Из большого путешествия по Мурманской области в 2009 году.
Несмотря на яркое (в маршрутом плане) прошлое теплохода «Клавдия Еланская», некогда знавшего воды не только Баренцева и Белого морей, в навигацию 2009 года (впрочем как и в эту навигацию 2013 года) по прежнему остается возможность пройтись на борту этого теплохода по маршрутам транспортной линии «Мурманск-Островной-Мурманск» и «Мурманск-Островной-Чаваньга-Островной-Мурманск» (в летнее время).
Основные сведения о пассажирском теплоходе «Клавдия Еланская» размещены на сайте Мурманского морского пароходства, благодаря которому я и узнала о еще существующей в 2009 году возможности отправиться на борту этого теплохода в небольшое, но интересное морское путешествие вдоль Кольского полуострова.
http://msco.ru/ru/fleet/passenger-fleetРасписание рейсов на текущую навигацию
http://msco.ru/ru/fleet/passenger-fleet/timetable-k-elanskaya Реализовать задуманное путешествие удалось в ходе большого путешествия по Мурманской области в июне 2009 года. И несмотря на то, что правилами бронирования и перевозок определены порядок и сроки возможности оформления брони и приобретения билета, на практике вышло все иначе. Фактически расписание и сроки рейсов были определены лишь в конце мая, а не за 45 суток до начала летней навигации, да и привычного нам бронирования кают, тоже не оказалось.
В летнюю навигацию, в отличие от зимнего времени, а теплоход курсирует по ТЛ Мурманск-Островной-Мурманск и в зимне время, Еланская кроме рейса по маршруту от Мурманска до Островного и обратно также совершает и более длительный рейс по маршруту Мурманск-Островной-Чаваньга-Островной-Мурманск. Так за 4 дня морского пути появляется возможность пройти почти вдоль всего Кольского полуострова сначала по Баренцеву, а затем Белому морям. Рейс теплохода по маршруту Мурманск-Островной-Мурманск занимает в среднем около 2-х суток, однако в случае, когда из-за погодных и прочих условий теплоход еще на одни сутки встает у причала Островного или как местные жители называют эту местность Гремихой, то рейс соответственно продляется на сутки и по времени занимает дня 3.
Первоначально была задумка пойти в длительный рейс по маршруту до Чаваньги, но начальные сроки длительного рейса сами скорректировали планы, исходя из дат отпуска фактически удалось пройтись лишь до Островного (Гремихи). По датам рейс согласно расписанию должен был состояться в сроки с 19 по 21 июня, но и в эти сроки теплоходу не суждено было уйти в рейс.
К середине июня погода в Мурманской области была очень дождливой и ветреной, на борт то и дело поступали сводки о штормовом предупреждении, а посему, пережидая плохую погоду, теплоход «Клавдия Еланская» еще на двое суток задержался в морском порту города Мурманска. Всем пассажирам, купившим билеты на теплоход, были предоставлены каюты для проживания, так до отхода теплохода в рейс в своей каюте я прожила двое суток.
За это время к окружающему меня на теплоходе привыкала я и окружающие меня на теплоходе привыкали ко мне. В числе купивших билеты на рейс до ЗАТО Островной были люди с разрешениями, военнослужащие, возвращавшиеся домой из отпусков, рыбаки, от которых я очень сильно отличалась, а поэтому, завидя непривычного для тех мест якобы "туриста" с большим фотоаппаратом меня взяли под пристальный контроль и в первую очередь мне запретили все фотографировать на теплоходе до выяснения обстоятельств. Эмоции, а в большей степени обида, переливали через край, снятые пару кадров трапа обошлись мне утренним общением с капитаном на тему действующего запрета осуществления на борту теплохода фотосъемок, в частности его интерьеров.
