Leave a comment

Comments 30

(The comment has been removed)

wyradhe July 17 2013, 14:40:46 UTC
О России множество такого материала рассеянно по судебным и сыскным делам и запискам иностранцев. К примеру, в 1701 году крестьяне некоей деревни говорили друг с другом, что "помещик до нас лих, а государевы подати [непомерно] велики", и что "государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом" (т.е. ничего, кроме собственного тела и души, у людей не осталось), и один из участников беседы, Степанов, сказал: "Государя на Москве [вообще] нет, [он] семь лет в полону, а на царстве сидит немчин. Вот тысячи с четыре стрельцов порубил. Если б он был государь, стал ли б так свою землю пустошить?!»

И много такого.. (Н.Б.Голикова. Политические процессы при Петре I. По материалам Преображенского приказа. М., 1957).

Reply

wyradhe July 17 2013, 15:01:15 UTC
Впервые, насколько я знаю, к этим материалам Преобр. приказа обратился Ключевский: "Пошли народные толки, подслушанные полицией. Крестьяне жаловались: как бог его нам на царство наслал, так мы и светлых дней не видали; тягота на мир, рубли да полтины да подводы; отдыха нашей братье крестьянству нет. Сын боярский, подслушавший этот ропот, вторил крестьянину своими сословными горями: какой он царь Всю нашу братию на службу выволок, а людей наших и крестьян в рекруты побрал; никуда от него не уйдешь, все на плотах распропали (на морских постройках); и как это его не убьют? Как бы убили его, так бы и служба миновалась и черни стало бы легче. Солдатские жены развивали свою особую консервативную публицистику: какой он царь! Мужей наших в солдаты побрал, всех крестьян с дворами разорил, а нас с детьми осиротил и век плакать заставил. "Какой он царь!" - подхватывал холоп: он враг, оморок мирской; однако сколько ему по Москве ни скакать, а быть ему без головы. "Мироед! - вопияли другие. - Весь мир переел, все переводит добрые головы; только ( ... )

Reply

wyradhe July 17 2013, 15:14:15 UTC
Или речи купца Гаврилы Никитина в 1698: "Черт его, государя несет под Царьгород [Константинополь]. Жаль силы [войска], что пропадет, а государь хотя б и пропал - мало горя!"
На допросе от слов этих накрепко отказывался, заявляя, что его оговорили, но допрашивали так, что на третью неделю следствия умер.

Reply


(занудно) semen_serpent_2 July 17 2013, 14:28:12 UTC
У нас нет оснований говорить, что евнух сформировал такие свои взгляды посреди Китая. Скорее есть основания говорить, что к таким взглядам он пришёл посреди степей, лично сравнив китайские и сюннские порядки.

Reply

Re: (занудно) wyradhe July 17 2013, 14:31:24 UTC
Дело в том, что о порядках сюнну в Янь хорошо знали и так (это приграничное северо-восточное княжество, веками воевавшее, торговавшее и иным образом контактировавшее с сюнну и другими варварами).

Reply

semen_serpent_2 July 17 2013, 16:08:00 UTC
Однако же сам ехать в степи он не хотел, его заставили. Кабы он ещё в Янь был таких мнений о китайских порядках - то вряд ли стал бы противиться переезду.

Reply

wyradhe July 17 2013, 17:57:25 UTC
Общее мнение о превосходстве каких-то иноземных порядков над нашими и о таких-то вопиющих дефектах наших порядков не побуждает ни меня, ни массу других людей уезжать из страны. А тут еще и резкий разрыв в уровнях жизни. Можно в Москве констатировать, что традиционная культура юкагиров или койсанов несравненно лучше (разумнее и человечнее) средней культуры нынешней Москвы, но едва ли это многих побудит переселяться из Москвы на Колыму или в намибийское племя...

Reply


torvard July 17 2013, 14:51:55 UTC
>>посреди Китая вполне могли, как видим, вырастать люди с такими убеждениями<< - "варварофильские" настроения проявлялись наверное во всех цивилизациях осевого времени. В средневековом Китае, кстати, тюркские моды дошли до того, что представители тамошнего креативного класса стали переселяться в юрты. Про античные Грецию и Рим я уже не говорю. Тяга к экзотике и дауншифтингу, видимо неотъемлемая черта цивилизаций.

Reply

wyradhe July 17 2013, 15:45:54 UTC
Дело в том, что в Китае _этого_ времени подобного (тренда) не было. Это личное остервенение Чжунхан Юэ против порядков отечества, к тому же остервенению конвергентно, вероятно, приходили и другие люди, но общего явления это не образовывало - в отличие от разных видов варварофилии в Риме и некоторые эпохи жизни Греции (не в классич. Греции) или иных кругах Европы 18 века. Чжунхан Юэ, судя по его речам и поведению, не столько, вероятно, гуннов любил, сколько порядки Китая не любил.

Reply


vdinets July 17 2013, 16:02:23 UTC
У молодых японцев, которых задолбали сложные правила поведения, одним из вариантов эмиграции-лайт считается переезд на Окинаву - там все расслабушнее. Остров благодаря такому притоку молодежи процветает.

Reply

wyradhe July 17 2013, 18:17:50 UTC
Причем похоже, что до Токугавского конфуцианства расслабухи и так хватало всем, а до массового школьного образования и общественненого при Мэйдзи - все еще хватало простонародью.

Reply

hoddion July 17 2013, 18:38:08 UTC
Одна моя закомая японка так и не стала никуда поступать после школы, уехада на Окинаву, там хиппует и стала отличной фотохудожницей.

Reply


lynx9 July 17 2013, 17:01:04 UTC
Меня давно уже интересует не тот вопрос, откуда он взялся, а тот, отчего он не смог воспитать себе преемника даже в собственных сыновьях или привлечь к себе людей, которые бы после его смерти продолжили его дело.

Reply

wyradhe July 17 2013, 18:16:05 UTC
1) Потому что он не мог бы даже и системно проговорить вслух, в чем именно состоит его дело и в чем оно идет наперекор общепринятому. Как говорит Сыма Цянь в биографии сановника Чао Цо, большого сторонника разных сильных реформ, которого Вэнь ценил и держал на службе, но советы его не использовал (так как считал, что негативная реакция элиты будет слишком сильна и приведет к смуте), а вот сын Вэня стал было частично следовать его советам - и через два с лишним года смута недовольных реформами началась, и чтобы умиротворить восставших, сын Вэня казнил Чао Цо ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

wyradhe July 17 2013, 19:02:30 UTC
Трудно сказать, - сочетание личного характера; того, что она мало его вообще видела в детстве; того, что он ее считал узурпаторшей его власти (собственно, по всем понятиям при его совершеннолетии она должна была бы передать власть ему, да и до того быть регентшей, а не императрицей. Конечно, в России тогда не было ясного закона о престолонаследии, но все же общие понятия были. Рекомендую биографию П. Пескова - http://mirknig.com/knigi/chelovek/1181145284-pavel-i.-serija-zhzl.html - там это тоже прослеживается.

Reply


Leave a comment

Up