Про отечественную промышленность

Feb 16, 2012 14:48

Сначала - отступление не в тему, зато про войну. Иду сейчас на работку по лесу, как обычно, смотрю - дедушка ковыляет, натужно так ковыляет, видно, что идти ему тяжело даже с палочкой. И тут я ловлю себя на мысли, что понятия не имею, куда звонить в случае чего - вдруг ему плохо станет, а скорую вызвать я и не знаю как. В годы молодые, при советской власти, любой первоклассник знал телефоны 01-02-03, а сейчас при всей этой мега-системе МЧС - куда звонить, кого звать.. Это так, просто мысли о сообразности нынешнего общества человечности в целом.



Про нефтянку
Второе лирическое отступление - про нефтянку. Всем сетевым хомячкам доподлинно известно, что наш расейский бюджет на 150% состоит из нефтяных доходов, которые на 200% принадлежат им же, хомячкам, ибо добываются даром, а значит, принадлежат государству, сиречь наиболее продвинутым пользователям. Бред какой-то, скажете - ну а я разве виноват, если примерно так дело в интернетах и обстоит?

Почему средний хомяк считает, что нефть появляется втыканием ржавой трубы в землю и потом течёт прямо в бензобак - в принципе понятно. Примерно по такой схеме работает нефтянка монархий Аравийского полуострова: в прибрежной зоне бурится скважина, оттуда нефть под собственным давлением фонтанирует в трубу; к трубе подходит морской танкер, который эту нефть везёт в далёкие северные страны, откуда идут переводы в СКВ (сиречь баксах). В такой схеме работы туземное население просто сидит и собирает таможенный и иные сборы с иностранных компаний, которые выкачивают их нефть; а по большей части ничего не делает, скачет по пустыне на верблюдах.

В случае с Россией, как нетрудно догадаться, дело обстоит немного не так. Месторождения нефти в основном находятся хоть и в относительной близости от океана, только не Индийского, а Северного Ледовитого. Кто там не был - скатайтесь, позагорайте. Естественно, ни один танкер не подойдёт к такому месторождению ближе, чем на три-четыре тысячи километров. Соответственно, тех. процесс уже меняется.

Начнём с того, что наша сибирская нефть, как правило, не фонтанирует, а её нужно извлекать из земли закачкой специальной жидкости. Помножим это на наши морозы (представили жидкость в -40С?), и получаем немного другие расходы на добычу, нежели в арабских странах.

Вторая, немаловажная особенность нашей нефтянки - доставка нефти до потребителя. Морской транспорт - самый дешёвый, но у нас в стране с морями плохо (кроме как на ДВ), поэтому надо волочь наземным транспортом. Так как грузовиками и даже железнодорожными цистернами возить нефть - сплошное разорение, у нас строят "трубы" - нефте- и газо-проводы - это такие циклопические сооружения длиной в несколько тыщ километров, по которым под давлением продукт поступает к потребителю. На всём протяжении "трубы" расположены всякого рода компрессорные станции, хранилища, и всё такое прочее. И всё это делается, естественно, не за бесплатно.

К слову сказать, один из основных доходов самого незалежного государства в мире - перекачка нашей с вами нефти на Запад. И несмотря на всю жизненную важность "трубу" не могут содержать в нужном состоянии, ни на ремонт, ни на модернизацию денег нет - ещё раз, речь идёт про государство в 50 миллионов рыл. Вот и прикиньте себе стоимость данного процесса.

Работаю с нефтяниками - хоть и опосредовано - не очень давно, и не очень часто пересекаемся. Но в общем можно сказать, что на нефтянку работает большая часть промышленности - делают датчики, буры, компрессоры, турбины и так далее. Зарплаты там хорошие, но и работают там не по малу - какие ещё москвичи могут всерьёз обсуждать регулярные выходы в тундру? А вот будучи недавно в столице, именно этим и занимался в обществе главного метролога одного из нефте-газовых предприятий.

Не стоит думать, что я тут рекламирую нефтянку, потому что как-то ангажирован - про свою работу я уже писал; просто пересекаться приходится много с кем. Зарплаты у нас в конторке небольшие, большинство инет-хомяков будет по полу валяться с таких сумм; ну а что делать? Хватает.

Про автопром
Помнится, в первые дни после призыва в армию попалась мне в руки такая интересная книжонка, как... "Майн Кампф". Тогда на дворе ещё были 90-е годы, и подобная литература ещё не входила в разряд экстремистких - свобода, все дела. Не скажу, что как-то мне она запомнилась, но одну фразу я оттуда хорошо запомнил: когда герр Гитлер писал про выбор союзников в будущей борьбе немецкого народа за жизненное пространство, он сделал вывод, что "страна, которая не в состоянии произвести даже автомобиль, не достойна существовать". Речь, как вы понимаете, шла про Россию. Понятно, что если цепляться к словам, то можно вспомнить Руссо-Балт, да и вообще кто он такой, этот гитлер - но тем не менее понятно отношение агрессивно настроенных товарищей к стране, в которой нет достаточной культуры производства.

Именно затем, чтобы право на существование у нашей страны появилось, и была проведена индустриализация (и её компонент - коллективизация). В 1930-м году некто Сталин сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет; мы должны пробежать это расстояние за 10 - 15 лет, иначе нас сомнут». Что, в общем-то, и получилось в итоге - от штучных авто для царской семьи за несколько лет страна перешла к массовому производству автомобилей и танков. Кстати, танковым подразделениям автомобили также необходимы - для подвода горючего, боеприпасов и запчастей - без которых бронемашина представляет собой просто кучу железа.

