Про сериал "Раскол"

Aug 09, 2014 15:18

Про сериалы писал неоднократно, но этот - особый, и ставить его в один ряд с другими, даже вельми высокобюджетными, не стоит; тут в буквальном смысле речь идёт о некоем событии в кино и телевидении; к сожалению, урок не пошёл в прок. Но, в общем - начнём.





Сериал "Раскол" снимался 1.5 года и вышел на экраны в 2011-м году. В нём 20 штук 45-50-минутных серий - так что есть на что посмотреть:

image Click to view


На Ютубе есть все серии, хотя и в качестве всего лишь 360p.

Я не кинокритик, и сложно обозревать такую махину - в отличие от других сериалов. Обычно термин "сериал" подразумевает продолжительные сопли с сахаром; или же кровькишки, что в общем-то смысла особо и не меняет - всё едино развлекушечки на потребу публике. "Раскол" же пытается не развлекать, но образовывать - и в этом его особенность. При этом он не является документальным фильмом, и показывает в некотором роде домышленные истории про вполне реальных исторических личностях - царе Алексее, патриархе Никоне и протопопе Аввакуме.

Я был бы не я, если бы только славословил и ничего не критиковал - как-никак, про критический подход постоянно талдычу. Недостатки у сериала есть, и немалые, и про них тоже буду говорить, наравне с достоинствами.

Недостатки
Начать стоит как раз с недостатков, кои сразу бросаются в глаза. Во первых строках хочется сказать о затянутости начала - первые пару серий сняты практически ни о чём, и показывают самое начало царствования Алексея Михайловича; хотя по сериальным канонам именно "пилотная", вводная серия должна заинтересовать и "подсадить" людей на просмотр всего остального. Тут принцип обратный - на проектную скорость и накал сериал выходит серии к 5-6-й.

Наряду с затянутостью также бросается в глаза рваность повествования. В сериале сразу несколько сюжетных линий - жития Алексея, Никона, Аввакума и до кучи ещё какого-то простолюдина; так как лиц в сериале много, и они ещё и регулярно меняются - действие происходит на протяжении 35 лет, и случается с героями всякое. В итоге, когда сюжет перескакивает на другую линию, частенько непонятно, про что речь. Очень бы помог в деле опознавания, кто есть кто, закадровый голос - но нет, по стопам "Штирлица" авторы решили не ходить, а зря, имхо.

Что ещё бросается в глаза, буквально с первых минут сериала - истовость веры всех главных героев. Ну, про Аввакума говорить и не приходится - но вот почему молодой 16-летний царь Алексей шастает не по охотам да молодкам, а бьёт земные поклоны по монастырям, совершенно неясно. Также можно было бы что-то рассказать закадровым голосом, но нет; а в современном мире вид вьюноши, облечённого высшей властью и при этом превыше всего ставящего Веру и Церковь, вызывает одну реакцию - "Не верю!". Хотя чем дальше, тем веры в происходящее всё больше - но, повторюсь, начало сериала, на мой взгляд, снято как попало.

Также в сериале есть сцены с обнажёнкой. Lolwut? XD Зачем в сериале "про Церковь" сымать про сиси-писи, неведомо - если эти сцены просто выкинуть, вообще ничего не поменяется. Недаром РПСЦ (староверческая церковь) вырезала эти сцены из фильма перед собственным распространением. Правда, их немного, и в основном они опять-таки в начале сериала. Опять злосчастное начало! :)

Также бросающимся в глаза недостатком сериала могу отметить отсутствие операторской работы. Не плохая работа - а практически полное оной отсутствие! Мало того, что теряется художественная ценность снятого - практически всё снято камерой в режиме "как прибито, так и сымаем" - так ещё и отсутствует масштаб происходящего. Большинство сцен из немалого экранного времени сериала снято камерой в угол или в пол. Это больше подходит для школьного арт-хауса, снятого в углу спортзала, чем для одного из самых дорогих проектов телевидения. На одних пейзажах можно было бы сильно разрядить обстановку - но нет, только углы и кельи, только хардкор! Почему не сделать подвижную камеру на кране для показа хотя бы тех же церквей или построенных Никоном монастырей - но нет, в итоге многие сцены оставляют в целом ощущение дешевизны, как бы это странно не выглядело.

Как видно, бОльшая часть недостатков сериала - технического плана, и вызвана общей деградацией кино и культуры в целом - как в России, так и в мире.

В фильме чересчур много Церкви - если для жизни патриарха или протопопа это ещё нормально, то в жизни царя или простолюдина мирская жизнь почти и не показана, и это странно. Хотя в сериале про историю Церкви, в общем-то, и это можно потерпеть.

