"Жигули" и "капуста"

Mar 26, 2013 11:47


Юность Бориса, изложенная иным манером
Купаясь в непривычных для нашей провинциальной газеты лучах славы (редакция еле успевает расскринивать квитанции о перепостах и знакомиться с новыми подписчиками), "Хеломские Ведомости" решили продолжить ковать железо пока куй горяч, и посвятить ещё один номер козырной теме.

Публикуем мемуары (о той же эпохе) ещё одного из "бориных мальчиков", тоже пожелавшего остаться инкогнито. Тем не менее, будучи знакомым с Инкогнитом с наших (общих) 15 лет, главред ручается за достоверность содержания: Инкогнито успешно преодолел свою природную склонность приврать приукрасить изложение. Текст приводится в авторской редакции: немногочисленные замечания "ХВ" выделены деликатно сносками.

Сотрудник Гендирбаба вспоминает

Вот умер Березовский.

Да ушел человек. "И жил грешно и умер смешно"

Вот несколько моих воспоминаний:

Я часто вспоминал наши прошлые годы от первого моего знакомства в начале 1981 до последней моей встречи с ним в 1997 году. При первом знакомстве он всем всегда представлялся: - Борис. Я чувствовал, что он тогда очень стеснялся своего отчества Абрамович.

Я был свидетелем многих необычных происшествий.

1982 год. Боря активно занялся своей докторской диссертацией. Вся его группа - 6 человек (все выпускники мех-мата и подобных учебных заведений1) включились в создание этого труда. У кого что было из наработок - все шло в ход. А Боря тогда часто говорил, что защита кандидатской диссертации - это 90% науки и 10% политики. А вот уже защита докторской диссертации - это 10% науки и 90% политики.

У одного из членов ВАКа были разваливающиеся Жигули. Да к тому же этот член еще и крыло где-то помял. Так вот Боря и договорился, что он ему - члену ВАКа - поможет безвозмездно отремонтировать автомобиль, поскольку Боря едет в Тольятти на ВАЗ,. И там на самом заводе крыло ему починят.

Итак лето 1982 год. Боря попросил меня молодого научного сотрудника его сопровождать. Боря за рулем (я рядом пассажиром). Боря был тот еще водитель (видимо начинающий). По дороге в Тольятти пошел дождь, резина конечно абсолютно лысая. Боря не справляется с управлением. Машину заносит. И мы переворачиваемся через крышу и улетаем в кювет. Я этот момент хорошо запомнил, поскольку в машине была стеклянная банка с квасом и коробка с лимонами (для друзей из Тольятти). Пока летели и переворачивались - было море лимонов, и банка меня несколько раз больно ударила. А вот у Бори - ни одной ссадины...

Понятно, что осталось от Жигулей после такого оверкиля. Прежде все кузов требует замены на новый. И многое другое. В конце концов остатки Жигулей дотащили до Тольятти. Боря влез в безумные очередные долги, поменяли кузов и получилась фактически новая машина. Но признаться хозяину в том, что случилось, он очень боялся и не мог. А финал был забавный. Когда член ВАКа получил назад свою машину, он придирчиво посмотрел на крыло, потрогал и сказал, что сделали неплохо - ПОЧТИ НЕ ЗАМЕТНО.

В походе на байдарках на Шую2 никто не смог пройти какой-то порог, а вот Боря (вместе с его подругой Галей) просто без всякой подготовки прошел... И так много раз... И даже когда на него было покушение (по-моему 1994), он чудом остался жив... Его ангел-хранитель все время за ним приглядывал.

Сколько я знал Борю с самого первого дня - он всегда был должен деньги. Сначала это были какие-то сотни рублей, потом это были тысячи рублей, а уж когда он стал королем империи он должен был миллиарды кому-то. Я уверен, что у него ничего не было, кроме долгов. Это и провоцировало его в последнее время на всякие отчаянные глупости типа судить Абрамовича.

Я лично, если вспомнить Борю, никакого зла от него никогда не видел. И все свои обещания он выполнял....

