Частные школы Британии ч1 из 2

Oct 23, 2018 09:16


https://www.vestifinance.ru/articles/108883 "Частные школы Британии: как формируется элитный класс Туманного Альбиона", Олег Яновский, 20.10.2018. "Вести.Экономика" (с фотографиями нагляднее, потому лучше читать оригинал)
---
Несмотря на кажущееся стирание границ, британское общество сохраняет кастовый характер. Стать полноправным членом английской элиты иностранцу практически невозможно. Ключом к пониманию сути британского истеблишмента является представление о том, как эта элита выращивается, рекрутируется и в дальнейшем действует. Описание функционирования британской частной школы, которая во многом и формирует этот класс, - в материале журнала "Газпром".

Прежде всего необходимо определить, кто считается элитой в Британии. Здесь доминирует так называемый земельный фактор - именно представители земельной аристократии служат костяком верхних классов. Деревенская Англия отделяет традиционное аристократическое общество и членов высших классов от городской элиты, которая считает себя частью высшего круга, но таковой в полной мере не является. Городская элита - основной проводник либеральной экономической модели, поддерживаемой идеей об универсальных правах человека. Космополитизм, мультикультурализм и прогрессивные либеральные течения лишь усиливают стремление традиционных элит переезжать из города в деревенскую местность, а детей отдавать в те немногие оставшиеся частные школы, которые все еще сохраняют систему полного пансиона (Harrow, Eton, Winchester).

Землевладельцы

Данный феномен в Англии наблюдается на протяжении многих столетий, так как переезд за город - это попытка географически и социально приблизиться к элите и одновременно оградить себя от других слоев населения. И это престижно. Историческая ценность члена высшего класса в рамках The Shire (сельская, загородная жизнь) состояла в его статусе чиновника, руководящего и порой одновременно владеющего определенным поселением или общиной. Представитель высшего класса не просто житель сельского населенного пункта, но и его владелец, отвечающий за быт и производство в своих владениях.

Существующая схема распределения собственности мало чем отличается от феодализма, да и право, регулирующее это распределение, не претерпело существенных изменений. Большую часть дохода землевладелец получает от сдачи в аренду земель и владений: все, кто живет и работает на этих землях, должны платить ренту хозяину. Однако немалая часть приходится и на собственное производство, особенно учитывая, что земледелие, охота и такие виды деятельности, как разведение лошадей, считаются крайне престижными среди высших классов Великобритании. Более того, не стоит считать такой вид заработка архаичным, ведь он может принимать и менее очевидные формы. Например, похожая ситуация существует в Лондоне: его центральные районы, как и 200-300 лет назад, принадлежат землевладельцам и аристократии. Что касается жилья, то в большинстве случаев его нельзя купить, но можно взять в длительную аренду (на 100-200 лет).

В престижнейших частных школах учится больше всего детей земельной аристократии и представителей Лондонского Сити. Но также есть иностранцы, в том числе русскоязычные, и представители средних, а иногда даже низших классов (благодаря стипендиям). Объект данного исследования - прежде всего дети представителей высших сословий. Традиционная культура их класса практически не меняется на протяжении веков, а практикуемые ими ритуалы и само отношение к школьному образованию и тому значению, которое оно имеет в процессе воспитания последующих поколений элиты, существенно отличается от подобного отношения у других классов.

Несмотря на меняющуюся политическую, экономическую и социальную реальность, аристократия является костяком британского общества, а дети этого класса обязаны пройти через те же испытания и воспитательный процесс, что и их предки. Наличие редких представителей других классов в элитных частных школах Англии - лишь часть процесса адаптации института Public School (частная британская школа) к социальным изменениям в обществе с попыткой их учета в масштабах школы.

Отрыв от семьи

Ключевое отличие британской элиты от элит в других странах заключается в ритуальной ссылке своих детей в частные школы в совсем раннем возрасте. Отдавая за обучение детей по 30-40 тыс. фунтов в год (что на 20-30% больше среднегодовой зарплаты в стране), отрывая их от семьи и дома, родители рассчитывают на ту перспективу, блага или качества, которые в будущем сможет получить их ребенок благодаря элитному образованию. Они отказываются от встреч со своими детьми и жизни с ними в одном доме с целью поддержать и усилить статус семьи в обществе.

