Князь.

Mar 28, 2010 19:18

Князь Кутузов и генерал Бонами. "Вы ранены, товарищ!"

Французский генерал Бонами, - в источниках его нередко и заслуженно называют неустрашимым - при Бородине взял наш редут. Ответной атакой русских войск французы были выбиты, Бонами дрался врукопашную в редуте, был дважды ранен в бок штыками, контужен пулей, оцарапавшей ему лоб, и схвачен в плен. Взятого Бонами погрузили на лошадь и конвоир повез его к Кутузову - генералы в плен попадали редко. Кутузов, заметив конвоира и пленного и не зная, что это за пленный, но видя только, что тот ранен, сам встал со своего места, подошел к Бонами и сказал по-французски: «Вы ранены, товарищ (сamarade)! Кто Вы?» И, обернувшись, приказал: «Скорей лекаря!»

Бонами ответил: «Маршал! Я генерал Бонами, захвативший Ваш редут». Кутузов предложил ему немного вина для подкрепления сил, тот с удовольствием согласился и выпил огромный стакан красного. Такой же стакан Кутузов велел налить и конвоиру, с неудовольствием глядевшему на то, как Бонами, которому было предложено Кутузовым немного (дословно «несколько капель») вина, выкушал вовсе не дословные несколько капель, а пребольшой стакан.

Все это, включая свою недовольную реакцию по поводу аппетитов Бонами, конвоир отразил потом в своих мемуарах (см. ГСК 2: 372) - а этот конвоир был знаменитый Иван Липранди, позднее военный разведчик по внешним и внутренним делам, собравший материал на кружок Петрашевского, желавший расширить это дело до всероссийского процесса ведьм (материалов было бы больше чем достаточно - такие разговоры и сговоры, как у Петрашевского, велись повально по всей Империи, и не знал об этом разве что сам император - однако Орлов, Дубельт и Перовский вовсе не хотели сообщать ему об этом и раскапывать такие дела, предпочитая ничего о них не знать, пока те не прорывались на свет Божий сами, как в случае с Петрашевским) и на этом фактически сломавший себе карьеру, так как даже его начальники, не говоря о прочих сановниках, очень не хотели такой охоты на ведьм. Уже и в деле Петрашевского по уши оказались замешаны двое членов семей больших вельмож, и оное обстоятельство следствие, учитывая влияние этих вельмож и не желая с ними ссориться, и вовсе скрыло от императора, не остановившись для этого даже перед похищением и уничтожением улик. Липранди, которому в этом уничтожении пришлось поневоле, под давлением начальства, принять участие самому, все же очень старался подтолкнуть к расширению розысков и арестов, но начальники это с раздражением пресекли.
Кутузов, впрочем, под «несколькими каплями» имел в виду нечто вроде «по потребностям», он вообще и в частном быту был крайне хлебосолен и за обед к себе всегда усаживал уйму всякого народа, что современники считали главным его расходом и основной причиной того, что у него вечно было мало денег.

Сокращ.: ГСК - 2 = Гуляев Ю.Н., Соглаев В.Т. Фельдмаршал Кутузов. Т. 1-2. М., 1995.
Previous post Next post
Up