Юкагирский рассказ о том, как Советская власть обломала зубы на шамане.

May 10, 2010 23:40

Юкагирский рассказ о том, как Советская власть обломала зубы на шамане.
Опубликован в: Николаева и др. Фольклор юкагиров верхней Колымы (хрестоматия). 1989.

Юкагиры - группа племен (очень отдаленные родственники финнов, потомки родственных финно-уграм и самодийцам мигрантов с запада, смешавшихся с местными мнголоидами Прибайкалья и Якутии около 10 тыс. лет назад), несколько тысяч лет занимавших территорию от Енисея до Анадыря, но в 12-15 вв. оттесненных на север переселениями и нашествиями эвенков, а в 18 веке страшно разоренных чукчами и коряками. Пришедшие в Восточную Сибирь русские с ними держали тесную дружбу и союз (в 18 веке, в частности, вместе с ними отбивали нашествия чукчей и сами ходили на Чукотку), однако принесенная с запада оспа, к которой у аборигенов не было иммунитета, скосила за несколько десятков лет более 2/3 юкагиров. Около 1650 г. юкагиров было около 5 тыс. чел., в 1700 - 2500, к 1760 - после отражения чукотских и корякских кампаний - около 1400.
Отражение нашествий чукчей русскими силами дало юкагирам мирное существование на 150 лет, хотя численность их так и не восстановилась, а даже уменьшилась (из-за ассимиляции эвенками и особенно чукчами) - в 1897 г. около 1000-1100 человек. (Для сравнения: чуванцев, - юкагиров, перешедших за 19 век на чукотский - к тому времени было еще 500-1000 чел.).

А дальше до них добралась большевистская революция. По переписи 1926/27 оказалось менее 400 юкагиров - в 2,5 раза сократилось число за Гражданскую войну, которая в местах проживания юкагиров шла в 1920-1923, - и отряд ЧОНА там орудовал на полную мощность (распущен был только в декабре 1925). Ходил в эти края советский отряд, был истреблен местными "белобандитами", потом пришел карательный отряд... Голод начала 20-х здесь тоже отразился. И хотя юкагиры во все эти события непосредственно были практически не вовлечены - больше половины вымерло и погибло.
Раннесоветская власть их осчастливила в основном социалистическими экспериментами, раскулачиванием шаманов, лигэй шоромохов (верховный старейшина), тенбей-шоромохов (военный вождь) и наиболее богатых родовичей, а также расстрелом Тэки Одулока (первого юкагира с высшим образованием и пепвого юкагира писателей) в 1938 - за шпионаж и местный национализм. Число юкагиров к 1960 практически не выросло (442 человека по переписи 1959 года) - даже несмотря на некотрое снижение детской смертности.

Как известно, с середины 1950-х Советская власть сильно переменила свое отношение к людям, и на юкагирах это сказалось в самой высокой степени - в 1970 было уже более 600, в 1989 - более 1100 (что превысило имперску. численность).

Кампания по раскулачиванию юкагирам запомнилась так хорошо, что о ней рассказывают легенды. Вот одна (в передаче, приближенной к русскому синтаксису, и изложении) :

"Мой дед был шаман, хотя шаманить, собственно, не шаманил - у него не было бубна. Когда кулаков брали, его тоже взять хотели. Пришли трое - двое русских и один переводчик-якут. Говорят: "Ты - шаман, мы будем тебя судить". Он им: "Берите меня, если надо". Они: "Придем завтра, снимай свои сети". Он снял. Назавтра они пришли, говорят: "Ну, старик, давай, покажи что-нибудь". Он ответил: "Э-э, ладно, я вам покажу".
Воткнув в дверь четыре ножа, силой мысли он вызвал в дом воду из реки, она раскрыла напором дверь и влилась в дом чуть не до потолка! С водой пришел налим, поиграл в воде и выплыл обратно в реку.
"Видели?" - говорит. "Ээ, -говорят, - видели".
"А сейчас что увидите?" - спросил он и силой мысли вывел из леса медведей в дом, медведи вошли в дом и стали бороться по его мысленному приказу, а потом ушли.
"Ну, видите?" - говорит. "Ээ, видим, - говорят, - что еще покажешь? Какой еще опыт имеешь, покажи".
Тогда силой мысли он вызвал лошадей в дом, и те друг друга терзали зубами и били копытами, а потом выпрыгнули через окно.
"А сейчас, - он им говорит, - вы человека увидите". Человек наполовину вошел в комнату, а наполовину стоял за дверью. "Это мы только половину человека видим", - говорят те двое и переводчик. Тут половина, что была в комнате, истаяла и стала невидима, так что стало видно, как в разрезе, вторую половину - как там работает сердце и течет кровь. Так этот человек и вышел из дома и ушел. "Ну, видали?" - говорит мой дед.
"Ну, видали, - говорят, - ну, что еще покажешь?"
Он говорит: "Давайте, к берегу спустимся, я буду держать тарелку с водой, вы в меня из винтовки три раза стреляйте". "Нет, - говорят, - не будем, ты же погибнешь". "Нет, я не умру. Стреляйте прямо в середину тарелки из трех винтовок сразу". Но они не согласились, а говорят: "Ну, что еще будешь делать?" Он повел их к реке, показал им рыбу в волнах: "Видите рыбу? Если рыба к берегу придет, сразу хватайте", - говорит. И тут они видят: рыба идет валом, так что весь верх воды - уже не вода, а рыба. Те трое схватили рыбу. "Вставайте", - говорит он им, - "Ну, что, держите рыбу?" "Ага, держим, держим!" "Ну тогда посмотрите, что вы на самом деле держите!" Они смотрят: - а они, оказывается, стоят, сами себя держа за мужские члены (он отвел им так глаза). Стало им тогда стыдно и они сказали: "Ладно, мы больше не будем, тебя не будем трогать. Вот. Ты лучше оставайся".

***
Финал истории нельзя понять вне культуры юкагиров. При очень высокой степени нормативной сексуальной свободы (например, уважающая себя семья при физическом совершеннолетии дочери сооружала ей отдельное помещение с отдельным входом, чтобы она могла с должным прайваси принимать возлюбленных; при этом считалось, что хорошая девушка занимается любовью только с теми, кто ей по сердцу, а распущенная - с кем попало вообще, ей все равно, с кем), юкагиры имели также исключительно мощную систему обережных табу на разного рода демонстрацию всего, связанного с сексом или обнаженным телом. Считалось, что нарушение этих табу наносит серьезный удар по душевной силе нарушающего, нечто вроде ущемления души (за явный знак такого ущемления принимали спонтанное чувство неловкости, которое человек ощущает, если внезапно оказывается под наблюдением в интимной с его точки зрения ситуации). Поэтому с юкагирской точки зрения те трое энкаведистов с винтовками совершенно потеряли лицо, после чего им только и оставалось смутиться и удалиться.
Previous post Next post
Up