Apr 04, 2010 01:33
Подзаголовки утвержденной Александром II
программы преобразований на 1881-1883 гг.
Дело в том, что Государственный Совет, в который должны были быть введены выборные представители от земли (в чем и состояла т.н. "конституция" Лориса, которая на самом деле, слава богу, конституцией не была, а была привлечением народного представительства в качестве части законосовещательного органа), должен был заняться вместе с этими представительством вполне определенными делами. Цитирую:
"Реформа податная, дарование прав раскольникам, пересмотр паспортной системы, облегчение крестьянских переселений, преобразование губернских административных учреждений, установление отношений нанимателей к рабочим, наконец, надлежащее руководство периодической печатью, имеющей у нас своеобразное влияние, не подходящее под условия Западной Европы, где пресса является лишь выразительницею общественного мнения, тогда как у нас она влияет на само его формирование".
Из всего этого по смерти Александра II было очень частично проведено "установление отношений нанимателей к рабочим" (запланировал его именно он) и прекращение временнообязанного состояния для той небольшой части крестьян, что в нем еще была. Переселения не только не были облегчены и не получили помощи государства - это надо было Столыпина дожидаться и первой революции - но, наоборот, их намеренно запрещали в административном порядке, чтобы поднять цены на аренду помещичьей земли и тем подкрепить помещиков. Выкупные платежи сокращены не были. Налоги на крестьян понижены не были. Вместо надлежащего руководства и вообще хоть какого-то руководства периодической печатью правительство предпочло ее сторожить и периодически же бить палкой, только вот не руководить. Точнеее, оно так понимало руководство.
Тогда же Лорис писал императору чистую правду:
"На исцеление людей, заразившихся социальными [социалистическими - А.Н.] идеями, не только трудно, но и невозможно рассчитывать. Фанатизм их превосходит всякое вероятие; ложные учения, которыми они проникнуты, возведены у них в верования, способные довести их до полного самопожертвования и даже до своего рода мученичества".