Бабий Яр Евтушенко

May 21, 2015 19:03




Стихотворение Е.Евтушенко «Бабий Яр» имело намного больший резонанс, чем само это событие. И в силу такой историко-политической значимости, я тоже был наслышан о героических заслугах автора, высоко оцененных представителями еврейского народа… и безоговорочно подтверждённых огромным недовольством, многочисленными осуждениями и реакционными нападками возмущённых идеологов! В общем, пока до меня доходили положительные отзывы, цитируемые строки - статус «праведника мира», неформально присвоенный Евгению Евтушенко единогласием русских евреев, сомнений не вызывал. Померзело мне по-настоящему, когда я неожиданно ознакомился с полным текстом оригинала… Зело померзело!(( … и мерзость эта меня гнетет снова и снова, когда в полемике какой-нибудь еврей отправляет русского патриота к «Бабьему Яру» Евтушенко - поучиться настоящей русскости. Это уже просто манера.

Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас - я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.

Мне кажется, что Дрейфус - это я.
Мещанство - мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.

Мне кажется -
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"- насилует лабазник мать мою.

О, русский мой народ! - Я знаю - ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.

Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя "Союзом русского народа"!

Мне кажется - я - это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много -
это нежно
друг друга в темной комнате обнять.

Сюда идут?
Не бойся - это гулы
самой весны - она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет - это ледоход...

Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,
я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я - каждый здесь расстрелянный старик.
Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!
"Интернационал" пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
и потому - я настоящий русский!

_________

Не хочется останавливаться на стилистических неясностях… Как то, например, «бряцать именем»? И почему оно чистейшее? Автор явно разделяет! Русский народ - чист от антисемитизма… А антисемиты - это не русский народ, а подло использующие его имя… Это какую же чистку нужно провести в русском народе, чтобы он мог соответствовать убеждениям Евтушенко!!! … не зря русские обижаются.

Тут другая мерзость жирно блещет! Обратите внимание, как он воображает себя «попавшим в кольцо», детально смакуя безвыходность и унижение… а глумятся над ним всё дамочки!.. да все в оборочках… визжат!.. и тычут в него, каждая - соответствующим предметом женского туалета. Если это только мне тут кажется, что я - Зигмунд Фрейд, можно было бы записать меня в его пациенты… Но поэма-то продолжается.

Всем известно оскорбление, которое, несмотря на широкую популярность, сохраняет свою чёрную силу… Можно также утверждать, что использующий оскорбление против кого-то - оскорбляет и себя, в большей ли, меньшей степени - зависит от ситуации и субъективного восприятия. Но описание (и воображение!) сцены насилия над собственной матерью! - с тем же сладострастным бессилием наблюдающего… Может ли это говорить в пользу еврейского народа?  И тем более в пользу фантазёра, назвавшегося евреем ради такого мазохистского переживания - из благороднейших побуждений?.. Евреи рукоплещут.

Кого и это не останавливает - может продолжить чтение… где распалённые не краснеющие рецепторы автора - рисуют новые картины, действа... Войдя в прозрачный образ Анны Франк (умерла в возрасте 15 лет!), он тут же из него выходит, их опять двое… но они продолжают «друг в друга»… и больше им ничего не надо… нежные объятия в тёмной комнате стремительно переходят в страстные!.. иди ко мне… дай губы, скорее!.. и не бойся… не бойся… ничего не бойся... Ломают дверь? Не обращай внимания... используем всё до секунды!

Должно заметить, что смысл жизни - для большинства мыслящих - действительно прочно базируется на известных её удовольствиях… и сочувствие чьей-то смерти продиктовано той же социальной справедливостью: «мы-то своё ещё поимеем… а она?.. а он?» Вот и Евгений, поэт и человек с большущей буквой! - описывает всю трагедию безвременно усохшей апрельской веточки с набухшими почками… не раскрывшимися листочками… что ласкаются ветерочками. И в этом великий трагизм смерти в отрочестве, понимаете? Потерять жизнь, не вкусив даже её прелестей… Вот, оказывается!!! … в чём жалость. И мне, признаюсь, жаль эту девушку. Но совсем не потому! Не потому что страдала и рано умерла… и не потому, что не попала в руки Евгения Евтушенко. Но потому - что попала к нему на язык! И теперь, с благодарностью от всего выжившего народа, для всего «культурного человечества» её образ навсегда останется обмоченным «гениальной слюной».

