Про Нижнекамск (и немного Казань)

Jun 10, 2013 15:49

Вернулся из очередного забега по стране; надеюсь, на какое-то время никуда не пошлют, хотя попытки уже были  - не успел до рабочего места дойти, а уже собирались заслать в Воронеж и Ставрополь.

За прошедший месяц побывал уже в Омске, Москве, Усть-Каменогорске (Казахстан) и вот в Нижнекамске. 9-го уехал в Омск, 9-го приехал... Надеюсь, до надвигающейся искпедиции в Забайкалье никуда не дёрнут, хотя всяко может быть...

Итого - про Нижнекамск.

Если кто интересуется хоккеем, то при слове "Нижнекамск" в голове всплывает команда "Нефтехимик", играющая в подвале КХЛ, борющаяся в том числе и с нашей "Сибирью" за право помучиться в плейофф. А где "нефтехимия", там, как вы понимаете, вовсе даже не цветочки и бабочки, а практически Челябинск и суровое нарушение экологии. Поэтому и город Нижнекамск представлялся эдаким собратом Норильска, который накрывает то серой, то хлором... Но оказался не так страшен чёрт... Городок небольшой, тыщ на 200 населения, но интересный.



Новый ледовый дворец "Нефтехимика"
Как видно на фото, в отличие от Норильска тут есть зелень, причём это мягко сказано. Город очень зелёный, за исключением новых микрорайонов. Возможно, и это - детская болезнь, хотя верится с трудом - всё, что в последнее время делается, делается через зад, о чём позже ещё будет немного баттхерта - но уже в части про Казань.



Новостройки в Нижнекамске
Как видно на фото выше, сейчас строят так, чтобы как можно дешевле и быстрее впарить лохам быдлу потребителям квадратуру. Ни садиков, ни школ, ни каких прочих "совковых" убожеств, конечно, никто строить не будет - только муравейники окно в окно, только хардкор! Ну, про это чего говорить - так везде, и в Москве, у нас в Академе, и здесь. Но ведь раньше, при кровавых большевиках, всё было по-другому... Давайте посмотрим, как жили когда-то люди.

В целом город Нижнекамск производит вполне положительное впечатление. Мало того, что он был весьма неплохо распланирован - за его план получена золотая медаль ВДНХ - так ещё и его промышленность не успели разворовать "бизнесмены" в 90-е, и она до сих пор цветёт и пахнет:



Вид со стороны города на заводы

Почему-то мне не советовали фотографировать по соображениям секретности (лол), поэтому вышло только так.
На территории Нижнекамской промышленной зоны находятся нефтеперерабатывающий завод, шинный завод, нефтехимический завод - и ещё несколько заводов и электростанций. Всё это никак не улучшает экологию - но, как видно на фото, пром-зона отделена от города изрядной зелёной зоной, в несколько километров шириной. В отличие от Норильска я там никакой химии не почувствовал вообще - хотя я и в Усть-Каменогорске не чуял её, а она там определённо была.
Промышленность работает, сталбыть и работка у людей есть, отсюда - в городе полно машин. На работу все ездят на авто, в итоге на дорогах пробки. Ага, в 230 км от Казани, за городом - и пробки; про город и говорить нечего. Но загазованность опять-таки не московская, ибо.


Проспект Химиков, центральная улица Нижнекамска

В "старых" районах города весьма просторно и зелено. Причём это касается не только самого центра, но и большинства крупных улиц.


Улица Вокзальная



Проспект Мира. По правую руку - новый микрорайон №44



Проспект Строителей


И снова Проспект Химиков, с другой стороны

На двух последних фоточках запечатлено Нижнекамское ноу-хау - внутриквартальный проезд. Дорога, по которой можно проехать от дома до дома, не выезжая собственно на улицу. Например, на проспекте Строителей такие проезды расположены по обе стороны от центральной дороги.
Приезжих такие приколы сбивают с толку, проверено собственным опытом - идёшь, вроде дорога вон ещё там далеко - а тут мимо что-то пролетает - и вроде как тоже по дороге. В итоге пешеходам, чтобы перейти с одной стороны улицы на другую, иногда приходится переходить проезжую часть по 4 раза. На внутренних дорожках движения почти нет, так что не сказать, что это как-то сильно напрягает, но факт остаётся фактом.