У него потом явно проявилась черта влюбляться в новых людей, а старых забывать. (Кто-то это называл "перешагивать через головы"). Но за это не стоит никого осуждать. У каждого свой путь. Много глупостей было сделано им (а кто их не делал). Когда он себя окружил людьми, настоящими волками (там были все от криминала до кардинала), то все его старые друзья фактически были отодвинуты и потеряли контакт. Я это все сам прошел. Боря даже пытался как-то удержать меня в команде, но давление на него новых "друзей" было сильнее.

И его связь с Ленкой Горбуновой (как бы последняя жена) - это вообще отдельная история. Он ее увел у престарелого М. Ф. Шатрова (Брестский мир, 6 июля, Так победим и пр.). У нас тогда был очень большой проект "Краснохолмская стрелка". Филлипыч как-то похвастался перед Борей, что мне 60-лет а любовнице моей 18. Так вот Боря тут же склонил ее к сожительству. А Шатров предупредил Борю: за то что он у старика отнял самое дорогое, ему будет смерть. Это было в 1992 году. Боря сильно тогда перепугался. Рухнул отличный проект "Красные холмы" . А когда в 1994 году на Борю было покушение, то я подумал, что старик Шатров держит слово. Шатров и про Ленку (я так понимаю из мести) тоже много наговорил.

Есть много чего интересного и даже забавного из той жизни. Березовский развивал контакты в начале 80-х с Автовазом. Он им туда колбасу и лимоны возил. Обхаживал вазовское начальство. Кого-то увлекал идеей быстрой защиты диссертации, а в замен справки о внедрении и какие-то железки. Боря мечтал о своей машине.

Так вот история, как все началось. У Автоваза были постоянные зарубежные контракторы по развитию производства. В частности фирма из Турина Логосистем. Тем более, что Автоваз - детище Фиата. Так вот, когда наступили новые времена в конце 80-х, и появились первые Совместные Придприятия, то за рюмкой граппы президент Логосистем Джанни Чамарони и директор УОП Тихонов В.И. обсуждали возможности сделать новую совместную компанию с Автовазом (в надежде, что все контракты будут у Логосистем). И тут Чамарони говорит, что для того чтобы это реализовать, нужно найти ХИТРОГО ЕВРЕЯ. А Тихонов - так тут есть один, все время крутится из Москвы. Вот так Березовский появился в новой деловой среде, и создали СП ЛОГОВАЗ.

Вот вспомнил еще пару эпизодов. Когда было создано Советско-Итальянское Совместное Предприятие ЛОГОВАЗ (21 апреля 1989 г), то Зибарев А.Г. (Зам. Ген. Директора Автоваза) предложил включить в совет директоров Бадри Патаркацишвили (Зав. складом ВАЗовских запчастей в Грузии). Бадри стал частенько наведываться в Москву, но не было понятно все же для чего. И вот какое-то время спустя, я узнал, что Бадри пожаловался директорам ВАЗа, что уже так дальше нельзя - Березовский постоянно просил Бадри привезти еще и еще денег. Когда Боре сказали, зачем он все время вытрясает из Бадри деньги, то Боря ответил: А на хуя он еще нужен? Правда, когда в 1991 году в Грузии началась война, то Березовский взял Бадри своим замом в Москву (видимо он понимал, что должен). А тот уже разогнал всех, кто был раньше с Березовским...

А вот еще из того времени. Когда в газетах появилась первая реклама АО ЛОГОВАЗ (начало 1990 г), то звонили люди и спрашивали - Это АО ЛОГОВО, которое продает автомобили?

А вот еще вспомнил, как Березовский стал член-корром РАН.

У Березовского был покровитель в среде академиков СССР. Березовский обладал способностью оказывать влияние на людей (можно назвать это обаянием, а возможно и видом гипноза). Только люди со спец. подготовкой не поддавались этому (Е.М.Примаков, В.В.Путин)3. 1991 год. Так вот Березовский был уже Доктором Технических Наук. И Гендирбабом (Генеральным Директором Б.А.Берeзовским). Советский союз рухнул и Академия Наук СССР тоже... Была оперативно проведена работа по созданию новой Российской Академии Наук. В этот момент там был полный бардак. Боре удалось заинтересовать конкретных членов, отвечающих за новый состав РАН, и так он стал Член-корром РАН4.