В основе созданной в Великобритании в середине XIX века системы частных школ и феноменальной ее эффективности лежит убеждение, что если убрать ребенка из семьи в раннем возрасте, то его эмоциональные потребности и нужды будут направлены целиком на школу - на учителей и одноклассников. Важно понимать, почему целый класс, безусловно один из наиболее влиятельных в мире, решает, что дети обязательно должны страдать, чтобы стать полезными гражданами. Ведь отрыв ребенка от семьи, и прежде всего от матери, в возрасте 6-7 лет не может не сказаться на дальнейшем развитии его психики. Однако именно механизмы защиты и социальной адаптации, которые вырабатываются у школьника с первых лет его обучения в частной школе, являются отличительной чертой британского высшего класса.

В школе, а затем в университете есть «географический» контекст с существующим разделением на школу и окружающий мир; на тех, кто достоин и может учиться в частной школе, и тех, кто не может, то есть на «своих» и «чужих». Здесь уместно упомянуть об английском феномене Town and Gown, предполагающем территориальное разделение на саму школу или университет (как центр населенного пункта) и периферию - всё, что окружает учебное заведение, включая находящиеся рядом здания, предприятия, самих жителей населенного пункта, которых ученики рассматривают в качестве поставщиков услуг по обслуживанию нужд школы. В связи с необходимостью делить одно географическое пространство между двумя абсолютно разными слоями населения еще со средних веков возникали многочисленные конфликты. Данный пример отображает структуру британского общества, в рамках которой практически в каждом институте существует четкое социальное разделение.

Нужно понимать, что жизнь в частной британской школе - это жизнь в крайне ритуалистическом, исключительно мужском иерархическом обществе. Психологи описывают выпускников частных школ, как «идущих по жизни с хорошо развитыми телами, отлично развитыми умами и недоразвитыми сердцами». Родители прекрасно осведомлены о том, что их дети будут несчастны в школе, но тем не менее всё равно их туда отправляют. Часто из их уст звучит фраза: «Мы знаем, что ты был несчастен в школе, также несчастен был и твой отец, и его отец, но посмотри, чего он добился».

Основным принципом воспитания британской элиты является умение подавлять эмоции. Именно экстремальная сдержанность в эмоциях, привитая в школьные годы, является определяющим фактором в «распознании» элиты. Одним из основных последствий такого эмоционального состояния является знаменитая двусмысленность и неоднозначность в действиях и выражениях англичан.

В Британии есть отдельная категория психотерапевтов, которые специализируются на так называемом синдроме частной школы. Данный термин характеризует состояние выпускника частной школы, у которого вырабатываются определенные защитные реакции, чтобы пережить травму отрыва от семьи и резкую потерю нормальных отношений в атмосфере любви и заботы. Наиболее яркими проявлениями этой самозащиты считаются экстремальная бдительность и наблюдательность, а также раздвоение личности на «частного себя» и «публичного себя». Именно экстремальная бдительность и готовность к опасности существенно снижают социальные навыки при коммуникации с другими классами. Поэтому Old Boy (выпускник частной школы) к «внешнему миру» относится крайне враждебно, считая необходимым держаться своей клики - людей, которые мыслят, действуют и выглядят, как он.

Обучение в частной школе можно описать как процесс, в рамках которого элита отрывает своих детей от всего общества на десять лет с целью производства «супербританца», или истинного английского джентльмена. Как отмечали многие историки и социологи начала XX века, организованный спорт и «превосходная порода» сработали в Британии. Многие из них также выделили существенные расовые отличия между представителями высших классов и остальным населением.

Цели и задачи

Потребность в сплоченном классе эффективных функционеров появилась в середине XIX века и была связана с расширением владений Британской империи и стремительно возрастающей нуждой в пополнении кадрами британских колоний. Изначальным планом было выращивание колониальный элиты в виде сплоченной группы всесторонне развитых администраторов, обладающих схожим набором навыков, взглядов, манер и убеждений, а также внешним видом. Их основной задачей было управление огромными территориями без обращения к грубой силе и существенных денежных затрат. Параллельно расширение Old Boys Network (широкой сети выпускников британских частных школ) выполняло другую задачу, которая стала доминирующей в последующие годы: консолидация, укрепление, а также выработка более внятной системы организации и функционирования правящего класса.

