Мифы и легенды ГВ-1. Погромы, звезды, равноправие

Apr 20, 2008 01:20


Мифы и легенды ГВ-1. Погромы, звезды, равноправие

Есть какой-то набор штампов касательно событий 1917-1920, которые были широко усвоены и которые ни в какой степени действительности не отвечают. Иногда, чтобы это понять, нужно что-то посмотреть, иногда и смотреть ничего не надо, достаточно 5 секунд подумать. Эти штампы, однако, возымели собственную жизнь и используются при производстве штампов следующего поколения... Собственно, такие вещи происходят применительно к любым историческим сюжетам (впоминается классическая, выдуманная отечественными коммунистами за Черчилля цитата о том, что Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой), но здесь уж совсем какая-то разруха образовалась. В 90-е как будто грохнулись две классические байки - про Керенского,
который при осаде Зимнего дворца большевиками бежал, переодевшись женщиной (на деле он еще до всякого штурма совершенно открыто, чин чином на автомобиле, при всех регалиях выехал из Петрограда), и про штурм Зимнего (какового не было и вовсе - в смысле, штурма, а не Зимнего). Знаменитая фраза Николая Второго о том, что он после отречения поедет в Ливадию и будет выращивать цветы, - выдумка журналиста, и известна даже фамилия этого журналиста...
Но много других симулякров бродит по информационному пространству. Все и не перечтешь. Навскидку три штуки, связанные с моими малыми работами по части мифов и легенд о еврейско-русском взаимодействии времен Гражданской войны.
1. "Погромы белых отталкивали евреев в "красный" лагерь и были одним из важных факторов той поддержки, которую оказали большевикам те евреи, которые ее оказывали".

Погромы белых начались летом 1919. Поддержка, которую какие-либо евреи могли бы оказать большевикам в порядке реакции на эти погромы, могла быть оказана не ранее зимы 1919/20 - весны 1920 года, потому что именно тогда РККА заняла те области, где эти погромы совершались. Между тем ни один источник не указывает на какую-то дополнительную поддержку большевизма со стороны евреев, проявившуюся в это время и позже. Что касается евреев, остававшихся под контролем красных все время (то есть евреев России и восточной Белоруссии), то с их стороны них тоже никакого подъема поддержки Соввласти в конце 19-го года или 20-м году ни в каких источниках не отмечается. Напротив - вся поддержка, которую большевики вообще получили в еврейской среде, была совершившимся фактом уже к концу весны 1919 года (последним из моментов этой поддержки было решение партии Поалей-Цион о формировании еврейских коммунистических добровольческих отрядов для РККА). Таким образом, никакого отношения к реакции на погромы эта поддержка не имела, и "в большевики" они никого в сколько-нибудь значимых количествах не отбросили.
Предыдущий "извод" офицерско-чиновничьей государственности на Украине - гетманская Украина - был как раз тем изводом, в рамках которого вообще никаких погромов не было.
Наконец, с конца зимы 1919/1920 отбросить "от белых" к красным на Украине вообще ничто и никого не могло, поскольку вся Украина в это время досталась красным, и никакого места для выбора между красными и белыми в жизни населения Украины тем самым не оставалось.

Таким образом, стандартный тезис о том, что белогвардейские погромы сколько-нибудь повлияли на ориентацию и выбор каких-то групп и подгрупп евреев по отношению к большевизму - это какой-то кубический абсурд: тогда, когда соответствующие ориентации и предпочтения реализовались, еще не было погромов, а когда погромы прошли, уже и никаких возможностей выбора не было.

