и по итогам ознакомительной прогулки по оному решил чиркануть статейку. Вообще-то собирался сделать фотоотчёт про местный Кремль, но понял, что отчёт отчётом, а статья статьёй, и разделяю пост на две части - про Кремль будет чуть позже.
В Горьковский (сиречь Нижегородской) волости за последний год был дважды -
в Урене и
Первомайске - а вот до самой столицы области добрался только сейчас; и вообще в Нижнем впервые, хотя объездил уже реально почти всю страну - проще вспомнить, где не был, чем наоборот. Но вот, занесло наконец-то и сюда.
Про "третьи города страны"
Как известно, первым городом России является Москва, вторым - Питер, а вот с третьим всё не так однозначно (с). За бронзовую медаль идёт нешуточная борьба сразу между несколькими городами:
- Нижний Новгород (в советское время - Горький) - во времена СССР занимал третью строчку даже с некоторым запасом, но тогда страна была немного поболе, и на фоне столиц республик российская провинция терялась. Пост-советские процессы
централизации страны сыграли не лучшую роль в его статусе, и сейчас он уступает соц. соревнование остальным претендентам; при сохранении тенденций централизации страны отставать будет всё дальше.
-
Новосибирск; моя малая Родина является одним из самых быстрорастущих городов не только в стране, но и в мире; с момента основания до получения статуса "город-миллионник" потребовалось всего 70 лет. Из-за всё той же централизации страны в него стекается население со всех окрестных мест - и с Северов, и с юга (Алтай и республики Средней Азии - там, кстати, полно русских), и с востока, и даже иногда с запада - на заработки в наш базар-вокзал едут даже омичи. Нижний в этом плане расположен слишком близко к Москве, и населени валит на тракторе именно в столицу. По населению-то город прёт как на буфет, но в остальном в нём мало что делается, поэтому он, как и Нижний, также обречён на статус вечной провинции, коли ничего в стране не изменится.
Также на это место претендует Екатеринбург-Свердловск - как-никак
столица УрФО, поэтому его также "подогревает" централизация страны. И ещё один претендент на "бронзу" - Казань; он хоть и отстаёт по населению от всех остальных, зато имеет деньги, а также вменяемого лидера, поэтому провинциальности в Казани имхо поменьше, чем в остальных "третьих городах". Но мы всё ж про Нижний сегодня...
Поехал я смотреть на Кремль и опять промазал мимо метро - хотя и знал, где оно, с точностью до сотни метров, всё равно мимо прошёл; указатели придумали трусы! Чемпионом мира по пряткам, безусловно, является питерское метро, но тут явно серебрянная медаль. Собстно про метро - очередная доза мыслей.
Про метро
В прошлой статье
про дорожные стенания упомянул замызганность местного метро - каюсь, был неправ; есть некая неряшливость на центральной станции, Московской, а на остальных, где побывал, всё нормально, как и у нас. :)
Первое метро в России (СССР) появилось в 1935-м в Москве, потом по объективным причинам был некий перерыв и следующее метро появилось в Ленинграде только в 1955-м, затем - в Киеве, потом в Тбилиси, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, и только в 1984-м году клятые москальские оккупанты вспомнили про существование других городов России - сперва вышел скоростной трамвай в Волгограде, в 1985-м - метро в Горьком (сиречь как раз тут, в Нижнем), в самом начале 1986-го - наше Нское метро, в 1987-м -в Самаре, в 1991-м - в Свердловске, а потом досвидос. За всё пост-советское время метро было построено в Днепропетровске (в 1995-м), в Казани (2005) и в Алма-Ате (2011). Строятся метро в Омске и Челябинске. и много где ещё планируются, но ситуация с постройкой метро в нынешних реалиях всё больше напоминает момент "поздно пить боржоми". Ввиду и без того запущенной ситуации, приваленной сверху ещё и дополнительными нагрузками из-за централизации страны, метро надо было строить ещё вчера и намного большими темпами - но увы. Тем городам, где клятые коммуняки метро успели построить, повезло, остальные пусть парятся - ничего личного, чисто бизнес.
