Роковая книга средневековья

Nov 21, 2012 13:04


Обложка русскоязычного издания - Санкт-Петербург, "Амфора", 2009.


Ян Люйкен. Сожжение Анны Хендерикс в Амстердаме в 1571 г. Гравюра. Конец XVII в.


Взялся вычитывать на работе строки этих неимоверных постулатов католической инквизиции, что в буквальном смысле свирепствовала в средневековье. Многие об этом слышали, многие знают, о кострах, на которых сжигали так называемых ведьм, о мракобесии религиозном, что некогда расстилалось на целые государства, диктуя волевые решения светским властям и судам. Оказывается, что этот трактат имел чуть ли не беспрекословный успех, множество раз переиздавался и поддерживался множеством крупных авторитетов. Книга мной только начата, но уже складывается стойкое впечатление, что Инститорис, Шпренгер, а заодно и все инквизиторы со средневековым католичеством были сумасшедшими. В то же время, они и помыслить не могли, насколько дьявол далеко и глубоко вознесёт своё царство ныне. Вот, что пишет С.Г. Лозинский в своём вступлении к русскоязычному изданию книги (Санкт-Петербург, "Амфора", 2009):


На долю книги, однако, выпал неимоверный успех: в течение девяти лет она выдержала 9 изданий, 7 раз была издана в XVI веке и продолжала выходить новыми изданиями и позднее, так что их общее число равно 29, причем 16 изданий вышло в Германии, 11 - во Франции и 2 - в Италии.

С первого момента своего появления книга вызвала бесконечное множество восторженных отзывов, и знаменитый нидерландский юрист XVI века Иодокус Дамгудер в своей очень популярной Практике уголовных дел заявил, что книга эта имеет для мира силу закона. Теологи, философы и юристы наперегонки спешат с изъявлением своего восторга по адресу Молота ведьм, и протестантские ученые присоединяют свои голоса к голосам католических богословов и представителей духовенства. Гениальный художник Альбрехт Дюрер готов посвятить ему свою кисть, а ортодоксальный лютеранин проф. Бенедикт Карпцов считает эту книгу крупным авторитетом. Поэты поют ей гимны, а творцы баварского Кодекса Максимилиана исходят при составлении отдела наказания еретиков из книги Инститориса и Шпренгера как из незыблемых и прочно установленных предпосылок.

Папы Александр VI, Лев Х и Адриан VI неоднократно подчеркивали правильность всех основных положений Молота ведьм и выпустили по этому поводу специальные указания.

Успех привел к тому, что книга все увеличивалась в объеме, но совершенно своеобразно: к ней механически прибавлялись другие сочинения на эту же тему. Так целых шесть изданий Молота ведьм были снабжены в виде продолжения пятой частью известной книги Иоанна Нидера Муравейник, авторитет которой был также очень высок и распространение которой было облегчено тем, что она стала как бы дополнением к Молоту ведьм.

На некоторых изданиях этой коллективной книги имелась надпись: Покупай и читай эту книгу, о деньгах не пожалеешь. Судьбу книги Нидера разделили многие богословские произведения XVI века в особенности часто присоединяли к Молоту ведьм разные сочинения в XVII веке, причем некоторые классические произведения католическо-инквизиционной мысли получили широкое распространение именно благодаря этому своеобразному взятию на буксир тяжеловесных томов. Даже знаменитый Варфоломей де Спина нуждался в протекции Молота ведьм.

А насколько удивительно ненормален и прост был подход к процессам и поимке нечистых, по всей видимости, можно выцедить из нижеизложенного абзаца, взятого из того же предисловия:Возражения некоторых юристов о невозможности для светского суда руководиться в своей практике невидимыми преступлениями, каковыми являются ночные полеты ведьм, оспаривались церковью на том основании, что уже давно доказана специфичность (singularitas) ведовских преступлений, требующих совершенно иного к себе подхода. И известный богословский писатель XVI века Варфоломей де Спина, говоря о том, что мужья летающих ведьм не только не подтверждают этих полетов, но утверждают, что их жены мирно спят рядом в ночи своих мнимых полетов, замечает, что тут-то и проявляется дьявольщина, обманывающая мужа, рядом с которым лежит подобие тела, принявшего образ жены обманутого мужа. Правда, старания инквизиторов увидеть воочию летающих ведьм ни к чему не приводили, хотя известно было, что полеты обычно происходили в ночь на пятницу и немало ревнителей чистоты религии караулили в эти ночи с целью поймать женщину на месте преступления,- но что же это доказывает? - спрашивает де Спина и тут же отвечает: Разумеется - лишь необыкновенную силу дьявола. И светское законодательство покорно вписало в свои параграфы смертную казнь для колдовства и ведовства, являющихся исключительным преступлением и имеющих специфический характер...

Религия, Книги

Previous post Next post
Up