Скалозуб, Ермолов и Грибоедов

Oct 30, 2008 12:05

Скалозуб, как известно, в 1813 служил сначала в 30-м егерском полку, а в течение того же года перешел в 45-й егерский полк. Дальше этот полк был летом 1819 переименован в 44-й егерский (ниже - 45-й[>44-й] егерский полк) и послан в распоряжение Ермолова на Кавказ. Осенью 1819 на Кавказе полк передали под командование полковника Пузыревского 1-го, хорошо знавшего страну (он служил здесь с 1817/18 г.). На рубеже 1819/1820 полк разместили в Имеретии и Гурии. Однако весной 1820 полковника Пузыревского заманили в ловушку и убили Кей-Хосров Гуриели сотоварищи. Вместо него с мая полком поставили командовать подолковника кн. И.Н.Абхазова.
Кей-Хосров Гуриели был одним из представителей влиятельного в Абхазии рода Гуриели - князей Гурии (большинство представителей рода были как раз на русской службе). Ермолов в своих записках описыват это так:
"Один из родственников гурийского владетельного князя, дядя его родной князь Койхосро Гуриел, человек, известный непокорностию своею правительству, явно приверженный туркам и с ними имеющий вредные для правительства связи, не исполнив ни одного из распоряжений, сделанных полковником Пузыревским, знал, что не только не оставит он ослушания ненаказанным, но может еще открыть злодеяния его, удалясь из дома своего, где боялся быть захваченным, скрывался в лесах и подговорил людей, которые бы убили полковника Пузыревского.
Вскоре представился удобный случай для произведения сего злодеями. Полковник Пузыревский, обозревая Грузию, заехал в жилище сего князя, и узнав, что он находится не в дальнем расстоянии, желал видеться с одним из друзей его, который, так же будучи замечен человеком неблагонамеренным, имел тогда у него свое пребывание. В проезд чрез лес в сопровождении одного офицера, переводчика и одного казака, встретился он с несколькими гурийцами, и когда спрашивал их, где их князь, сделаны по нем ружейные выстрелы, одним из них он убит был на месте, как же убит и казак, офицер и переводчик схвачены и увлечены. Конвойная весьма небольшая команда, которой приказал полковник Пузыревский оставаться назади, не смея идти в лес, где слышны были выстрелы, возвратилась".

Вот приказ Ермолова от 28.04.1820 44-му егерскому (бывшему 45-му) полку по случаю смерти Пузыревского:

"Ген. от инф. Алексей Петрович Ермолов. 1820. В 44-й Егерский полк. От 28-го апреля

Вы лишились, храбрые товарищи, начальника, усердием к службе великого государя отличного, попечением о вас примерного. Жалею вместе с вами, что погиб он от руки подлых изменников, вместе с вами не забуду, как надлежит отмщевать за гнусное убийство достойного начальника. Я покажу вам место, где жил подлейший разбойник Койхосро Гуриел; не оставьте камня на камне в сем убежище злодеев, ни одного живого не оставьте из гнусных его сообщников. Требую, храбрые товарищи, дружественного поведения с жителями мирными, кроткими, верными подданными императора; приказываю наказывать без сожаления злобных изменников".

Как это все соотносится с биографией Скалозуба? И был ли он вообще в 45-м[44-м] егерском полку к этому времени? Да, был. Фамусов говорит Скалозубу: "Давно полковники, а служите недавно" - это значит, что Скалозуб полковник уже как минимум 2-3 года. Скалозуб на это отвечает, объясняя свое возвышение в полковники: "Довольно счастлив я в товарищах моих, вакансии как раз открыты: то старших выключат иных, иные, смотришь, перебиты". Значит, возвышение Скалозуба состоялось в ходе каких-то военных действий, причем недавних, иначе Скалозуб не мог бы говорить об этом "перебиты" так, как он это говорит - как об актуальной ситуации, в настоящем времени. Если бы речь шла о кампаниях 1812-1814, подобный способ выражений был бы немыслим (да и не мог бы Скалозуб, поступивший в службу в 1809, в 1812-1814 уже получить полковника!). Значит, Скалозуб получил полковника в недавних по меркам 1822 военных действиях, но таковые шли только на Кавказе. Значит, он действительно был в 45-м (>44м) егерском и на Кавказе в 1819-1820 и далее и именно там получил полковника. А "иные старшие, смотришь, перебиты" - это не о Пузыревском ли?