Совместно поизучав некогда написанную пароходством инструкцию и не найдя в ней никаких явных запретов, которые мне очень хотели установить, капитан таки разрешил снимать интерьеры общим планом, минуя конструктивные детали, но фото настроение, надо сказать было изрядно подпорчено. Так за двое суток нахождения в порту мне считанные десятки раз приходилось отвечать на одни и те же вопросы о целях визита в Мурманск и Гремиху, в первый раз, будучи на причале при фотографировании местных судов, когда охранник, заломив мне руки, отобрал у меня фотоаппарат, и второй уже на борту Еланской, двое суток подряд мне приходилось рассказывать об исключительно туристических целях своего визита в Мурманск и на теплоход. В заключении диалога капитан теплохода "Клавдия Еланская" все же порадовался появлению на борту туристов и помечтал об увеличении их численности в будущем. Итак, спустя два дня на теплоходе ко мне уже не присматривались как к шпиону, хотя в глубине души все так и считали, но и количества отснятых фотографий теплохода за это время у меня не прибавилось. Подводя итог по отношению к туристам на теплоходе, надо сказать, что отнеся меня к маленькому проценту или скорее к исключению, чем, нежели к правилу на борту, мою скромную персону все таки оставили в покое. Но есть не только в жизни, но и на теплоходе добрые люди, относящиеся к маленькому проценту или скорее исключениям с большим пониманием и именно благодаря им и их человеческому отношению в жизни запоминается не только плохое, но и очень, очень хорошее.
Пока мы стояли двое суток в порту, не в ущерб своей программе я прогуливалась по Мурманску, осматривала его достопримечательности. В ожидании своего рейса у причалов в порту погоды ждали и малые корабли.
Атомный ледокол «Ленин», в 2009 году он стоял у специально смонтированного причала в порту, был открыт для посещения группами и экскурсии проводились бесплатно.
Вид на теплоход «Клавдия Еланская» и причалы порта с Зеленого Мыса, где расположен памятник - мемориал «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», в простонародье «Алеша».
На исходе вторых суток теплоход все же вышел в море.
Уже с внешней стороны обращает на себя внимание застекленная верхняя палуба теплохода.
С внутренней же стороны палуба оборудована перилами, о наличии которых с практической целью вспоминаешь на ходу, при качке теплохода.
Выход с верхней палубы на корму.
После прохождения теплохода по Кольскому заливу и выхода в Баренцево море, в целях безопасности выход с верхней палубы на корму закрывают
и тогда закрытая верхняя палуба по левому и правому борту превращаются в места для
Оборудованные под ресторан помещения закрыты, во время хода теплохода на борту открыт бар, где продаются напитки и что-то съестное на скорую руку. Первоначально думала, что при закрытом ресторане мне будет не хватать регулярного питания, но после нескольких часов хода теплохода по морю вовсе решила пищу не принимать, поэтому в целом отсутствия работы ресторана не заметила, да собственно и в бар-то заходила во время 2-х дневной стоянки теплохода лишь в порту.
Трап на шлюпочную палубу теплохода.
Шлюпочная, открытая палуба, выход на которую также запрещен при нахождении теплохода в море.
Каюта главной палубы, 4-х местная, с удобствами, розетки в каютах обесточены. Также имеется большой шкаф, поделенный на 4 отсека (для 4-х пассажиров). Каюта на ключ не закрывается, ключ находится на ресепшене. Заселение осуществляется без разделения на женские и мужские каюты. При заселении в каюту туристу выдаются пастельное белье и полотенце.
Трап, ведущий с главной палубы на верхнюю, холл которой украшают две примечательные таблички:
Портрет с краткой биографией актрисы Клавдии Еланской, в честь которой назван теплоход.
А также памятной фотографией в честь 30-тилетия теплохода «Клавдия Еланская».
По интерьеру это все фото, что мне удалось сфотографировать, учитывая пристальный за мной контроль.
И вот наконец так долго ожидаемые первые обороты винта. В 19.00 на борту раздаются звуки знакомого марша и от причала Мурманского морского вокзала теплоход «Клавдия Еланская» отходит в весьма торжественной обстановке, затем марш "Прощание Славянки" сменяется песней про «Ах, белый теплоход».