2. "Красная звезда - масонский знак (масонская пентаграмма), усвоенный из масонской символики большевиками".
Не от масонов - а от русской императорской армии. К исходу 18 века пятиконечная звезда в Европе функционировала как символ самых разных вещей, принятый в самых разных кругах. Христианские мистики использовали ее как символ Христова Искупления грехов мира (5 лучей - 5 ран Христа; еще ранние христиане использовали пятиконечную звезду как такой символ) и Человекобожия, а также как символическое изображение Вифлеемской звезды; масоны - как символ управляющей сути объекта (в т.ч. всех вещей), способной преобразить этот объект "изнутри", и, соответственно, как символ т.н. "сияющей звезды" - человеческого гения, являющегося эманацией Бога (так как человеческий гений способен преобразить самих людей изнутри, а преображенный человек самим своим преображением экзистенциально преобразит изнутри и мир, в котором он обитает) - то есть и символ высшей власти (духа над материей), способной изнутри руководить и преображать; наконец, во Франции времени революции пятиконечную звезду государство стало рассматривать, в рамках своего обращения к античному декору и римской цивической доблести, как "марсову звезду" - символ бога войны Марса. Могу ошибиться, но не припомню, чтобы звезда была действительно связана с образом Марса в древности, так что, возможно, звезду эту в революционной Франции связали с Марсом под влиянием ее значения у масонов и мистиков.
В иудейской каббалистической традиции пентаграмма (не пятиконечная звезда, а пятиугольник, но видоизменяться в звезду он при странствиях по культурному полю Европы мог, надо думать) обозначала пять верхних сефиротов Древа Жизни - пять высших добродетелей, являющихся началами мира и атрибутами Бога. Поскольку у христиан пятиконечная звезда обозначала Спасение Христово, сатанисты стали к 19 веку употреблять перевернутую пятиконечную звезду как знак Сатаны (согласно их обычной практике использовать христианские символы, перевернутые или инверсированные, как знаки и ритуалы собственного культа). Были и другие употребления алхимическо-мистического порядка.
Как "звезду Марса" Франция времен революции сделала пятиконечную звезду отличительным знаком своих офицеров (ее наносили на эполеты, шарфы и пр.). В качестве "марсовой звезды" с сугубо военной семантикой она была перенята, в подражание французской военной форме, в некоторых других армиях мира. В 1827 ее ввел и Николай I, предписав помещать пятиконечные звезды, по французскому примеру, на эполеты в русской армии, при введении в армии погон пятиконечные звезды стали изображать и на них. В апреле 1917 Временное правительство велело помещать пятиконечную звезду не только на погонах (для чиноразличения), но и на кокардах, в знак принадлежности к русской армии вообще. Большевики унаследовали этот знак от армии 1917 года и узаконили его как собственную армейскую кокарду и эмблему РККА в целом, внеся, однако, "революционные" дополнения, призванные передать отличия новой большевистской армии от старой: на звезду стали наносить серп и плуг (потом - серп и молот), а саму звезду окрасили в красный революционный цвет. Приказ Троцкого (май 1918) об окончательном утверждении этого знака как красноармейской эмблемы именовал ее в точности "марсовой звездой с серпом и плугом".

В том же 1918 году потрясенные событиями штатские умы правой и религиозной ориентации (начиная с Мережковского), не зная всех сих подробностей и запамятовав про перипетии пятиконечной звезды на эполетах, погонах и кокардах русской армии до большевиков, стали говорить и писать о ней как о масонской пентаграмме, каковой миф и дожил успешно до наших дней. Если добавить, что среди большевиков, за исключением буквально нескольких голов, не было масонов, а среди масонов - большевиков (причем означенные несколько исключительных голов были сорокастепенными что среди большевиков, что среди масонов), то комментируемый миф приобретет совсем уж гротескный характер.

3. "Советская власть дала евреям равноправие, что было важным фактором ее поддержки в еврейской среде".
Равноправие евреям дало Временное правительство, - оно просто ввело полное гражданское равноправие, автоматически включавшее и евреев. Гражданское равноправие евреев сохраняла, не отменяла и не ограничивала как Советская власть (по своему мнению), так и белые режимы на территории России, украинские режимы (гетман и петлюровская УНР) и казачьи режимы (Дон, Кубань).