Антисемитизм, и русский - идейно основан главным образом на христианстве! И распятие Христа - неизменно вменяется в вину евреям… «заслуженно проклятым». Проклятым, что особенно интересно - самостоятельно!)) «Кровь его на нас и на детях наших!» - именно так, по Библии, «сказал весь народ», требуя самой святой для христиан крови! - крови их  божества!!! …которая, будучи пролитой, так и вопиёт к «Новым богоизбранным» - о справедливом возмездии! (от Матфея 27, 25) Поэтому упоминание распятия - не слишком удачный приём растрогать русскую душу еврейским страданием. Действительно, попытки сближения на основании пятой графы Иисуса встречаются… попытки сближения далёких от религии евреев и христиан. Но они малосостоятельны. «А кем же был Иисус Христос?» «Как можно ненавидеть народ, давший миру Иисуса Христа?!» Очень даже можно… Ведь народ дал, народ и взял.)) И теперь весь мир с Христом, а народ - с проклятием… Сам себя избрал. Ничего странного.)) И чисто по-человечески: даже если Иисус Христос был… евреем… а распяли его те, что евреями остались! - это не вызывает симпатии к их потомкам.

Конечно, такие теологические претензии не стоило бы предъявлять советскому литератору… но беспокоит другой момент, «когда навеки похоронен будет последний на земле антисемит». Беспокоит он многих… Да практически - всех! …антисемитов. Но меня - иначе. Кровавый навет на евреев - известный тренд антисемитизма, но не наоборот… никто не считает антисемитов вампирами или подобной нечистью, для которой похороны - могут носить временный характер. О чём же говорит обстоятельство «навеки» со словом «похоронен»? В христианской традиции известен только один случай «победившего смерть» - сам Христос, погребённый до воскресения. В антисемитизме его можно не сомневаться, известная восьмая глава Евангелие от Иоанна - любима не только грешниками… там же он ведёт диспут с иудеями, расставляя всех по местам: «Я от Бога, а ваш отец диавол». С учётом того, что Второе его пришествие свято ожидается, пожелание повторных похорон, чтобы уже навеки - слишком смелое… Вероятно, автор сам об этом не догадывается… как и все его читатели, слушатели…

В любом случае, сотня тысяч жертв массового убийства, покрытая к тому времени уже тоннами мусора!.. многолетняя многослойная свалка - теперь ещё и щедро пересыпана тяжёлым букетом нездоровой эротики. Интересно заметить, что даже среди апологетов еврейского вопроса, поднимающих Евтушенко на пьедестал «Бабьего Яра», встречаются такие, что подают шедевр сокращённым более чем вдвое!! Отчего, конечно, автор и произведение - сильно выигрывают!..

Решившись на эту рецензию, я посчитал нужным поинтересоваться автором… общей информацией. Оказалось, что Иосиф Бродский так отозвался о нём ещё в далёком 1972-ом:

«Евтушенко? Вы знаете - это не так все просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой… дух не нравится этого. Просто - мерзит.»

И теперь смело могу резюмировать:

Если Бабий Яр за Евтушенко…  я - за Бродского. ))

-------------------------------------------------------------------------

* позже обнаруженные факты самой истории шедевра и жизни шедевратора...
на мой взгляд, очень ценное свидетельство https://www.stihi.ru/2012/08/09/7161
хотя и робкое, никем не услышанное.((

эссе, Бабий Яр Евтушенко, поэзия

Previous post Next post
Up