Бобок-1. Нуминозное

May 29, 2009 17:24

-- В ближайшее время мои возможности писать сюда будут меньше, чем раньше, а мои возможности читать то, что сюда напишут - довольно ограниченны, поскольку я сейчас несколько (в очередной раз) вожусь со зрением. Регламентные работы)). Поэтому если я не отвечаю быстро, это никоим образом не значит, что я что-то пропустил, с течением времени непременно отреагирую.

Пока разные заметки из полустарого с общей темой "Бобок". С наслаждением читал отличное изложение в "Историографии древнего Востока" теорий "нуминозного" (разные протестантские теологи, Ван Дийк, Якобсен и пр.) применительно к истории "религии" Древней Месопотамии. Цитирую:

"Концепция эта имеет следующие основные положения:
1. Основой всякой религии является совершенно определенный опыт
противостояния [тут имеется в виду не противоборство, а предстояние/встреча лицом к лицу - А.Н.] cиле, находящейся за пределами нашего мира (нуминозное или "Всецело Иное"). Эта сила обладает амбивалентным влиянием на человека, внушая как всеобъемлющий ужас, так и безоговорочное поклонение. Позитивный [т.е. утверждающий нечто по этому поводу и ориентирующий на некий контакт с этой силой - А.Н.] отклик человека на данный опыт... и есть то, что составляет религию.

2. Поскольку нуминозное не принадлежит нашему миру, оно никоим образом не может быть описано".

Я очень веселился, когда припоминал всю теориию.

Почему человека трясет? Потому что на него напала злая болезнь Трясучка. (Народное).

Почему в водоподъемной трубе, если поршень потащить вверх, то вода потянется за ним? Потому что природа не хочет, чтоб там пустое место оставалось. (Аристотель)

А почему младенец при данных родах не выходит быстро? Значит, не хочет выходить; посыпем сахар в родовой канал роженицы, чтобы его выманить на сладкое (опять народное - у повитух такой прием был).

Почему тело движется? Понятно почему: потому что в нем действует движительная сила. (Аристотель)

А почему оно перестало двигаться? Еще понятнее: движительная сила кончилась. (Аристотель).

Почему люди чему-то поклонялись, испытывая при этом перед ним же ужас? Ясное дело: это на них воздействовала некая сила, которая как раз и вызывает у людей ужас и поклонение (см. выше).

А почему об этой силе ничего внятного сказать нельзя? А потому, что она не принадлежит нашему миру, вот и нельзя (см., опять же, выше).

Все одно к одному.

Остолбенеть все-таки можно, если хорошо подумать. В 20 веке вот с такой логикой люди писали книги - писали при свете электричества, которое было открыто только и исключительно потому, что нашлись другие люди, которые в 17 веке раз и навсегда положили себе запрет думать и объяснять вещи на такой манер и написали об этом много букв. После чего трудами таких людей возник тот самый мир, в котором Якобсен лечился лекарствами, слушал радио и ездил на автомобилях. И все равно сидел радостной птичкой на ветке, распевая песни все по той же очаровательной логике, с той самой простотой, что хуже воровства: если ребенок долго не выходит при родах - значит, не хочет; если тело движется - то это работа движительной силы; если люди чему-то поклоняются и этого чего-то ужасаются - так, стало быть, это они взаимодействуют с силой, вызывающей поклонение и страх; если кошка, попив бензина, сначала бежит, а потом падает - значит, в ней бензин кончился. Сфера гуманитарного "познания" процентов на 75 состоит вот из такого добра, а в позитивной философии и теологии - как бы не на 99,(9) процентов (отделяя от них _историю_ того и другого).

Но есть и повод для радости: она и значения в современном мире почти полностью лишилась, эта сфера.
Previous post Next post
Up