Что гораздо интереснее, это то, что Советская власть на деле никакого равноправия евреям дать не могла, ибо:
1) нельзя никому дать того, чего не имеешь сам. В течение первых своих десятилетий Советская Россия вообще не практиковала гражданского равноправия: разные подгруппы населения имели совершенно разные номинальные и реальные права в завимости от своего должностного, партийного, социального, этнического, территориального и т.д. статуса и / или происхождения. К концу советской истории это различие в правах значительно уменьшилось, но по-прежнему сохранялось. Таким образом, речь может идти не о равноправии кого бы то ни было при Советской
власти, а разве что о введении для евреев бесправия и неравноправия той же природы, что и для русских и пр. Скажем, в 1913 году евреи, кроме ряда категорий, не могли свободно выехать из какого-нибудь Бобруйска за черту оседлости, а христиане могли. А в 1920 году свободно выехать из Бобруйска не могли вообще никуда ни евреи, ни неевреи, поскольку большевики отменили частное передвижение по стране, и чтобы откуда-то куда-то поехать, нужно было получить соответствующее разрешение и направление от власти. Или, опять же, в 1913 году евреи (кроме некоторых категорий) могли зарабатывать торговлей в одних губерниях и местах и не имели права это делать в других местах, а христиане могли это делать всюду. А в 1920 году это под страхом расстрела запрещали по всей стране всем. Или, опять же, в 1913 году еврей, сын лавочника-еврея, как еврей был резко ограничен в праве, допустим, поступить в вуз; а в 1923 году он вообще не имел такого права как сын лишенца - но зато наравне с детьми русских лавочников. Такого рода равноправие Советская власть евреям действительно обеспечила; в 20-х годах лишенцами (то есть пораженными в правах) побывало около 30 процентов евреев СССР.
2) Хотя бы минимально социально продвинуться - получить высшее образование, хорошую работу и пр. - при советской власти можно было, что евреям, что нет, только демонстрируя принятие государственной большевистской "веры". А продемонстрировав ее _не_приятие, человек не просто лишался возможности социального продвижения, а гремел под репрессии (описываю стандартное положение дел в первые тридцать лет Соввласти; но и в 1985 я или кто другой не имел ни малейших шансов поступить на истфак, не будучи комсомольцем). Но, пардонне муа - так и Российская империя при условии принятия евреем ее государственной веры раскрывала ему свои просторные объятия и снимала с него почти все ограничения. При этом за открытое и явное неприятие своей государственной веры (каковому неприятию было равносильно уже и само пребывание в неправославном вероисповедании согласно документам учета населения) Российская империя не сажала и не стреляла. В 1913 году я был бы резко ограничен в возможностях поступления в Московский университет, если бы только не присягнул формальным образом христианству; в 1925, 1965, 75 или 85 (независимо ни от каких негласных процентных норм, которые действовали в 75-м, а в 65-м и 85-м - не действовали) я вообще не имел бы шанса поступить туда же, если бы только не присягнул формальным образом тогдашней государственной религии - коммунистической идеологии. А при присяге государственной вере соответствующего времени я получил бы немедленное равноправие что в Российской империи, что в СССР. Разница разве что в том, что авраамитическая религия в ее восточноевропейском варианте 1900 года несравненно пристойнее советской государственной религии. При этом за открытое исповедование почти любого мировоззрения, несовместимого с госрелигией 1913 года и антагонистичного ей, мне Российская империя в 1913 году не сделала бы ничего; а вот Советская Россия за открытое исповедование любого мировоззрения, антагонистического ее госрелигии, в первые свои сорок-пятьдесят лет меня попросту бы сгноила, а в следующие - основательно опустила бы и держала в чернорабочих.
Таким образом, Советская Россия обеспечивала евреям "равноправие" на условиях точно таких же, как это делала и Российская Империя, а при невыполнении этого условия подвергала куда бОльшим бичам и скорпионам, чем последняя.
Так что когда у очередного большевизана или очередной Евгении Гинзбург кто-то прочтет про Советскую власть, которая обеспечивала евреям не исптываемое ими "до без царя" равноправие, и как ее за это можно было евреям любить - то верить этому не надо. Авторы, несомненно, имеют в виду очень реальные вещи, вызывавшие у них или в их среде благодарность - только это не равноправие.

Previous post Next post
Up