Что за фигня, к чему всё это? - спросите вы. А вот к чему. Сейчас большая часть нашего с вами российского общества с презрением относится к нашему родному автопрому - типа, АвтоТАЗ для быдла, купи "десятку, как настоящий гопник"; ведь всем известно, что надо ездить на старом ведре из-под японско-немецкой задницы. И никто не задумывается, кому выгодно такое положение людей. Уж неужели этим самым хомякам на старых вёдрах? Ну-ну. Ради них "прожекторперисхилтон" не будет глумиться над ВАЗом в прямом эфире, тут другие интересы затронуты.

На самом деле глумёж над автопромом - это глумление над всеми нами, над русскими в целом - часть продолжающегося с горбачёвских времён процесса ломки народа через колено. Я здесь не ассоциирую "Ладу Самару" с русским народом, но если разобраться, некоторые аналогии наблюдаются.

Автопром - это гигантский комплекс, впитывающий в себя работу людей по всей стране. Там используется нефть и газ, добытые на Ямале; электроэнергия с Енисея, провода с Урала, научные наработки Новосибирска, омские колёса, железо с Кузбасса и так далее. Машины только собираются в Тольятти, Горьком или Ульяновске - а комплектующие-то со всей страны поступают. Соответственно в них - труд всей России.

Конечно, что в таких условиях не поглумиться над ТАЗом, верно? Какая уродливая машина, верно? Значит, и делали её уроды. А уроды - это в общем-то мы с вами, получается. Такая вот нехитрая логика.

Да мне пофиг - скажет средний интернет-хомяк - не сяду никогда на ТАЗ, буду так и ездить на десятилетней потасканой таёте. Езди, кто запрещает - только не возмущайся, когда пошлины подымают. Потому что таёты и всякие мерсы с вольвами к нам в страну поступают под давлением не-рыночных механизмов, а тут у нас почему-то должны конкурировать по рыночным условиями. Прикольно придумано.

Поясню. Немец или японец по своей натуре - не русские иваны, не будут они каждые 2-3 года машину менять просто потому, что вышла новая модель с перламутровыми пуговицами. А автопроме давно уже толком ничего не меняется, кроме цвета пуговиц. К смене машин их вынуждают авто-концерны, которые лоббируют нужные законы, и т.д. Надо вымыть с рынка старые машины - принимаются законы о "защите окружающей среды", и эксплуатация машин без новомодных перделок становится фактически невозможна. Пройти тех. осмотр в Японии или Германии - это не нашему гаишнику тыщу сунуть, это реально катастрофа для кошелька. И это же всё сделано в целях заботы о человеке, ведь правда же?

Вот в итоге стоимость 6-7-летней машины в Японии или Германии составляет... 10% от новой. Машина практически ничем не хуже новой, а вот поди ж ты. У нас за Уралом большинство народу катается на таких машинах и не жужжит - а известные своей практичностью европейцы или японцы в ужасе от них избавляются; ведь это свободный рынок так действует, верно?

Вот в итоге и получается, что произведённый в рыночных условиях ВАЗ должен соревноваться не с аналогами, а с подержаной машиной куда более высокого класса. Понятно, что ни развития тут не получится, ни вменяемой ценовой политики - да и без субсидирования не обойтись.

Хотя достаточно ввести налогообложение, как в Европе, или стоимость тех. осмотра сравнять с немецкой или японской - ну, чтобы всё по-честному было. И тогда ездить на 5-летней машине станет невыгодно, придётся срочно менять хоть на что-то, но новое. Вот тогда и посмотрим, кто круче - таёта или ваз-2101. Причём первыми же взвоют те же самые хомяки, которые сейчас гонят на АвтоВАЗ - караул, нарушение свободы и всё такое! Троллфейс.жпг.

Если сейчас закрыть ВАЗ, встанет стотысячный завод, полумиллионный город Тольятти наполовину обанкротится (там кроме автопрома ещё полно химических предприятий, так что совсем всё не развалится); но, что более важно - параллельно повалится огромное число смежников; металлургов, шахтёров, энергетиков, и так далее. Плюс несколько сот тыщ безработных. Минус несколько процентов ВВП. И всё затем, чтобы хомяки рассекали на битых вёдрах? А может наоборот, хомяков пересадить на битые ВАЗы? Полезнее и справедливее будет.

А теперь немного поговорим о стратегической ценности автопрома. Одна из главных причин успеха гитлеровской стратегии бликрига была в высокой вооружённости армии... автомобилями. Танкам, прорвавшимся в тыл противника, необходимо вовремя подвести припасы и горючку, иначе они встанут и превратятся в пугало. Войскам необходимо подвозить подкрепления и увозить в тыл раненых; в общем, транспорт на войне решает всё. Поэтому в военное время СССР выпускал машины с картонными кабинами, с одной фарой и чуть ли не без стёкол - лишь бы ездила и возила. И, естественно, таких машин должно быть много. В том числе и легковых - для перевозки офицерского состава, для связи, медицинских целей и тд.

Так давайте закроем АвтоВАЗ и будем покупать Мерседесы, ага? Чтобы, когда Европа наконец загнётся, мы с вами остались и без Мерседесов (которые будет некому производить), и без собственной промышленности. Запряжём кобылу, не впервой.

А если Европа не загнётся, а как в старые добрые времена полезет на нас за нефтью и газом? Будем из окошек своих таёт улыбаться и махать? Без отечественной промышленности ответить будет нечем.

Поэтому в следующий раз трижды подумайте, прежде чем хихикать над Ладой-классика. Над чем смеётесь? Над собой смеётесь.

В конце - немного сурковской пропаганды:

image Click to view

размышления, политика

Previous post Next post
Up