В конце XIX - начале XX века основным «хабом» этого класса были колонии Британской империи, в начале XX века и до Второй мировой войны - проект перехода от империи к содружеству. После Второй мировой войны, когда произошло резкое размывание социальных барьеров, ставшее критичным для идентичности Британии, главным убежищем элиты стали разведывательные службы. Сегодня этот «хаб», в основном, представлен академической элитой, условным deep state внутри консерваторов, и «новой колониальной элитой» - классом администраторов и управленцев, предоставляющим свои услуги и доступ к «сети» в рамках работы по найму на крупные международные или заграничные структуры (государственное строительство в различных странах - от Македонии до Казахстана, корпорации в квазиколониях, работа с Китаем, Ближним Востоком и т.д.).

Разделение общества на классы философов, защитников и ремесленников, каким представлял себе построение идеального государства Платон, было доминирующей идеей Британской империи, оправдывающей классовую структуру английского общества. В ее основе - концепция «органического общества», воплощенного во врожденном неравенстве людей, в сакральном значении традиций и важности социальной иерархии. Именно взаимодействие классов и понимание каждым из них своего места в обществе, подкрепленное верой в сакральное значение британской неписаной конституции, обеспечивали успешность британской политической и социальной системы.

Важно отметить, что «защитники», представляющие высший класс общества, не должны обладать какими-либо специфическими профессиональными навыками, и именно это является их преимуществом. Школы выпускали и продолжают выпускать «универсалов» с практически религиозным убеждением своего превосходства, готовых выполнять любое задание короны на любом участке планеты. Именно пренебрежение технократическими навыками - отличительная черта учебной методологии английской частной школы.

Ненавязчивость доминирования гегемонии и ее отчетливое принятие в форме негласного согласия низших классов является ключевым моментом существования подобной жесткой классовой и иерархической структуры английского общества, которое в уменьшенном размере полностью отображается в рамках частной школы. Как удачно отметил кембриджский лингвист Джордж Уотсон, «англичане смотрят вниз с презрением, а вверх - с восхищением». И действительно, в рамках британского общества, как и в пределах школы, именно ясное понимание своего места в иерархии и эффективное функционирование и взаимодействие четко разграниченных классов обеспечивают устойчивость системы, внутри которой никто не думает о том, чтобы бросить ей вызов. Важнейшим достижением как империализма, так и построения британского общества в целом было не навязывание сверху, а получение согласия от тех, кем правят. В данном случае слова Маркса о том, что правящий класс также является и правящей интеллектуальной силой, актуальны как никогда.

Сегодня, как и во времена Британской империи, основная задача частной школы - не предоставление каких-либо особых знаний и уж точно не предоставление практической информации, полезной для будущей карьеры, а воспитание учеников как членов определенной клики, одного целого. Представители других классов, приложив невероятные усилия, тоже могут отдать своих детей в частные школы. И хотя они всё равно не будут частью элиты в полном смысле слова, их там научат патриотизму, командному духу, лидерским качествам и, что самое важное, специальным способам одеваться и говорить.

Методы обучения социальным навыкам, формирование идентичности, уверенности и самоуважения применяются для конструирования групповой сплоченности - залога выживаемости класса. Школа из учебного заведения превращается в дом, семью, родину и служит, по утверждению одного известного выпускника, «по праву матерью всех мужчин». Многие бывшие ученики частных школ признают, что именно школа стала их семьей.

В какой бы сфере не работали Old Boys, образование у них должно быть одинаковым. Представители духовенства, армии, политики и бизнеса - все учатся в одинаковых условиях в одних школах и обучаются быть джентльменами. Лишь позже они решают, в какую сферу податься. Таким образом, вне зависимости от сферы деятельности ученика школа создает консолидированный класс джентльменов. Существующая сеть выпускников в разных сферах обеспечивает их социальное и профессиональное продвижение. Выходя во взрослую жизнь, они продолжают контактировать практически исключительно с Old Boys, активно используя доступ к «сети» в своих целях.

