Уроки пиютим. Рони Иш-Ран.

Dec 29, 2008 17:33

image Click to view


Так начинают разучивать пиют.

Честно говоря, я даже сейчас не до конца уверена, дорогие мои друзья, что стоит начинать эту серию постов.
Русскоязычные израильтяне если и проявляют интерес к сефардской литургической поэзии, то только литературный, но не музыкальный, а не израильтяне чаще всего даже и не слыхивали о том, что существуют пиютим.
Что же за дело будет тогда моим читателям до уроков литургического пения?

И все-таки я решила попробовать.
Этот журнал читает много музыкантов и много учителей. Этот журнал читает много людей, соблюдающих заповеди.
Почему бы им, собственно, и не заинтересоваться тем, как обучают пению пиютим?
Тем более, что один из роликов, записанных на уроках, будет обычно включать объяснения учителя об истории разученного отрывка, о музыке, тексте и о традиционном его использовании.


Уроки, на которые я хожу раз в неделю, устроены довольно парадоксально. С одной стороны, они предназначены для людей, у которых нет решительно никакого музыкального образования, они могут ничего не уметь и никогда не учиться пению. С другой же стороны - учат их лучшие пайтаним, лучшие учителя и лучшие певцы, и учат по той же схеме, по которой издревле обучались пиютим, то есть на слух, с голоса. Благодаря этому странному сочетанию, уроки проекта "Поющие общины" представляют собой странное зрелище, включающее в себя фальшивящих старушек и прекрасных певцов, вроде Рони Иш-Рана, одновременно.

Каждые несколько уроков пайтаним меняются, уроки их совершенно разные, имеют разный ритм и атмосферу, они используют разные методы обучения, что и навело меня на мысль попробовать заснять кусочки этих уроков и предложить вашему вниманию.

image You can watch this video on www.livejournal.com


Отрывок выучен наполовину.

И так получилось, что первым, кого мне разрешили снять, оказался Рони Иш-Ран, человек удивительно интересный, умный и странный. Он вырос в Нахлаоте, впитав пиютим с молоком своей турецкой матери, потом много лет сопротивлялся собственной судьбе и только после армии вернулся к пению, которое раньше казалось ему чем-то стариковским. Зато уж раз вернувшись, он больше не оставлял литургическую поэзию, закончил академию Рубина по классу восточной музыки, где училось всего два еврея, выучился играть на скрипке, основал ансамбль "Шахарит", стал преподавать в "Поющих общинах", выступать...

Этот человек так уверен в подлинной ценности своего дела, что совершенно спокойно говорит в интервью нелепейшие на свете вещи: "Пиютим должны стать типичной израильской музыкой. Люди ищут корней, ищут мелодии. И они хотят, чтобы музыка была еврейской, не обязательно религиозной, но хорошей. Если дети будут слышать эту музыку дома и изучать ее в школе, то она станет частью их мира".

Назовите это наивностью, если хотите.
Но лучше, по-моему, такая наивность, чем голова, покорно склоненная перед радио "Галь-галь-галь..."
Ну, в общем, перед попсой, которая несется на нас отовсюду.

Рони ведет урок так, что через два часа вы ощущаете себя осликом, на котором долго возили воду.
Вам хочется уже даже не реветь и лягаться, а только отмахиваться хвостом от мух.

Каждый урок начинается с музыкальной фразы, сначала очень простой, которую он поет, а ученики повторяют.
Затем следует другая фраза.
Затем новая.
Если ответ верен, то фраза не повторяется, если нет - возвращается снова.
Каждые три-четыре секунды - новая фраза.
Каждые три-четыре секунды - повышение уровня сложности.
Каждые три-четыре секунды - еще большая концентрация.
Мозг трещит по швам.

Когда нужный уровень сосредоточения достигнут, начинается разучивание отрывка, которое вы можете наблюдать в первом ролике. Нет, на листах у учеников вовсе не ноты, там только слова. Вся музыка - только на слух. И только голосом. И только запоминать.

Если фраза не получается - она повторяется.
Если получается - она повторяется вместе со следующей.
Каждый отрывок повторяется.
Еще повторяется.
Еще лучше повторяется.
Без комментариев.
Со страшной скоростью и страшным напряжением.

Через полтора часа такой жизни у вашей покорнейшей обыкновенно происходит диалог с мозгом:

- Я не могу больше! - визжит мозг, как недорезанное некошерное животное, - Я вырос на "Евгении Онегине", я не понимаю логики этой музыки! Я сейчас лопну!
- А кто собирался учить арабский? - вкрадчиво спрашивает ваша покорнейшая, - Не ты? А там, ты думаешь, логика будет понятнее?

И тут наступает самое простое во всем уроке - рассказ о пиюте, который можно просто слушать.
Какое облегчение...

image You can watch this video on www.livejournal.com


Рассказ о выученном отрывке (иврит).

пиют

Previous post Next post
Up