Тамара Катаева, Шилейко, Ахматова - 2

Jun 18, 2009 05:46


Тамара Катаева, Шилейко, Ахматова - 2

В своем монументальном сочинении «Анти-Ахматова» (о нем я уже имел случай писать:
http://wyradhe.livejournal.com/26063.html

о самой загадочной Катаевой см.
http://community.livejournal.com/antiakhmatova/3224.html  ;  
свой успех 2007 - весны 2008 она почему-то развивать в конце 2008 - начале 2009 не стала. Может, решила, что миссию свою выполнила?)

- так вот, в этом сочинении Тамара Катаева, среди прочих истинных и ложных утверждений, многократно заявляет, что Шилейко с Ахматовой сожительствовать-то сожительствовал, ан вот жениться на ней так и не женился, она же, Ахматова, облыжно-де засчитывала его себе в мужья. Пишет на эту тему Катаева с экспрессией, полагая, что сделала немалое открытие :

«Вычеркивая из числа мужей Шилейко и Пунина - тех, кого считают законными мужьями самые добросовестные исследователи жизни Ахматовой - я вовсе не упираюсь в то, что они не были «расписаны» - не состояли в зарегистрированном браке. На все времена и культуры свои обычаи. Однако Ахматова и не состояла с этими мужчинами в той форме брака, который в то время признавался обществом».

Как видим, великодушная Катаева даже готова была бы засчитать Шилейко в мужья Ахматовой, хоть они, по Катаевой, и не состояли в зарегистрированном браке, так ведь вот беда - они и ни в какой другой форме брака не состояли, а под кустом венчались. Цитирую Катаеву:

«Странная форма сожительства с Владимиром Шилейко - …его фальшивое заверение, что он зарегистрировал их отношения, «перешел в православие ради Ани - приношение ей» (чего, разумеется, не было, да и рассказывает об этом только она), реальный развод с вскрикиваниями Ахматовой: «Какую же фамилию мне теперь впишут в паспорт?!» … «…Книга «Последняя любовь» - переписка Шилейко с Ахматовой и с Верой Андреевой - все расставляет по местам. Открываю… бракосочетание Владимира Казимировича Шилейко с Верой Андреевой…. Переписка самих моолодоженов, стихи. Совместная жизнь, ребенок. Все это происходит в те годы, когда Анна Ахматова приписывала себе второе, с ним же [Шилейко], замужество.
Это история с Шилейко». (с.417 сл.).

На фотографии Тамары Катаевой видим миловидное, несколько беличье и несколько оскаленное лицо. По профессии она дефектолог. Было бы неплохо, если бы она, пользуясь своими специальными знаниями, улучшила бы свои навыки чтения, потому что так, как она это делает, книжки читать нельзя. Так даже Трауберг не переводит, как Катаева читает.

Ибо в этой самой книге «Владимир Шилейко. Последняя любовь» (М., 2003, далее ВШПЛ), на которую ссылается Катаева, черным по белому означено (и подробно отражено в переписке Шилейко с его последней женой Верой Андреевой) следующее:

- 1) что и познакомился-то он с Андреевой в 1924, регулярная переписка у них началась в начале 1926, свадьба была 18 июня 1926 года.

Ахматова же была замужем за Шилейко в ПРЕДЫДУЩИЕ годы, с 1918. В конце 1922 года она ушла от Шилейко к Н.Н. Пунину, большевизану-эстету, а осенью 1924 и переселилась к нему. Заходила, однако, к Шилейко подкармливать его собаку и следить за его квартирой во время его отъездов в Москву. Развода с Шилейко она не получала в силу полной его ненадобности - ибо Пунин разводиться со своей женой ради Ахматовой тоже не хотел, и жили они все у Пуниных всем полком - Пунин, его жена, его дочь и Ахматова.
Таким образом, ни о каком хронологическом совпадении брака Шилейко с Андреевой и сожительства его с Ахматовой, о котором почепу-то пишет Катаева, и речи быть не может. И, естественно, ни в каком страшном сне Ахматовой не приходило в голову после 1926 описывать себя как жену Шилейко и «приписывать себе с ним в эти годы замужество», как пишет Катаева (в частности, 20.05.1926 она подробно излагала Лукнцкому историю своего брака с Шилейко как полностью завершившегося и оставшегося в прошлом, ВШПЛ. С.67), тем более что -

2) в письмах Шилейко, Веры Андреевой и ее матери Е. Андреевой, в разговорах Ахматовой во всех подробностях излагается, как для заключения брака с Андреевой Шилейко пришлось получать формальный развод от предыдущего, столь же четко оформленного брака с Ахматовой.
- 31.05.1926 Шилейко пишет Ахматовой: «Добрый слонишка… Если Вы приложите Ваше согласие на развод и самоё брачное свидетельство взяв его у Ильминского, то это облегчит и ускорит дело…» (ВШПЛ: 69);
- Лукницкому 1.06.1926 Ахматова говорит, что «получила… повестку народного суда о разводе» (дневник Лукницкого, ВШПЛ:70)
- сам суд, формально прекративший состояние брака между Шил. и Ахм., состоялся в Москве 8.06.1926 (дневник Лукницкого, ВШПЛ: 71)
- в том же ВШПЛ опубликовано решение этого самого суда (с приведенным архивным номером), и в тоём решении говорится, что «брак супругов Шилейко и Ахматовой-Шилейко был совершен в декабре 1918 г. в гор. Ленинграде в нотариате Литейной части, который [брак] они и просили расторгнуть» (ВШПЛ: 71). Что суд и сделал, формально разведя супругов и постановив «фамилии им оставить добрачные - ему Шилейко, а ей Ахматова» (там же). На самом деле суд допустил неточность - что неудивительно, ибо московский райсуд не особенно следил за ленинградскими делами; в действительности вступала в брак с Шилейко Ахматова как «Горенко», и не в Литейной части, а в Василеостровской (ВШПЛ: 73).

Но и это еще не все. Георгий Иванов в своих мемуарах поминает еще и венчание Шилейко с Ахматовой в 1918 во Владимирском соборе (Георгий Иванов. Собр. Соч. М.. 1994. Т.3 С.377); сам Иванов, вящего интересу ради, говорил, что в мемуарах многое сочинял, а легковерные литведы ему поверили, так что сообщение Иванова в приличном обществе за аргумент не сойдет. Однако сама Вера Андреева в переписке с Шилейко обсуждает стоящую перед ним необходимость получить для вступления с ней в брак не только гражданский, но и церковный развод (ВШПЛ: 61); таким образом, он с Ахматовой действительно венчался.

Итак, Шилейко с Ахматовой чин по чину зарегистрировали свой брак в 1918 г. перед лицом государства, а заодно еще и церковный брак заключили, и все это подробно освещено в ВШПЛ. И вот Катаева со ссылкой на ЭТОТ САМЫЙ ВШПЛ заявляет, что брак Шилейко с Ахм. НЕ был ни зарегистрирован, ни оформлен еще каким-либо «признаваемым в обществе» способом.

«Шиза косила наши ряды». Опять же, так лихо лгать удавалось ранее разве что самой Ахматовой.
Previous post Next post
Up