Ритуализм и практические навыки

Для создания сплоченного класса необходима четкая идеология и эзотерическая составляющая, превращающая учебное заведение в сакральное место, а выпускников - в орденскую иерархическую структуру. Именно поэтому частные школы активно создавали мифы и внедряли в школьную жизнь целый комплекс символов и тотемов. Следует сказать о роли масонства в создании мифологии частных школ. Масонство было удобным для англичан с практической точки зрения, так как где бы ни был выпускник, он всегда знал, куда ему пойти, где его встретят и где он будет «в своей тарелке». Англичане использовали институт масонства с целью создания собственной мифологии. Особенно это касается британских школ и университетов с множеством тотемов, практикой цветовой иерархизации, наименованием домов, названием позиций в школе, использованием символики. Так масонство было адаптировано под нужды нового проекта.

Эффективность применения мифологии на примере школы дало свои плоды и в управлении империей. Британцы правили исходя из ритуалов, мифов, традиций и иррациональных убеждений, которые определяли их действия и очень редко имели что-то общее с открытыми политическими целями и стратегическим планированием. Можно утверждать, что социально-политический рационализм не является адекватным объяснением мотивов политики правящего класса Англии. Когда дело касается вызовов со стороны внешней среды, именно система тотемов, символов и ритуалов в некотором смысле заменяет рациональность. С целью оправдать мифологию школы была придумана уникальная система кодов и ритуалов, которые служили инструментами социального контроля внутри нового института. Например, униформы и медали империи были отражением школьных лет, и наоборот: название колоний, система иерархии внутри колониальных административных структур адаптировались под воспоминания о школьном прошлом.

Школа стала важнейшим аспектом не только для самих британцев, но и для местных правящих колониальных классов, которые стремительно срослись с их колониальными вожаками. С одной стороны, школы призваны выращивать «рационального джентльмена», с другой стороны, когда Old Boy сталкивается с незнакомой ему ситуацией, иррациональность практически всегда берет верх. В таких случаях автоматически подключается привитая иррациональность, выраженная в системе ритуалов, символов и обычаев. Так, когда дело касалось имперской администрации, этот «школизм» был «ментальной гимнастикой», позволяющей офицерам совладать с проблемами без обращения к специалистам. Корни подобного отношения уходят в иерархическую структуру в школах, где было распространено надзирательство за младшими учениками. В школах культивировалась вера в то, что империя может быть управляема, как частная школа. Школьная атмосфера создавала уверенность в правильности всего британского.

Как писал один исследователь, частные школы устанавливали для учеников «язык жизни». Арабские страны могут служить отличным примером проявления данного феномена. Так, империализм на Ближнем Востоке очень часто принимал крайне причудливые формы. Определенный вид литературы романтизировал школьное прошлое и сравнивал частные школы с владениями империи в Аравии. Часто можно встретить сравнение школьных зеленых полей для крикета с девственными песками Аравийской пустыни. Постоянно сравнивались школьная жизнь и быт бедуинов.

Без сомнения, именно частная школа являлась основой мощи Британской империи. Ведь как еще можно организовать самую большую империю в мире, имея в наличии крайне небольшую группу людей, которые должны управлять 420 млн человек? Знаменитый Индийский офис насчитывал не более 1 тыс. активных офицеров. Слепая верность школе, ее устоям и традициям не покидала выпускника всю его жизнь.

Империи были нужны прежде всего уверенные в себе функционеры, на которых можно положиться. Например, в 1919 году министерство по делам колоний перестало принимать людей для административных должностей в колониях по объявлениям. Вместо этого был запущен процесс рекрутирования кандидатов исключительно из числа предложенных учителями и директорами частных школ, а также преподавательским составом и руководством Оксфорда, Кембриджа и нескольких других университетов. То есть практически сразу после введения этой меры всё руководство Британской империи представляло собой группу классово близких людей, имеющих одинаковые воспитание, манеры, привычки, внешний вид, мировоззрение и разделяющих одни ценности.

Ни один англичанин не находил странным, что школьные годы предопределяли то, как будут организованы государственные структуры в самых отдаленных уголках планеты. Колониальные администраторы - выпускники частных школ - создавали государственные структуры, в точности копирующие устройство и организацию частной школы. Таким образом, приезжая в абсолютно неизвестную местность, Old Boys строили для себя комфортный микрокосм, позволяющий им быстро интегрироваться и защититься от внешних угроз.

edu, imperial, psy

Previous post Next post
Up