Позади остаются причалы порта и различные морские суда, являющиеся пейзажем первые часы хода теплохода. Около 2,5 часов, прежде чем выйти в Баренцево море, теплоход идет по Кольскому заливу, проходя населенные пункты - ЗАТО.
Район Зеленого мыса, где расположен мемориал «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» («Алеша»), его высота составляет 31,5 м.
Российский атомный ледокольный флот, в т.ч. ныне совершающий круизы на Северный Полюс.
Вскоре берега уставленные Российским атомным ледокольным флотом сменяют каменистые берега Кольского залива, фоном которому служит переменчивое то пасмурное, то светлое небо.
Кольский залив не так широк, а поэтому с борта теплохода какое-то время еще можно увидеть каменистые берега и острова.
Смена настроения природы крайнего севера
Остров Кильдин
Баренцево море
Крайние кадры были уже сняты с закрытой верхней палубы, т.к., покинув Кольский залив и выйдя в Баренцево море, теплоход начало сильно качать, держать равновесие и фотографировать одновременно не получалось. Минуя остров Кильдин теплоход шел покачиваясь по водам Баренцева моря.
Еще некоторое время хода теплохода на линии горизонта виднелись очертания берегов, но вскоре морская вода и облака скрыли их из вида. Теплоход покачивало в такт ритму сердца и спустя несколько часов пути, став одним большим пилигримом, сражаясь со стихией и ветром, мы мчались к берегам затерянных островов.
Кольский полуостров кажется таким далеким и неизведанным, край земли, омываемый холодными водами Баренцева и Белого морей. До современного освоения соотечественниками земель Кольского полуострова его территория занималась и осваивалась местными жителями - лопарями или саамами, так появился и Иокангский погост.
Из книг, привезенных с севера: "Исследователями жизни Кольских саамов о погосте Иоканга удалось собрать не многое, вот в частности известно, что в 1574 году в погосте проживало 165 человек, в 1608 году было 32 вежи (жилище саамов), в 1611 г. - 91 вежа, т.е. людей проживало еще больше. Но почему-то вдруг в 1716 году в погосте остается всего 5 веж. Почему же погост исчезает? Погост тогда находился у второго ручья в расщелине, где стояли куваксы и несколько веж. Местность открыта была на несколько верст. И вот однажды сюда высадились норвежцы, они разрушили вежи, забрали девушек и уплыли. Когда в погост вернулись мужчины саамы, то увидели только стариков и малолетних детей. После этого они перенесли погост в расщелину между двух гор, и когда вновь пришли к этому берегу норвежцы, они ничего не обнаружили.
В лоции Баренцева моря есть следующее описание: «Селение Иоканга расположено на левом берегу реки Иоканга в 2 милях от ее устья в широкой долине, покрытой густой растительностью и окруженной высокими горами. У селения имеется причал рыбной фактории, который в малую воду осыхает. Второй причал находится у правого берега реки. В селении есть почта и телеграф…
Река Иоканга впадает в Святоносский залив в 3,2 мили к юго-востоку от губы Гремихи. С восточной стороны устье реки ограничено высоким и обрывистым мысом Толстый. Противоположный берег устья реки отлогий, окаймлен осыхающей отмелью, на которой лежит много камней и небольшой островок Второй Осушной…В реку Иоканга могут заходит суда с осадкой до 2м».
«Близ реки Лебяжьей был расположен Зимний Иокангский погост. Летний погост, называвшийся Иокангский погост, находился километрах в 4-х от впадения реки Иоканги в губу Немецкую».
Иоканга, расположена на стыке 2-х морей - Баренцева и Белого. Одни источники говорят, что название этого погоста произошло от саамских слов: «иок» - река и «аньги» - пологий склон, другие - от «кайн» или «кеайн» - зимняя дорога, по которой саамы ездили из летнего погоста в зимний и обратно.
