К предыдущему посту: Аналоги у смежников

Dec 05, 2009 20:06

Аналоги у смежников.

К сожалению, я лишен возможности привести здесь сканы иудаистского аналога игре из предыдущего поста: лишь семейные предания да отрывочные упоминания донесли до меня сведения о нём. Согласно этим преданиям и упоминаниям, на рубеже 19-20 веков существовали делавшиеся на предмет религиозного еврейского воспитания наборные доски: в дереве были вырезаны в виде углублений нужной формы ивритские буквы, складыыавшиеся в различные заповеди и ключевые фразы из Торы. В буквы, т.е. в углубления заливался мед. Прилежное дитя было призвано проводить пальцем по углублениям и, изучая начертание и смысл высказывания, одновременно слизывать мед с пальца. Так решалось несколько задач сразу: 1) стремление к плотскому, то есть мёду, было хитроумно увязано с изучением писания, так как лишь по мере продвижения от буквы к букве и от фразы к фразе можно было добыть и доесть мед до конца; 2) не только глазами, но и, так сказать, самым осязанием и кончиками пальцев дитя запоминало начертание букв и самые заповеди; 3) на самом, можно сказать, базовом уровне условных рефлексов дитя познавало всю сладостность Торы, ибо изречения из нее оказывались ассоциативно объединены со вкусом меда и мёд в них (изречениях) непосредственно и содержался.

Впоследствии процедура сия могла быть повторена, однако уже с условием: лишь прочитав и огласив заповедь и обнаружив понимание ее смысла дитя могло вновь добыть и слизать тем же манером мёд, вновь предусмотрительно залитый в буквы.

По-видимому, лишь некоторая нехватка мёда могла помешать убийственной для маловеров эффективности всей идеи и привести к тому неодолимому отходу от веры отцов, который охватил шир.нар.евр.массы Российской Империи на рубеже 19-20 веков.
Previous post Next post
Up