В городе развито трамвайное сообщение - популярные маршруты бегают прямо регулярно, как у нас маршрутки; интервал движения в часы пик составляет 3-4 минуты; в выходные чуть побольше, но ненамного. Трамваи ходят и за город, на заводы - но туда ходят редко, раз в час, видимо, поэтому народ на них и не ездит, и предпочитает свои вёдра с гайками.


Поворот с проспекта Химиков на Строителей

Трамвайчики бегают в основном средней степени старости - не совсем уж развалюхи 70-х годов, но и не новьё. Хотя несколько раз видел относительно новые машинки, прокатиться и сравнить не удалось:


Новый трамвайчик. На переднем плане - внутриквартальный проезд.

В городе есть также новая мечеть:


Мечеть в Нижнекамске. Минареты не кривые - это мыльница моя так сымает. :)

А что вы хотите - Нижнекамск это Татарстан. Здесь много татар; причём, если в Казани татарскую речь я слышал в основном от старшего поколения, тут и молодёжь на татарском говорит. Видел много вполне русского вида женщих в хиджабах - не глухих чадрах по типу арабских, конечно, просто в платочках. И вообще по виду тут особо татарина от русского не отличишь.

Художник Шишкин писал картины в Корабельной роще Нижнекамска - правда, где это, я особо даже и не искал. Видел только городской парк, что возле мечети - никакой это не парк, обычный дикий лес. :)


Городской "парк" Нижнекамска
Возле мечети, похоже, ещё одна зона новостроек притаилась - поэтому там вот такие пейзажики и дороги:


Новостроечки у мечети


Парк с фонтаном напротив мечети

Вообще Татарстан - регион контрастов. С одной стороны - много делается, по сравнению с большинством регионов тут жизнь прямо бурлит. С другой - очень много делается крайне коряво, "для галочки", чтобы было. Хотя, казалось бы, немного напряги можзечок и сделай по уму - но, видимо, некогда. Но в целом это относится скорее к новой части города и особено - к столице региона, Казани.


Обычный дворик

На фото выше - обычный дворик; не сказать, что они там все такие, но в общем-то скамеечки стоят не сломанные, место есть и для детских площадок, и всё такое. Видно, что люди тут живут, а не выживают, как в мегаполисах:


Ещё один дворик, на окраине

Что решительно в городе не понравилось - скорее всего, в советское время его строили как промышленный центр, и по соображениям секретности к нему толком не подвели дорог. В итоге добраться до него просто сложно. Там есть аэропорт (даже типа международный), но летают туда небольшие самолётики и можно с билетами пролететь. Опять-таки всё через Москву предлагается делать. У меня даже был вариант ехать до Москвы (то есть строго в обратном направлении) и оттуда лететь до дому... Хотя город находится между двумя крупными жел-дор ветками - на Екатеринбург и Челябинск - добраться до них весьма сложно. Что говорить - почти все автобусные рейсы уходят утром, последний рейс на Казань - в... 16 часов. То есть уехать после работы куда-либо - нереально. А я ещё удивлялся, чего это местные говорят, что никуда не ездят. Поездишь тут. Железнодорожная ветка идёт только до Набережных Челнов, что в 30 км, оттуда можно добраться только до Казани. Тогда как находящаяся на том же расстоянии, что и Казань, Уфа - мимо кассы, туда ничего не ходит, кроме ранне-утреннего автобуса из Челнов. В общем, какой-то край света в транспортном отношении.

Про Казань
Теперь про столицу Татарстана, Казань, через которую пришлось добираться домой. Город готовится к Универсиаде-2013 - по всему городу идёт стройка.