В 1938 году село Иоканга переименовали в Гремиху. Новое название село получило от большого порожистого ручья, вытекающего из Ромбозера.
С 1957 года Гремиха приобретает статус рабочего поселка. Из-за сурового климата и почти непрекращающихся сильных ветров люди прозвали свой город - городом «летающих собак» и посвятили гимн:
Оттого, что не бывает тихо
Ни зимой, ни летом - никогда,
Город называет - Гремиха
Видел ты такие города?...
Еще одно название у Гремихи - Мурманск-140, но с 1982 года Гремиха переименовывается в город Островной.
Такова история небольшого Иокангского поселения - от погоста до ЗАТО."
На смену килевой пришла бортовая качка и словно колыбель волны укачивали теплоход и его пассажиров. Хоть и было желание досидеть до утра, но силы сна взяли верх. В каюте качка ощущалась сильнее, но вскоре и она растворилась во сне…
Кстати мне повезло идти из Мурманска до Островного без подселения. Звуки громкого радио по всей каюте сообщали о наступлении нового дня, затем зазвучали мелодии, из окна иллюминатора в каюту смотрело серое утро нового дня. Собравшись на скорую руку, я вышла прогуляться на палубу. Первые пассажиры с большим багажом уже суетно толпились в холле, по коридорам бегали маленькие детишки. Мои попутчики вернулись домой, тогда как мой дом остался за несколько тысяч километров. И тут тоже живут люди, помню, думала я тогда.
К обозначенному часу на причале появились и встречающие. Вот она жизнь, где-то очень далеко, в суровом северном краю, среди камней и островов, поросших мхом.
ЗАТО Островной находится в кольце островов - Чаичий, Витте, Медвежий. Однако пристав к причалу теплоход по-прежнему раскачивало на сильных морских волнах.
По шатающемуся трапу пассажиры спускались на берег. Вскоре опустели палубы, жизнь на борту затихла. За несколько часов утренней стоянки погода менялась от проливного дождя до синего неба. Впереди почти целый день на борту, в 17.00 новые пассажиры вновь поднимутся по трапу, займут свои каюты и палубы, а в 18.00 теплоход оправиться в обратный путь, но все это будет к вечеру, а пока мне остается всматриваться в каменистые острова, то серые, то светлые, берега которых омывает Баренцево море.
Для посещения ЗАТО необходимо было специальное разрешение, которое без достойной или, по крайней мере, объяснимой цели визита туда и не оформить. Но без специального разрешения билет на теплоход "Клавдия Еланская" купить можно в кассе морвокзала в Мурманске (причем сразу туда и обратно), при условии - без выхода на территорию ЗАТО. А вообще по только только спущенному трапу в Островном первыми на борт теплохода поднялись люди в военной форме, на берег с теплохода выпускали тех, кто возвращался домой и тех, кто был в специальном списке. Еще днем я проходила по палубе и видела ребят в камуфляже на борту, поэтому на берег выйти не санкционировано ну никак было невозможно.
Кто давно ходил на Еланской, рассказывали, что были времена, когда к теплоходу еще в Кольском заливе (а вдоль него и расположены в большей своей части ЗАТО, что можно увидеть и на простой географической карте) приставали катера, шла проверка документов пассажиров, случайному человеку на теплоход и не попасть было. Сейчас-то из тех мест уже почти вывели все, катера не пристают, но старые порядки и люди, их соблюдающие, еще остались. Ну что поделать, зато природа там красивая.
Воспользовавшись тишиной, свободным временем и почти полным штилем, я немного позавтракала и под звуки то начинающегося, то заканчивающегося дождя подремала, но вскоре сработали внутренние часы путешественника, приведя себя в порядок, я вновь вышла на встречу новым событиям дня. За бортом раздавался плеск волн, цвет неба говорил о явном улучшении погоды.
