Про Пелагею и "Полынь горькую"

Sep 15, 2013 16:00

Вчера друг молодости С. Иванов прислал ссылочку на выступление гр. Пелагея с зажигательным исполнением известной в узких кругах песни, по поводу чего не могу не высказаться. :)

image Click to view



С одной стороны, популяризацию этнографии можно только приветствовать, и поэтому я постараюсь ругаться не очень громко, :) и даже почти совсем не ругаться, но тем не менее скажу пару слов.

Во-первых, я тут регулярно высказываюсь на тему культурного базиса. Все мы воспитаны на культуре советской, и показать это достаточно просто - как вы думаете, нормально бы вы отнеслись к исполнителям, которые бы исполняли "Тёмную ночь" или "Землянку", озорно улыбаясь и притопывая ножкой?.. Даже "День победы" и то не сказать чтобы сильно весёлая песня. Показная весёлость или там R&B-кавер на любую фронтовую песню, полагаю, будет рассматриваться любым соотечественником как кощунство.

И вот теперь мы видим, как певица, которая исполнением русских песен, я извиняюсь, имя себе делает и вообще деньги зарабатывает, весело и задорно исполняет песню про "печаль-горе" и "чужую варнацкую сторону"? (Варнаки - разновидность беглых каторжников). Понимаю, что заунывность - не наш метод, но превращать лирику в прикол - это тоже в некотором роде кощунство, уж пардон за мой французский.

Прекрасно понимаю, что сейчас в музыке всё перевернулось с ног на голову, и развлекательная музыка ценится много выше серьёзной, воспитывающей и возвышающей; но если относиться самому к себе как к музыканту, а не как к шуту, то идти по пути опопсения - наш ли метод?.. По выражению всё того же С. Иванова, песня вышла в стиле "Полно вам снежочки"; хотя, как нетрудно догадаться, она немного не про это. :)

Как эта песня звучит в оригинале - щаз покажу аж дважды, и поясню зачем:


Песня звучит достаточно бодро (для семейской традиции вообще даже фактически быстро), но весело и озорно ли?.. Судите сами.

А теперь - очередной "внезапный оригинал":


Запись, сделанная за несколько лет до первой. Песню местами вообще не узнать. А всё почему? Да в этой традиции целый культ импровизации - в общем-то она и в обычных народных песнях принята, но конкретно в данном селе доведена практически до джазового состояния. И шо ми таки видим в исполнении Пелагеи - одни и те же музыкальные ходы из куплета в куплет. Понимаю, что ей наверняка не до погружения в традицию - но ёлки-палки, кто из нас тут профессиональный музыкант, а кто просто так, горланит от нечего делать?.. Самой-то не скучно одни и те же нотки пропевать?.. Апдейт: вот и ещё один вариант этой же песни.

Эт так, ворчание старческое в определённом смысле, но что уж делать. Исполнения этой песни фольклорными коллективами приведу тут, тут и даже тут. :) Нигде нет веселья и однообразия. Повод задуматься.

Апдейт: важную вещь хотел написать, но забыл. Как уже говорил, народные исполнители в песне "не играют". Песни - а в 80-90% это лирика - поются в серьёзном состоянии, даже если перед этим хохмили и прикалывались. Проверить данный тезис можно в наших экспедиционных видео, а также на примере вот этих вот клипов - см. начало и конец "клипчиков".

Апдейт2: нет, я не против гр. Пелагея, как это может показаться из моих статей. То, чем она занимается - это НЕ фольклор и НЕ народное творчество, но тем не менее это всё равно ближе к русской традиции, чем стандартное "тумц-тумц". Поэтому если есть вариант пойти на Диму Билана, Руки Вверх или даже на что-нибудь класса Deep Purple - или на Пелагею - я бы советовал идти на Пелагею. Но понимать, что к чему и формировать свой собственный культурный базис, под который потом уже будут подстраиваться в том числе и профессионалы масштаба Пелагеи - необходимо. Иначе так и будем просить их "спой чё-нить повеселее, гы-гы" - а они-то что, они поют что просят.

Забайкалье, размышления, народничество, видео, культура, фольклор

Previous post Next post
Up