_________________________

Примечания редакции "ХВ"

1. Мехмат всё-таки был в меньшинстве, - в основном по причине того, что вступительная селекция по пятому пункту в МГУ уже была отлично откалибрована и сбои были редки. По этой же причине наиболее массово был представлен МИИТ.

2. Имеется в виду тот самый поход, фотографии которого были стёрты из первой статьи по данной теме. В редакции хранится и снимок автора данных мемуаров, но публикация его никак не возможна из-за запрета на порнографию.

3. В этом месте редакция "ХВ" категорически не может согласиться с мемуаристом. Борина манера общения была прямо-таки карикатурно-еврейская (он тараторил, делал одновременно несколько дел, разговаривал с несколькими людьми, хватал собеседника за пуговицу, мимика была тоже была соответствующей). Всё это должно была сильно раздражать людей, даже далёких от антисемитизма, а уж про большое советское начальство, вскормленное на борьбе с космополитами и сионистской агрессии, и говорить нечего. Борин шарм был очень специального свойства, очень трудно это описать, и он очень выборочно распространялся на людей.

4. Тут уж главред решил вставить свои две копейки. В 1990-м (или, может, уже весной 1991 г.) году борин родной ИПУ по разным причинам оказался не в состоянии платить зарплату сотрудникам. Кто уж там чего крутил-прокручивал, сейчас не вспомнить, но положение было аховое. Настолько, что секретарь партбюро (КПСС, напомним, всё ещё оставалась руководящей и направляющей), профбосс (школа коммунизма ещё не закрылась) и зам. директора пошли бить челом зав. лабу д.т.н. Березовскому в его оффис на Метростроевской (а ведь ещё за каких-то пару лет до того Боря ещё смиренно дожидался свободной минутки в приёмной директора в административном корпусе, развлекая секретарш байками). Радушный хозяин напоил уважаемых гостей чаем-кофием, внимательно выслушал, и сказал, что-де своей личной подписью он может выделить примерно треть просимой суммы, и это он может сделать немедленно, а для того, чтобы выдать остальное, он формально должен собрать совет директоров ЛогоВАЗа, и это может потребовать пары дней, но за окончательный результат можно не волноваться.

Офигевшие ходоки вышли, пошатываясь, из оффиса, и на следующий день ИПУ гудел, как улей родной завод. Фонд зарплаты на 2000 человек на полгода вперёд - вот так, за здорово живёшь? Одного из начальников я застал в оцепенении: он меланхолично рисовал на бумаге единички и нули. "Вы слышали, Хахамушка, сколько денег дал Березовский? (какая-то цифра с многими нулями, сейчас не помню уже). Вот какую часть своих денег можно так просто взять и подарить? Ну, скажем, один процент? (по глазам собеседника было ясно, что он бы и один процент не подарил). Значит, сколько ж у Бори денег-то есть?! (умножал столбиком на сто, получая тот же ответ, что уже был написан выше несколько раз)...". Следовало ли удивляться, что на выборах в АН СССР голоса всех институтских членкорров и академиков (а их у нас было) были у Бори в кармане. Ну, плюс, действительно, ещё какие-то персональные шашни, - многие сами понимали, что Боря далеко пойдёт, а формальная сторона дела у него была в полном ажуре...

P.S. Сколько же "мальчиков", однако, решилось заговорить, некоторые даже от своего имени... Вот, скажем, воспоминания Володи Борзенко, он же перхушковский Б. из предыдущего репортажа (он же Бозя, он же "Бэрримор" для своих учеников, - раскрылся так раскрылся...).

На всякий случай просьба к тем, кто вычислил инкогнитов и главредов (что вовсе не трудно), не засвечивать их тут же в комментариях. Заранее спасибо.

♣ Когда вы не сможете прочесть эту надпись здесь, вы сможете всегда её прочесть тут. А Оккам пусть бреется сам своей бритвой.

сторожилы вспоминают

Previous post Next post
Up