Достоинства

Основным достоинством сериала считаю историчность и направленность не на развлечение, но на образование и просвещение - видно, что снимали не для эффекта "вау". Но про это - чуть позже.

Подбор актёров неплох; они разные, узнаваемые и характерные; кроме простолюдина-блондина, который невесть как попал в компанию главных героев - видно, что персонаж сделан на "отвали". Разве что бросается в глаза патриарх Никон - у него что, в глазах линзы?.. Рассматривать персонажа с бесовским цветом глаз как Патриарха сложненько, выбивает из повествования. Но сами актёры, повторюсь, играют неплохо и даже хорошо - что в отсутствие помощи оператора не так уж и просто сделать. Звёзд в "Расколе" не снималось, и это замечательно - происходящее на экране действительно ассоциируется с 17-м веком, а не с ахинеей, где снимался тот или этот.

Костюмировано всё как минимум на твёрдую 4 - не историк и не спец по 17-му веку, может, и 5 можно поставить; практически не припомню момента, когда актёры выглядели ряжеными или одёжа выбивалась из эпохи. Разве что сцена в 6 серии, когда царица с придворными перебирает бисер, имхо снята "ради понту" - вряд ли в "домашней" обстановке дамы бы сидели в таких тяжёлых одеяниях; там на головах только по нескольку кг, не шуточки. Но может и ошибаюсь, всё-таки не спец по царям с царицами, больше по простонародному чему-то. :))) В остальном же вроде всё нормально, и на сцене, когда царь Фёдор собирает яблоки в русской рубахе, поймал себя на мысли, что это был последний настоящий русский царь, до перекраивания Петром России на европейский лад оставалось ещё несколько лет...

Звукоряд в фильме - на мой взгляд, одно из самых главных достоинств. В отличие от оператора, звуковики тут поработали на верные 5+ - и не только в техническом плане, но и в плане подбора музыки и речи. Сразу могу сказать, что в начале фильма бросаются в глаза лип-десинки, то есть музыка и песни местами разъезжаются с изображением, но, повторюсь, это вопросы к отсутствующему оператору, а также к монтажёрам, а к самому звуку имхо претензий быть не должно. Привычно обращу внимание на весьма редкое обращение к народному фольклору - что довольно странно для фильма про Россию 17-го века - но в целом кино-то про Церковь, и вот как раз церковная музыка там показана весьма немало. Одна из немногих народных песен, звучащих за кадром, исполняется старыми бабуськами - при том, что в фильме и в кадре в основном мельтешит молодёжь, и это слышно; но подобный момент буквально один в фильме.

Язык, которым герои сериала разговаривают - хорош, как и весь остальной звукоряд. Это очевидно не язык 17-го века - иначе бы мы половину слов не поняли - но вкрапления устаревших, но всё ещё понятных слов усиливают эффект от показанного на экране имхо в разы. "Зазорность", "небрежение", "урождённый", "матушка-голубушка" - здесь это всё воспринимается не как сусальность, а как естественный ход мысли.

В целом, если претерпеть первые несколько беззубых серий, сериал смотрится вполне цельно. Его можно и фоном смотреть - разговоры на устаревшем языке и фоном на мозги действуют, я гарантирую это (с). :)

Ну и самая главная черта сериала - он показывает жизнь людей в период, про который современный человек знает весьма мало. Про Раскол Церкви многие и вовсе ничего не знают - даже верующие люди зачастую считают староверов еретиками и отступниками; для таких сериал покажет историю Церкви с неожиданного разворота.

Финальные заумствования
Наверняка в сериале есть исторические неточности, и уж точно он не показывает всю жизнь до-петровской России - жизнь крестьянства (90% населения) в фильме практически не показана вовсе, поэтому нельзя говорить, что сериал даёт нам полную и точную картинку прошлого. Но он наверняка подтолкнёт людей к изучению нашего общего прошлого, да и исторических персонажей станет воспринимать чуть более ясно, не как трижды никому не нужное ушедшее старьё. Радует аккуратный подход к истории - Голливуд уже забодал своими постоянными сказочками про исторических персонажей, хорошо, что наши не занимаются этой ахинеей так рьяно.

В общем, все, кто интересуется историей и хочет провести время с пользой для рассудка - рекомендую сериал "Раскол" к просмотру. В сети точно есть версия с качеством минимум 720*400 (на Ютубе меньше), ищите да обрящете.

Да, а почему же урок не пошёл впрок? Да всё потому же; "Раскол" снят в определённом, вполне русском культурном слое, а на ТВ и в кино у нас по-прежнему бесовская ахинея имени общечеловеков. Место культуры в жизни по-прежнему находится где-то в далёких и трижды никому не нужных далях, но не в родных краях. Увы.

кино, обзор фильма, размышления, культура, история

Previous post Next post
Up