Джиперс Криперс / Jeepers Creepers / 2001 / Виктор Сальва

Jan 20, 2012 21:37

На американских протяжённых трассах, в американской глубинке, а тем паче и вовсе в какой-нибудь забытой глухомани, происходят локальные Апокалипсисы и Армагеддоны; подчиняющие целые населённые пункты сектанты растлевают маленьких девочек; мутирующие маньяки-каннибалы с ампутированными руками и ногами насилуют заблудших девиц, а потом варят и съедают их половые органы; свихнувшиеся от одиночества старухи слушают допотопные детские песенки и расчленяют своих дедов, скармливая остатки любимым кошкам; инопланетяне высаживаются целыми группами и строят собственные города; массовые самоубийцы поклоняются дьяволу, совершая ритуальное жертвоприношение после кровопролитной и похотливой оргии; мёртвые встают из могил и ищут ещё тёплого мозга...да чего только не происходит в Америке, скажу я вам.

Jeepers Creepers - такое название в самый раз подойдёт детской страшилке или забытой группе, чьи виниловые пластинки чудом осели в трухлявых домах реднеков, невесть как туда вообще попавших. Именно такая джазовая американская песня от 1938 года и легла в какой-то мере в основу данного фильма, поимев с него теперь особый и зловещий оттенок. "Джиперс Криперс" - фильм ужасов вовсе не молодёжный в его распространённом понимании и даже не современный. Фильм вбирает в себя прошлое кинематографического жанра ужасов из добрых и причудливых 80-х, топорные и затянутые ситуации, странных персонажей, даже нечто немного сюрреалистичное и атмосферное, проще говоря, есть такое слово, weird, низкобюджетный фильм ужасов с лёгким чёрным юмором в его осовременном и многобюджетном виде.





Дорога длинная, дорога дальняя, в руках руль видавшей виды автомашины. Братец с сестрицей едут к родителям, пока не становятся на пути ещё более видавшего виды допотопного и ржавого автомобиля, чьим собственником оказывается существо не вполне благоприятное. С момента встречи с этой машиной актёрская игра практически заканчивается, начинается локационная странность, насыщенное любопытство и смакование отрицательного персонажа. Паренёк ныне запоминается лишь своими монументальными ступорами и охуевшим взглядом в камеру, девушка никак не запоминается, ибо как была так и осталась. Но оба героя обладают уникальной и прямо-таки чрезмерной глупостью и любопытством: в тех моментах и местах, где надо сломя голову убегать и нестись от опасности, герои, словно загипнотизированные, наблюдают или идут дальше в своём любопытстве. Их выдержке полнее рассмотреть оторванную голову или проследить за процессом вырывания языка из этой же головы можно только позавидовать. Однако это вовсе не портит картину, наоборот - рождает той атмосферности и арсенала низкобюджетных фильмов. Но не намеренный акт любопытства стал причиной гонений на героев, виной случайность - проезжая мимо заброшенной церкви, брат и сестра стали свидетелями сбрасывания в ведущую подземь трубу уж очень больно напоминающих силуэты человеческие тюков с красными разводами. И занимался такими делами никто иной, как водитель допотопной автомашины. Погоня, уезд с покрытий дорожных. И вот в воспалённом мозгу паренька взыгрывает напасть глянуть, что же там в трубе, в которую он благополучно и падает, обнаружив мрак, ад и безумие - консервированные и сшитые вместе кучи человеческих тел, коими облеплены стены и потолки. Обращение в полицию хоть и получает удовлетворение, но противостоять маньяку не так-то просто, ибо он существо демоническое, с крыльями, ест органы живых людей, таким образом заполучая их силу и качества себе. Каждую 23-ю весну чудище выходит из своих укромных уголков и начинает бугименить ажно целых 23 дня, как правильно выразилась безумная тётка-экстрасенс (его фанатка в снах и страстная поклонница спеть заглавную песенку в жизненно опасной ситуации), начинает есть.

Кинофильм может вполне претендовать на рождение нового харизматичного героя фильма ужасов в лице этого самого Джиперса Криперса, ибо выглядит он заманчиво и своей историей, и внешним видом, и подоплёкой повреждения человеческих жизней. Криперсу приглядываются всякого рода заброшенные места, где никто мешать не будет громко включать свой любимый патефон, сшивать вместе человеческие тела и вообще работать, так сказать, надо собой. Первое его место жительства - заброшенная церковь с соглядатаями-воронами и зловещим деревянным крестом на крыше, сгорела, похерив всю красоту тамошнего подвала, украшенного россыпью убитых тел. Второе - колоритное индустриальное сооружение, больше подходящее цвету кожи Криперса. Сам же главзлодей внешне и издалека может сойти за чучело кукурузного поля, в натуре оказываясь существом демоническим и не от мира сего (вспомним крылья и регенерацию, основанную на съедении человеческих частей тела). Но отчего же его любовь к винилу и старым песенкам ? Явно Криперс коллекционер не только тел, но и музыкального формата. Наш человек. А вот музыка в фильме - это вовсе вам не это. Помимо собственных интересных оркестровых наработок, картина включает в себя следующие треки, скорее всего почерпнутые из коллекции Криперса:

«Jeepers Creepers» - Paul Whiteman and his Swing Wing
«Hush Hush Here Comes the Bogey Man» - Henry Hall and his Orchestra
«Peek-A-Boo» - Echo 3
«Where I’m Not» - Greg Hawks & The Tremblers
«If Only You Were Mine» - The Two Dollar Pistols with Tift Merritt
«Counting the Hours» - The Two Dollar Pistols with Tift Merritt

Сюжет в картине развивается в общем-то даже нелогично и локационно. Герои, как я уже говорил, извращённо-наивны в желании не спасать свои жизни, а продолжать наблюдать или делать что-то не так, переходя на новую локацию. Так, например, вместо, чтобы гнать, что есть мочи, они останавливаются возле этого дома кошатницы в поисках телефона, да ещё потом и с таким усердием наблюдают за ситуацией в доме, когда Криперс туда проник и бабка пошла его крушить. Может такие моменты на кого-то нагоняют страху лишку или саспенса, но мной они воспринимались как немного комедийные с этим непременным охуевшим от происходящего лицом паренька. Да даже в этих сценах, когда герои пытались чудище раза три переехать, а также наблюдали за поеданием им языка из головы, сквозит не саспенсом и пугалками, а именно сокрытым юмором, сбавленной до минимума трэшевой угарности. И именно этим фильм привлекает. Патефоны, песенки, экстрасенсы, заброшенная церковь и её подвал, человеческие тела все эти, сверхъестественный маньяк. В какой-то момент мне даже всё это напоминало более мягкий вариант "Дома 1000 трупов" Роба Зомби. Но то, что фильм получился привлекательным и даже стоящим особняком неким в жанре фильмов ужасов из 2000-х, это да.
























Маньяки и серийные убийцы, Роуд-муви, Фильм ужасов, Заброшенные объекты

Previous post Next post
Up