Итак, Скалозуб получил полковника на Кавказе в 1819-20 гг. в рядах 44-го (б. 45-го) егерского полка, воюя в Абхазии, Имеретии и Гурии, а одним из "старших, перебитых" был командир этого полка до весны 1820 Пузыревский.
Далее Скалозуб говорит, что его "за полком два года поводили". Иными словами, уже будучи в чине полковника, он два года не мог получить командование полком (не будучи в чине полковника, нельзя было бы и считать, что тебе "недодают" полка и "водят" за ним, заставляя ждать; майору, скажем, командование полком и не причиталось). Это тоже находит полное соответствие в истории 45-го (>44-го) полка: ведь на смену Пузыревскому назначили командовать полком кн. Абхазова, - и Скалозубу этот полк не достался, а ведь мог достаться.

И самое существенное: Грибоедов был прекрасно осведомлен об обстоятельствх 44-го (б. 45-го) егерского полка на Кавказе и в 1820 сам писал приятелю о гибели его командира Пузыревского! Вот это письмо:


"А. И. РЫХЛЕВСКОМУ
25 июня 1820. Тавриз

Милостивый государь,
любезнейший Андрей Иванович,

где вы теперь? (...) Что за жизнь! В первый раз отроду вздумал подшутить, отведать статской службы. В огонь бы лучше бросился Нерчинских заводов и взываю с Иовом: Да погибнет день, в который я облекся мундиром иностранной коллегии, и утро, в которое рекли: се титулярный советник. (...) Отчего на генералов у вас безвременье? Один с ума сошел (Эристов). Другой (Пузыревский) пал от изменнической руки; Ахвердов от рук мирных, благодетельных, докторских, жаль его семейства, племянница в Кизляре всех жалчее.
Отчего великий ваш генерал махнул рукою на нас жалких, и ниже одним чином не хочет вперед толкнуть на пространном поле государевой службы? Что бы сказал он с своим дарованием, кабы век оставался капитаном артиллерии? Я хотя не осмелил еще моего мнения до того, чтобы с ним смеряться в способностях, но право дороже стою моего звания. (...)"

Вам преданный
А. Грибоедов".

Итак, Грибоедов дал Скалозубу службу в полку, хорошо ему известном по его собственным кавказским делам, причем служит в этом полку и получает там чин полковника Скалозуб в то самое время и в тех обстоятельствах, которые Грибоедов знал - и едва ли не найдется в этом полку и точный прототип Скалозуба, знакомый Грибоедову в 1820-21... Все, что говорит Скалозуб о своем получении чина полковника и проволочке с получением должности командира полка, точно соответствует обстоятельствам 44-го (б. 45-го) егерского полка в 1819-20 гг. "Два года водили" Скалозуба за полковничьим чином, значит, в 1820 - 1822, считая от смерти Пузыревского ("иные старшие, смотришь, перебиты"). В 1822 он переведен (за заслуги - связей у него нет) - причем не иначе как по представлению самого Ермолова!- с Кавказа в 15-ю дивизию на должность командира полка, в которой и предстает нам в "Горе".

Добавлю еще одну неожиданную деталь. Скалозуб с некоторым неудовольствием отзывается о том, что его в 1820-22 "за полком два года поводили". Кто поводил? Ермолов. А в это самое время сам Грибоедов был недоволен тем, что Ермолов затягивает его собственное, грибоедовское, повышение (см. процитированное письмо). Скалозуб и Грибоедов как подчиненные Ермолова в 1820-21 и сотоварищи по недовольству тем, что Ермолов не дает им подобающего им, по их мнению, повышения - это, как будто, картина, еще не замеченная специалистами.
Previous post Next post
Up