К 17.00 на причале начали собираться новые пассажиры, вдохнувшие в пустые палубы теплохода новую жизнь. В 18.00 были отданы швартовые, вновь работа, снова в путь, выйдя из кольца островов, Еланская заторопилась теперь уже в Мурманск.
Почти изумрудным цветом воды в море хотелось любоваться все дольше и дольше стоя на корме, но теплоход, миновав острова, вышел в море и с кормы вновь пришлось уйти в крытую палубу.
Каким же разным по настроению тогда было небо.
Все время пути туда и обратно я просидела на единственном найденном на теплоходе переносном стульчике, вся мебель прикручена к полу, любуясь с палубы через окно частыми изменения в природе, могуществом волн Баренцева моря. И несмотря на Гольфстрим, море в летнее время достаточно холодное, дует с него и холодный ветер, а поэтому долго на палубе (даже крытой) высидеть невозможно, тем более, когда желудок пуст. А посему, не чуя ног и рук, но очарованная увиденными пейзажами я вновь направилась в свою каюту.
Кратко описывая каюты я уже упомянула, что заселение их производится без деления на мужские и женские. Дело в том, что до вечернего часа в каюту я не заходила с момента отхода теплохода из Островного, а поэтому и не задумывалась над вопросом подселения, наивно полагая, что и обратно я пойду в каюте в столь же одиночном комфорте или на крайний случай в компании милых попутчиц, но все вышло иначе. В каюту подселили двух мужчин. И все бы в плане соседства было бы ничего, да только одного из них мучил ночной кошмар, тишину каюты нарушали крики, сопровождающиеся резким размахиванием рук. Стало страшно, да и сон, как назло куда-то исчез. Собрав волю в кулак, приказала себе уснуть, вот и счастливое спасение - сон. Утро. Теплоход уже не качает. Попутчики спят. Значит, мы еще идем. Обозреть обстановку из окна каюты не представилось возможным, в порыве ночного кошмара, попутчиком люк был задраен. Стремглав покинув каюту с пакетом еды, я направилась на встречу новому дню.
От увиденных солнечных пейзажей на душе стало как-то веселее. Теплоход шел по Кольскому заливу, был почти полный штиль.
Расположившись на скамеечке, вновь залюбовалась, теперь уже солнечными видами берегов Кольского залива.
Спустя около 2-х часов, мы прошли причал Абрам-мыса, и вот уже причал морского порта. Спущен трап и первые пассажиры, добравшись до нужного им пункта назначения, покидают борт теплохода «Клавдия Еланская».
Когда я вернулась в каюту, моих попутчиков в ней словно и не было. Не торопясь я собрала свои вещи и также направилась к выходу. Рейс завершен, и он оставил много впечатлений и новых ощущений. Как тогда на Соловках, но теперь, будучи на борту теплохода, я думала о том, что вновь нахожусь вне нашего большого материка, глядя на край земли из вод сурового и неспокойного Баренцева моря. А такие ощущения все же, несмотря ни на что, хоть раз в жизни, но стоит испытать.
Так я побывала на краю земли в местах, что называются на картах Крайним Севером. Не без грусти тогда я покидала борт Еланской.
В Мурманске я провела еще несколько дней, ноги сами вели меня на морской вокзал и через сутки я проводила Еланскую в новый рейс.
Теперь и я оказалась по ту сторону борта теплохода, палубы которого заняли новые туристы и пассажиры.
Причал и в Мурманске, как и в Островном, заполнен провожающими.
Во время отхода теплохода нахождение на причале запрещено, а потому провожающие перемещаются в сторону здания морского вокзала.
При отходе теплохода вновь раздаются звуки марша, которые чуть слышны провожающим на пристани. Первый оборот винта, Еланская набирает ход и вскоре в лучах яркого солнца различим лишь небольшой силуэт этого северного труженика.
Так проходят будни теплохода «Клавдия Еланская», некогда в своем прошлом, знавшего не только воды Баренцева и Белого морей.