Какая-то адская пирамида напротив Кремля. В ней - рестораны.

Самыми большими изменениями, бросившимися в глаза за прошедшие полтора года - я был в Казани в конце 2011-го - стали изменения в транспортной схеме города. Во-первых, построен целый новый вокзал - Казань-2, он же "Казань Восстания", он же Северный вокзал, он же по сути - большая тупая отмазка. Большинство в нём сделано через задний проход.


Перрон нового вокзала

Как пишет Википедия, была целая история по строительству нового вокзала в Казани. Его строили в 1980-х, потом в конце 2010-х снесли и строили заново... В общем, получилось весьма "не очень". Платформы - узкие, обходить выходы на вокзал приходится буквально в шаге от путей - когда там стоят люди, пройти вообще нельзя. Сами выходы в вокзал сделаны "для инвалидов" - то есть простым людям от этого один вред. Проходы узкие, чтобы инвалиды могли цепляться за поручни слева и справа одновременно - что будет в таких проходах при проходах больших масс людей, даже не надо говорить. А уж при встречных потоках - один входят, другие выходят - эти проходы превращаются во вредительство и терроризм. Не говоря уже о том, что вместо нормальной лестницы тут сделан серпантин в несколько оборотов - всё для инвалидов, и против обычных здоровых людей; толерастия на марше!
Зал вокзала уже сейчас забивается под завязку, свободных мест почти не найти - что тут будет во время Универсиады, или под любыми другими пиковыми нагрузками - тоже подумайте сами. Розеток нет, телефоны-компутеры-планшеты зарядить нельзя. Кто его планировал и почему его ещё не расстреляли?.. Вопрос. Современная архитектура - такая архитектура (с). Как бы не пришлось заново всё ломать и делать всё по уму.

От этого вонючего (в прямом и переносном смысле) вокзала один плюс для города - к нему протянули метро. Ещё полтора года назад единственная ветка метро заканчивалась на "Козьей слободе", теперь к ней пристроили ещё 3 (!) новых станции. Народу по-прежнему ездит немного, москвичи могут плакать кровавыми слезами:



Станция "Северный вокзал" в 21 час в пятницу

В местном метро одно плохо - интервалы уж больно большие. Ну и выход метро в сторону старого вокзала отсутствует - приходится не просто далеко пилить, но ещё и переходить большие улицы. Переходы придумали трусы! Хотя под Площадью Тукая почему-то переходы есть. Воистину - город контрастов.

Собственно на город посмотреть почти не удалось - только пробежался по пешеходной улице Баумана (казанскому Арбату) да заскочил на минутку в Кремль. Метро тут работает до 23 часов (!!!), а кроме него добраться до нового вокзала предлагалось только на таксо - так что торопился.

На улице Баумана до сих пор не закончен ремонт в центре улицы:


Ремонт в середине улицы Баумана

Так-то улочка вполне симпатишная - хотя поздно вечером тут уже начинают шариться пьяные компашки, но агрессии не видно, да и милиция явно не дремлет. Но в общем идёшь, идёшь, и тут бац - конец игры и превед, стройка. Хорошо хоть ближнюю к Кремлю часть улицы доделали:


Улица Баумана и вид на Кремль

Возле самого Кремля был исторический участочек брусчатки - видимо, к Универсиаде его решили то ли починить, то ли заменить:


Брусчатку у Кремля ремонтируют в одиннадцатом часу ночера

Хотя ещё тов. Омар Хайям говорил, что "кто понял жизнь, тот не спешит".

Ну и в оконцовке не могу не приложить фото знаменитой казанской мечети "Кол-Шариф". Подсветку поменяли за прошедшее время - теперь не только одни минареты видать, ещё и само здание подсвечено:



Кол-Шариф

Вот такая вот получилась поездочка.

Если у кого ЖЖ не отображается фото, их можно посмотреть фконтакте.

поездки, фоторепортаж, командировки

Previous post Next post
Up