Местное метро слегка наркомантское - несмотря на то, что на схеме чётко нарисованы две линии, поезда ездят как хотят - захотят поедут по одной линии, захотят по другой - тут это называется "вилочное движение", хотя по-моему всё-таки грибы или трава.
Почему поезда "красной" линии шарятся на "синей" - это науке неизвестно, но тем не менее - факт. Скорее всего, это всё дедские проблемы - станция Горьковская, в историческом центре города, открыта лишь в конце 2012-го (лолшто???), и когда синюю ветку продлят, ветки таки разделят насовсем; а пока вот так. Приходится на Московской слушать, куда метаться - а то можно заехать куда попало.
Пересадочная станция "Московская" сделана интересно - две платформы рядом, с переходным мостиком между ними - достаточно удобно, особенно в нынешних реалиях; хотя мне ни разу не приходилось перебегать. :) Подобную схему видел на одной из московских станций; в этом плане пересадка у нас куда затратнее - надо тащиться по длинному переходу, а тут - раз - и на месте.
Горьковская станция пока прямо чувствуется, что новьё - недавно 2 годика стукнуло - даже по запахам. :) Добротно выглядит, видно, что не экономили по-нищебродски; даже как-то странно. :))) Там даже турникеты какой-то новой системы, не как на остальных станциях.
Про архитектуру и вообще
Что больше всего визуально не понравилось в городе - отсутствие архитектурного стиля. Уж на что, казалось бы, безликий наш Новосиб - но там контрастов всё же поменьше: если частный сектор, то на всю голову; и уже если небоскрёбы, то опять-таки тоже везде. А тут идёшь - во, избушка, во, хрущовка, во, домик питерского стиля и тут же хренакс - ультра-факен-современное какое-нибудь бетонно-стеклянное строение. Я на эту тему уже ругался в
статье про Новокуйбышевск - не умеют наши архитекторы работать системно, встраивать что-либо в ансамбль и всё такое; куда смотрит милиция, тоже непонятно.
У нас в Нске толком и смотреть не на что - всё построено в советское время и, за редким исключением, как времянки - даже наш знаменитый
Академгородок по сути был первой очередью наукограда, ибо институты были построены по какому-то барачному принципу, и их планировалось заменить на что-нибудь нормальное, как дойдут руки. Не дошли. А тут, в Нижнем, наверняка полно историческо-культурного наследия - но всё теряется в мешанине стилей и халуп разных эпох.
Улица Звездинка
Обратите внимание - слева что-то сугубо малоэтажное, справа - унылые хрущовки; а ещё чуть дальше - мега-современный офис "Газпрома". И всё - на одной улице.
Алексеевская улица
А тут - вдали уже виднеются древние башни Кремля, слева домики в старо-европейском стиле, напротив опять вездесущие хрущовки, а за поворотом:
Какая-то очередная Plaza
...Быдыдыжь, взрыв вкуса и мозга одновременно! :))) Ну как так можно строить и проектировать?
Опять же, обращаю внимание на терминологию, о чём говорил в статье со стенаниями - современность почему-то у хомячья должна ассоциироваться с басурманскими буквами; хотя сильно сомневаюсь, что иноземцы сюда хоть копейку вложили. Да и Fashion Gallery как бы намекает, что "
был у нас толмач-немчин, ему переводить, а он лыка не вяжет... мы его в кипятке и сварили".
Ну и, чтобы два раза не вставать. ещё один кадр в ту же тему - уже из "кремлёвской" части отчёта:
Прекрасное - на указателе
Педагогический университет и "Лакшери store" в одной точке пространства-времени - очевидное-невероятное. :))) А уж фон ещё более добавляет гротеску. Мне одному кажется, что мир сошёл с ума, или ничё, нормально?
>>> Фотоотчёт про Кремль >>>